Дело № 2а-5142/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Добраш Т.В.
при секретаре Вышловой О.В.
с участием представителя административного истца Харламовой К.Д., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области Беллера В.В.,
30 ноября 2018 года в г.Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Афонин О.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Афонин О.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование требований, что "."..г. через филиал по работе с юридическими лицами г. Волжского Волгоградской области ГКУ ВО «МФЦ» в адрес Управления Росреестра по Волгоградской области им были сданы документы на регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета, на недвижимое имущество и регистрацию ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости по адресу: <адрес>, о чем ему была выдана расписка в получении документов. Крайний срок получения документов, подтверждающих регистрацию прав и регистрацию ограничений прав на объект недвижимости в силу п. 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ №218-ФЗ – "."..г.. "."..г. административный истец обратился в адрес административного ответчика с заявлением (жалобой) исх. №... о принятии мер по устранению нарушений срока регистрации, а также через официальный сайт госуслуг (рег.№...), однако ответа не последовало. Государственная регистрация права и государственная регистрация ограничений прав на объект недвижимости по адресу: <адрес> была зарегистрирована Управлением Росреестра по Волгоградской области только "."..г., с нарушением установленного срока более чем на месяц. Указывает, что бездействием административного ответчика нарушены его права на своевременное осуществление правомочий как собственника недвижимого имущества. Более того, административный истец понес убытки в виде взыскания с него судебных расходов на представителя в сумме 3000 рублей по решению суда по иску о признании его утратившим право на жилую площадь, возмещении судебных расходов. Просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении установленного законом срока государственной регистрации прав на объект недвижимости по адресу: <адрес>, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
Определением суда от 30.11.2018 производство по делу в части требований Афонина О.А. к Управлению Росреестра по Волгоградской области о компенсации морального вреда прекращено.
Административный истец Афонин О.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Харламова К.Д. в судебном заседании доводы административного искового заявления с учетом уточнения требований поддержала, просила суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении установленного законом срока государственной регистрации прав на объект недвижимости по адресу: <адрес>, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области Беллер В.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения не признал по основаниям, изложенным в письменном возражении на административное исковое заявление, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает поданное Афониным О.А. административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что "."..г. через филиал по работе с юридическими лицами г. Волжского Волгоградской области ГКУ ВО «МФЦ» в адрес Управления Росреестра по Волгоградской области Афониным О.А. были сданы документы на регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета, на недвижимое имущество и регистрацию ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости по адресу: <адрес>, что подтверждается расписками в получении документов, в которых специалист МФЦ указал срок выдачи документов – девять рабочих дней с даты приема заявления на осуществление ГКУ и/или ГРП и прилагаемых к нему документов.
Вместе с тем регистрация права собственности и государственная регистрация ограничений прав на объект недвижимости по адресу: <адрес> была осуществлена Управлением Росреестра по Волгоградской области только "."..г., о чем представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с
Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляются в течение девяти рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Порядок приема заявлений и необходимых для государственной регистрации прав документов в Многофункциональных центрах по оказанию государственных и муниципальных услуг, а также порядок их передачи в подразделения Росреестра регулируется ст. 18 Закона о регистрации, постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления", Соглашением №3-ФОИВ/16 от 02.12.2016 о взаимодействии между ГКУ ВО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ГКУ ВО МФЦ), Управлением и Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Волгоградской области (далее - Филиал ФКП).
На основании положений указанных нормативных актов и Соглашения, ответственным работником МФЦ должен быть сформирован и передан в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, помимо документов на бумажном носителе также и пакет принятых документов в электронной форме, сформированный посредством АИС МФЦ (система межведомственного электронного взаимодействия) или ПК ПВД (программный комплекс приема-выдачи документов). . . <...>
Дополнительным соглашением №... от "."..г. Порядок изложен в новой редакции. Согласно разделу 2 Порядка:
представленные в форме документов на бумажном носителе Заявление и прилагаемые к нему документы подлежат переводу в форму электронного документа или электронного образа документа (п. 2.2 Порядка);
электронный пакет документов передается в подсистеме подготовки и обработки запросов (ППОЗ) ФГИС ЕГРН автоматически после завершения приема заявления в ПК ПВД (п. 2.7 Порядка);
пакеты документов на бумажных носителях подлежат передаче в Филиал ФКП в соответствии со Схемой приема-передачи пакетов документов на бумажных носителях, указанной в приложении №... к соглашению (п. 2.8 Порядка).
В соответствии с ч. 4 статьи 14 Закона о регистрации предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав.
В соответствии с п. 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N11/0515 «О
наделении ФГБУ "ФКП Росреестра"» ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав).
В составе указанных полномочий предусмотрены: загрузка содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав, ограничения прав, обременения объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости документах основных сведений о подлежащих государственной регистрации правах, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, сделках, поступивших в порядке информационного взаимодействия сведений о лице, за которым зарегистрированы право на объект недвижимости, ограничения права, обременения объекта недвижимости, поступивших в уведомительном порядке дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН, а также формирование посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственной регистрации прав.
С целью реализации указанных полномочий совместным приказом
Управления и Филиала ФКП от 01.08.2018 №П/300/П138 утверждена Схема
внутриведомственного взаимодействия, последовательности и сроков выполнения технологических процессов при осуществлении функции по кадастровому учету и регистрации прав.
Согласно пункту 4.11 Схемы «независимо от результатов, отраженных в протоколе проверки документов процедуры, указанных в пунктах 4.9 и 4.10
Схемы, должны быть завершены до окончания четвертого рабочего дня (для ГКУ и ГРП) или второго рабочего дня (для ГКУ) следующего за Днем приёма».
В период с 08.08.2018 на территории Волгоградской области Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии во исполнение Закона о регистрации введена в промышленную эксплуатацию федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).
Особенностью функционирования ФГИС ЕГРН является централизованное хранение и обработка данных. Услуги центра обработки данных в рамках государственного контракта Росреестру предоставляет ПАО «Ростелеком».
Как пояснил, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области Беллер В.В. в судебном заседании, "."..г. в центре обработки данных ПАО «Ростелеком» произошла авария системы хранения данных, повлекшая полную остановку всех сервисов ФГИС ЕГРН, которая привела к невозможности приема и обработки пакетов документов. Поскольку сложившаяся ситуация возникла не по вине Росреестра, то территориальные органы Росреестра и подведомственные организации были лишены технической возможности своевременного предоставления и оказания государственных услуг. Восстановление функционирования ФГИС ЕГРН произошло только с "."..г.. В связи с нарушением работы сервисов ФГИС ЕГРН на рассмотрение государственному регистратору Управления документы поступили только "."..г. (регистрация перехода права собственности) и "."..г. (регистрация ипотеки в силу закона). При проведении правовой экспертизы поступивших документов государственным регистратором установлено, что запись о государственной регистрации права собственности продавца ООО "ВолгаИнвестПарк" не мигрировала во ФГИС ЕГРН, вследствие чего государственный регистратор не мог осуществить регистрацию перехода права к административному истцу. Государственным регистратором "."..г. в Филиал ФКП направлено письмо с просьбой осуществить повторный прием документов для перехода права собственности по указанной квартире. "."..г. из Филиала ФКП поступил ответ, согласно которому на Шлюзе пакетов не обнаружено, рекомендовано рассмотреть возможность повторного формирования обращения в МФЦ. "."..г. документы заявителя переприняты в МФЦ, и "."..г. Управлением осуществлена государственная регистрация права собственности заявителя, а также ипотека в силу закона в отношении спорного объекта недвижимости. "."..г. документы переданы в МФЦ для выдачи заявителю, "."..г. получены Афониным О.А.
Доводы представителя административного ответчика подтверждаются информационным письмом Росреестра за №... от "."..г. в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации с разъяснением
причин нарушения сроков принятия решений по ранее поданным пакетам
документов, письмом Росреестра от "."..г. №...-АП/18 в адрес администрации Волгоградской области с сообщением об аварии в центре обработки данных и принимаемых мерах, реестром №... от "."..г., письмом Росреестра от "."..г. №... в адрес филиала ФКП, сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от "."..г. №№...
В соответствии с п. 13 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае представления
заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной
регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на
бумажном носителе такие заявление и документы переводятся органом
регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа
документа, при этом документы в форме документов на бумажном носителе с отметкой об их переводе в форму электронного документа или электронного образа документа возвращаются заявителю после осуществления государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета вместе с иными подлежащими выдаче документами (за исключением подлежащих помещению в реестровое дело оформленных в форме документов на бумажном носителе заявлений, а также документов, оригиналы которых отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах). Электронные документы, электронные образы документов, созданные в соответствии с настоящей частью, заверяются усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе.
Пунктом 3 Порядка ведения Единого государственного реестра
недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, предусмотрено, что ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН).
Сведения в реестры ЕГРН вносятся посредством формирования в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость, реестре границ предусмотренных Порядком данных при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 Порядка ведения ЕГРН).
Формирование данных в кадастре недвижимости и реестре прав на
недвижимость осуществляется в виде электронного документа, заверенного
усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) государственного регистратора прав, сформировавшего такие данные, сведения о котором со статусом "действующий" содержатся в реестре государственных регистраторов прав, если иное не установлено Порядком.
Каждый указанный в настоящем пункте электронный документ содержит дату и время (указывается время московское) с точностью до секунды его создания (подписания государственным регистратором прав, уполномоченным на внесение в реестр границ сведений должностным лицом), а также идентифицируется кадастровым номером, номером регистрации права, реестровым номером соответственно или номером, предусмотренным абзацем пятым пункта 15 Порядка.
Исходя из изложенного, учитывая, что пакет документов на регистрацию спорного объекта недвижимости в надлежащем виде поступил на рассмотрение государственному регистратору Управления только "."..г., а регистрация права и обременения права проведена на следующий день, то есть "."..г., суд приходит к выводу, что Управлением Росреестра по Волгоградской области не было допущено незаконного бездействия при проведении государственной регистрации прав Афонина О.А. на недвижимое имущество, как не было допущено нарушения прав административного истца, поскольку Управлением были предприняты все необходимые меры для проведения государственной регистрации прав административного истца в соответствии с требованиями законодательства, согласно которым обязательным условием проведения государственной регистрации прав является соблюдение требований при формировании принятого пакета документов. При этом, причины, по которым надлежащий пакет документов заявителя не поступил на рассмотрение государственному регистратору, не зависят от Управления.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым бездействием Управления Росреестра по Волгоградской области нарушены права и свободы административного истца не установлено.
Доводы административного истца о том, что ввиду бездействия административного ответчика, были нарушены его права на своевременное осуществление правомочий как собственника недвижимого имущества и им были понесены убытки в виде взыскания с него судебных расходов на представителя в сумме 3000 рублей по решению суда о признании его утратившим право на жилую площадь, не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, поскольку не имеют причинно-следственной связи с рассматриваемыми требованиями.
При таких обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных Афониным О.А. требований.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ не подлежат удовлетворению требования административного истца о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Афонин О.А. в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленного законом срока государственной регистрации прав на объект недвижимости, возмещении расходов по оплате государственной пошлины - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Добраш
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 05 декабря 2018 года.
Судья Т.В.Добраш