РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области
в составе председательствующего Журавлевой Н.Ю.,
при секретаре Поспеловой О.Ю.,
с участием представителя истца Игнатьевой М.Н., действующей по доверенности № от 08.08.2022, ответчиков Сычуговой Н.Г. и Кокшаровой В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области 08 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Правительства Курганской области к Кокшаровой В.В., Сычуговой Н.Г. о возложении обязанности по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Курганской области обратилось в суд с иском к Кокшаровой В.В., Сычуговой Н.Г. о возложении обязанности по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения. В обоснование заявленных требований указано, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина», расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Красноармейская, 19, на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15.10.2015 № зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером №. Изначально указанный объект культурного наследия включен в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 09.04.2003 года № «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия и включении объектов культурного наследия г. Шадринска в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области». Охранное обязательство утверждено Управлением культуры Курганской области от 22.11.2013 года №. Собственниками спорного объекта являются ответчики. Актом технического состояния объекта культурного наследия от 27.11.2018, составленного по результатам мероприятий по контролю за состоянием объекта, установлен факт его неудовлетворительного технического состояния. В адрес правообладателей объекта культурного наследия направлены предосторежения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия. В установленный предостережением срок уведомление о принятых мерах по сохранению объекта культурного наследия в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области не поступало. Также собственникам объекта культурного наследия был направлен проект акта технического состояния, в котором определен перечень видов работ по сохранению объекта культурного наследия, а также сроки проведения таких работ. Возражений от ответчиков не поступало. 27.04.2021 года в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области поступила информация об обрушении стены здания, расположенного по адресу: г. Шадринск, ул. Красноармейская, 19 в непосредственной близости от газопровода. Согласно акту осмотра от 13 мая 2021 года №, в течение 2019-2021 года произошло обрушение кирпичной кладки, увеличение трещин, выдавливание стены здания. Требуется безотлагательное проведение противоаварийных работ, так как существует угроза повреждения газопровода. 14.05.2021 года собственникам здания были направлены предписания об устранении выявленных нарушений. В установленный предписанием срок уведомление о принятых мерах по сохранению объекта культурного наследия в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области не поступало. Основываясь на положениях Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», просит обязать ответчиков в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу в установленном законом порядке выполнить первоочередные противоаварийные, исключающие угрозу повреждения газопровода, работы по сохранению объекта культурного регионального значения «Дом жилой Бабушкина», расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Красноармейская,19.
В ходе подготовки по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, привлечено АО «Газпром газораспределение Курган».
В судебном заседании представитель истца Игнатьева И.Н. требования поддержала по доводам, указанным в иске.
Ответчики Кокшарова В.В. и Сычугова Н.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, пояснили, что на момент приобретения здание уже было в разрушенном состоянии, кроме того, указали, что не имеют денежных средств на выполнение данных мероприятий.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Курган» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, здание, расположенное по адресу: Курганская область, г.Шадринск, Красноармейская, 19 является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина», 1913 г. (л.д....).
22.11.2013 года Управлением культуры Курганской области утверждено охранное обязательство на объект №, которое подписано Сычуговой Н.Г. (л.д. ...).
На основании приказа Управления культуры Курганской области № от 31.12.2014 утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина» (л.д....).
Собственниками здания являются ответчики, Кокшаровой В.В. принадлежит 3/4 доли здания, Сычуговой Н.Г. - 1/4 доли (л.д. ...).
Актом технического состояния объекта культурного наследия от 27.11.2018 №, проведенного на основании задания управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области от 16.06.2018 №, установлен факт неудовлетворительного состояния объекта: утрата инженерных коммуникаций, вертикальные трещины в стенах в результате возможной деформации фундамента, прогиб, нарушение покрытия кровли, отсутствие оконных и дверных заполнений (л.д....).
Собственникам объекта культурного наследия «Дом жилой Бабушкина», расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул.Красноармейская,19 Управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области 16.06.2018 выдано задание № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, срок действия настоящего задания установлен 29.12.2018 (л.д...).
16.10.2018 в адрес собственников объекта Сычуговой Н.Г. и Кокшаровой В.В. направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства, а также 28.11.2018 направлен проект акта технического состояния объекта культурного наследия «Дом жилой Бабушкина», в котором приведен перечень работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки проведения данных работ (л.д....).
В установленный предостережением срок уведомление о принятых мерах по сохранению объекта культурного наследия в адрес истца от ответчиков не поступило.
27.04.2021 в адрес управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области поступила информация о выявленном обрушении стены здания, расположенного адресу: Курганская область, г.Шадринск, Красноармейская, 19, в непосредственной близости от газопровода (л.д....).
В соответствии с заданием Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области от 28.04.2021 № проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия (л.д....).
Согласно акту осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина» от 13.05.2021 №, в течение 2019-2021 произошло ухудшение состоянии объекта: обрушение кирпичной кладки, увеличение трещин, выдавливание стены, требуется безотлагательное проведение противоаварийных работ (л.д....).
14.05.2021 в адрес Кокшаровой В.В. и Сычуговой Н.Г. направлены Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований №2 от 13.05.2021, установлен срок для его исполнения - 20.06.2021 (л.д....).
В установленный предписанием срок уведомление о принятых мерах в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области не поступало.
Кокшаровой В.В. и Сычуговой Н.Г. 10.08.2021 также были вынесены предписания АТИ КСиА Администрации г.Шадринска для устранения угрозы возможного обрушения выступающих конструкций фасада здания по адресу: г.Шадринск, ул.Красноармейская, 19. В связи с невыполнением указанного предписания ответчики были привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.25.2 Закона Курганской области от 20.11.199 №25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», назначено наказание в виде предупреждения (л.д. ...).
До настоящего времени ответчиками какие-либо меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения не приняты.
Факт неудовлетворительного содержания и ухудшения состояния объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина», расположенного адресу: Курганская область, г.Шадринск, Красноармейская, 19, в сравнении с 2013 годом (на момент подписания охранного обязательства) подтверждается также фотоматериалами (л.д. ...), протоколом осмотра от 02.09.2022 (л.д....). Из данных фотоматериалов также усматривается, что часть стены здания, расположенная в непосредственной близости от газопровода, разрушается, при этом стена упирается в газопровод, что может привести к аварийной ситуации.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (статья 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, данная обязанность подлежит выполнению каждым из указанных лиц (пункт 1 статьи 47.3 и пункт 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 45 Закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что ответчики, зная об особом статусе находящегося в их собственности объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Бабушкина», расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Красноармейская,19, не принимают меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, не проводят работы по сохранению объекта культурного наследия. Отсутствие мер по сохранению, содержанию и поддержанию в надлежащем техническом, санитарном состоянии объекта культурного наследия ведет к постепенному разрушению здания, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объекта. Кроме того, ввиду ненадлежащего содержания ответчиками объекта культурного наследия в настоящее время существует угроза повреждения газопровода по причине обрушения части стены здания, расположенной в непосредственной близости от газопровода.
Доводы ответчиков, что они приобрели объект культурного наследия в разрушенном состоянии, являются несостоятельными.
В силу статьи 23 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения на основании акта Правительства Российской Федерации: в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы в отношении объекта культурного наследия регионального значения -по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Спорный объект культурного наследия, расположенный по адресу: г.Шадринск, ул.Красноармейская,19, не исключен из Единого государственного реестра объектов культурного наследия.
Доводы ответчика Кокшаровой В.В. о том, что ею охранное обязательство не подписывалось, суд не принимает.
Согласно абзацам 5 - 8 п. 11 ст. 47.6 Закона в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
Поскольку факт ненадлежащего содержания объекта культурного наследия нашел подтверждение в судебном заседании, принимая во внимание, что в настоящее время бездействие ответчиков привело не только к угрозе физической утраты объекта культурного наследия, но и к аварийной ситуации в виде обрушения стены здания на расположенный в непосредственной близости газопровод, учитывая, что именно ответчики, как собственники, несут ответственность за надлежащее содержание указанного здания, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Отсутствие у ответчиков финансовых средств на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия не является основанием для освобождения их от установленных законом обязанностей. Кроме того, при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она должна быть взыскана с ответчиков в бюджет муниципального образования Шадринский муниципальный округ Курганской области
Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительства Курганской области удовлетворить.
Обязать Кокшарову В.В. и Сычугову Н.Г. в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке, выполнить первоочередные противоаварийные, исключающие угрозу повреждения газопровода, работы по сохранению объекта культурного регионального значения «Дом жилой Бабушкина», расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул.Красноармейская, 19.
Взыскать с Кокшаровой В.В. и Сычуговой Н.Г. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования - Шадринский муниципальный округ Курганской области в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждой.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 15 сентября 2022 года.
Судья Журавлева Н.Ю.