Дело № 2-114/2013.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Лотошино Московской области
11 июля 2013 года Лотошинский районный суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Грицкевич Т.В.
при секретаре Нефедовой Н.В.
с участием прокурора Лотошинского муниципального
района Московской области Захарова И.В.
истицы Крючковой Е.А.
представителя истца Антиповой Л.Н.
представителя ответчика Веселовой Е.А.
представителя 3-его лица Семеновой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лотошинского района Московской области в интересах Крючковой Е.А., к Администрации городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области о признании постановления Главы городского поселения Лотошино Московской области от __.__.__ года №__ незаконным и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лотошинского района Московской области в интересах Крючковой Е.А., обратился в суд с исковыми и уточненными исковыми требованиями к Администрации городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области о признании постановления Главы городского поселения Лотошино Московской области от __.__.__ №__ незаконным и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, указав в обосновании заявлений, что прокуратурой Лотошинского района проведена проверка обращения истицы Крючковой Е.А. о неправомерных действиях должностных лиц администрации городского поселения Лотошино, связанных с отказом в предоставлении ее семье жилой площади из муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке. В ходе проверки установлено, что Крючкова Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления Главы Лотошинского муниципального района Московской области от __.__.__ №__ «О признании Крючковой Е.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».
Также установлено, что в настоящее время Крючкова Е.А. зарегистрирована по адресу: ............, вместе с сыном – Н., родителями – П., Антиповой Л.Н., сестрой – Г., племянниками – А., Е. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности городского поселения Лотошино и предоставлено по договору социального найма от __.__.__ №__. Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет ............ кв.м. Всего зарегистрировано по данному адресу 7 человек. Обеспеченность общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет ............ кв.м.
Кроме того, муж истицы – И. зарегистрирован по адресу: ............, вместе с родителями – М. и В. Общая площадь дома составляет ............ кв.м. Всего зарегистрировано по данному адресу 3 человека. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи по вышеуказанному адресу составляет ............ кв.м.
Таким образом, на семью истицы приходится ............ кв.м., обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляет ............ кв.м., что является менее учетной нормы (15 кв.м.).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании справки, выданной МУЗ «Лотошинская ЦРБ» от __.__.__, семья Крючковых имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с тем, что сын истицы Крючковой Е.А. - несовершеннолетний Н., __.__.__ года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
По сведениям городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района, в настоящее время обеспечить семью Крючковых жилым помещением не представляется возможным, так как в реестре муниципального фонда городского поселения Лотошино свободные жилые помещения отсутствуют. В соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений из муниципального жилищного фонда городского поселения Лотошино, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Лотошино от __.__.__ №__, предоставление жилых помещений городским поселением Лотошино производится исходя из наличия свободного муниципального жилищного фонда. Кроме того, семья Р., поставленная на очередь __.__.__ в связи с хроническим заболеванием дочери, имеет преимущественное право перед Крючковой Е.А.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч.2 данной статьи случаев. В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Далее, в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела, постановлением Главы городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от __.__.__ №__ истица Крючкова Е.А. и члены ее семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с превышением порогового значения доходов приходящихся на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащие налогообложению. В связи с указанным постановлением прокурором Лотошинского района были заявлены дополнительные уточненные исковые требования.
Прокурор Лотошинского района в интересах истицы Крючковой Е.А. считает, что выше указанное постановление принято в нарушении норм действующего законодательства, так как при его принятии не учтен тот факт, что на одной площади проживают две и более семьи, имеющие собственные источники доходов и ведущие раздельное хозяйство, таким образом, учет доходов в целях признания малоимущими производится по каждой семье отдельно, кроме того, имеется ребенок инвалид.
Также, при расчете доходов и стоимости земельных участков, находящихся в собственности И., администрация городского поселения Лотошино использовала кадастровую стоимость данных объектов. В соответствии с п.11 порядка учета доходов и имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещения муниципального жилого фонда, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.08.2006 года № 839/33 определение стоимости недвижимого имущества (земельных участков, строений, сооружений) и транспортных средств производится на основании данных налоговых органов по месту жительства граждан, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества, подлежащего налогообложению.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.51, 57 ЖК РФ, прокурор в интересах истицы Крючковой Е.А. просит признать постановление Главы городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района от __.__.__ №__ « О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным и обязать Администрацию городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда предоставить Крючковой Е.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
В судебном заседании прокурор Лотошинского района в лице помощника прокурора Захарова И.В., в интересах истицы Крючковой Е.А., полностью поддерживает исковые и дополнительные уточненные исковые требования и просит их удовлетворить, при этом в судебном заседании прокурор отказался от поддержания п.2 дополнительного уточненного искового заявления, заявленного в интересах истицы Крючковой Е.А., о возложении обязанности на администрацию городского поселения Лотошино отменить указанное выше постановление от __.__.__ за №__.
Истица Крючкова Е.А. полностью поддерживает исковые и дополнительные уточненный исковые требования, заявленные в ее интересах прокурором Лотошинского района Московской области.
Ответчик – Администрация городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области в лице представителя по доверенности Веселовой Е.А. с исковыми и уточненными исковыми требования прокурора Лотошинского района в интересах Крючковой Е.А. не согласна, указав в обосновании, что прокурором Лотошинского района указано, что проведена проверка о неправомерных действиях должностных лиц Администрации городского поселения Лотошино, связанных с отказом в предоставлении жилой площади из муниципального фонда во внеочередном порядке Крючковой Е.А и ее семье, отказа не было, изложенные обстоятельства не подтверждаются материалами дела и противоречат установленным фактам, изложенным в исковом заявлении.
В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Крючкова Е.А. и члены ее семьи: муж – И., сын – Н. признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании постановления Главы Лотошинского муниципального района Московской области от __.__.__ №__ «О признании Крючковой Е.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».
Согласно п.7 ч.1 ст.13 ЖК РФ, на основании ч.10 ст.2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в администрации ведутся: единый список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, указанные полномочия Администрация городского поселения Лотошино исполняет с __.__.__ года.
После предоставления справки из МУЗ «Лотошинская ЦРБ» от __.__.__ №__, Крючкова Е.А. и члены ее семьи включены в список на внеочередное предоставление жилых помещений, постановлением Главы городского поселения Лотошино от __.__.__ №__ утверждены списки по городскому поселению Лотошино граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма на __.__.__.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» 1 раз в 3 года проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете. В ходе перерегистрации при необходимости производится расчет среднедушевого дохода и расчетной стоимости имущества граждан, принятых на учет. Указанные действия необходимы для подтверждения оснований граждан, принятых с 01 марта 2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, принимая во внимание дату постановки на учет Крючковой Е.А. и членов ее семьи, со своей стороны, администрация городского поселения Лотошино заказным письмом с уведомлением от __.__.__ направила Крючковой Е.А. извещение о предоставлении сведений и документов, необходимых для подтверждения оснований состоять на учете, запрашиваемые документы до настоящего времени не предоставлены.
Ст.49 ч.2 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найму предоставляются в установленном Кодексе порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленным законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Постановка таких инвалидов на учет и предоставление им жилого помещения возможны только в случае признания их органом местного самоуправления малоимущими в установленном законом порядке.
На основании изложенного, администрация городского поселения Лотошино считает требования прокурора о предоставлении семье Крючковой Е.А. во внеочередном порядке жилого помещения не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Далее, в соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» необходимо проведение перерегистрации граждан, состоящих на учете для расчета среднедушевого дохода и расчетной стоимости имущества граждан, принятых на учет, для подтверждения оснований граждан, принятых с 01.03.2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Администрацией городского поселения Лотошино были затребования у Крючковой Е.И. сведения о всех доходах ее, ее мужа, родителей, сестры, для чего направлено письмо с уведомлением. Членами семьи Крючковой Е.А. были предоставлены не полные сведения для расчета среднедушевого дохода и расчетной стоимости имущества граждан, принятых на учет. Со стороны Администрации городского поселения Лотошино дополнительно были направлены запросы в организации для возможности осуществления расчета.
По представленным сведениям среднедушевой доход и стоимость имущества, за вычетом прожиточного минимума и оплаты за ЖКХ членов семьи Крючковой Е.А. составляет ............ руб............. коп. – это без учета одного земельного участка, с учетом двух земельных участков - ............ руб............. коп., о котором им стало известно позже, что более порогового значения доходов и стоимости имущества, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Лотошино от 19.04.2013 года № 311/42, которое составляет ............ руб............. коп. Расчет среднемесячного среднедушевого дохода и стоимости имущества с __.__.__ года по __.__.__ года приобщен к материалам дела, при этом учитывался прожиточный минимум на работающего - ............ руб., на ребенка - ............ руб., пенсионера - ............ руб., пороговое значение доходов и стоимости имущества - ............ руб............. коп.
Кроме того, семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний имеют право на предоставлении им жилого помещения, но не за счет муниципалитета, но как это должно происходить и за счет чего, не известно, имеется «пробел» в действующем законодательстве. В определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 года № 1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится о том, что муниципальное образование не имеет право обеспечивать жилым помещением во внеочередном порядке такую категорию граждан (инвалиды). Полномочия муниципалитета определены Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании всего сказанного, администрация городского поселения Лотошино считает, что у семьи Крючковой Е.А. отсутствуют основания состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, в связи с чем постановление Главы городского поселения Лотошино от __.__.__ №__ о снятии Крючковой Е.А. и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещением, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с превышением порогового значения доходов приходящихся на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, является законным и обоснованным, то есть исковые и уточненные исковые требования прокурора Лотошинского района в интересах Крючковой Е.А. являются полностью необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
3-е лицо- отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Лотошинскому муниципальному району в лице представителя по доверенности Семеновой Т.А., действуя в интересах несовершеннолетнего сына истицы Крючковой Е.А.- Н., полностью поддерживают исковые и уточненные исковые требования прокурора Лотошинского района, считают их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Лотошинского района проведена проверка обращения истицы Крючковой Е.А. о неправомерных действиях должностных лиц администрации городского поселения Лотошино, связанных с отказом в предоставлении ее семье жилой площади из муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке. В ходе проверки установлено, что Крючкова Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления Главы Лотошинского муниципального района Московской области от __.__.__ №__ «О признании Крючковой Е.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма». Также было установлено, что в настоящее время Крючкова Е.А. зарегистрирована по адресу: ............, вместе с сыном – Н., родителями – П., Антиповой Л.Н., сестрой – Г., племянниками – А., Е. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности городского поселения Лотошино и предоставлено по договору социального найма от __.__.__ №__. Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет ............ кв.м., всего зарегистрировано по данному адресу 7 человек, обеспеченность общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет ............ кв.м. Кроме того, муж истицы Крючковой Е.А. – И. - зарегистрирован по адресу: ............, вместе с родителями – М. и В., общая площадь жилого дома составляет ............ кв.м, всего зарегистрировано по данному адресу 3 человека. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи по вышеуказанному адресу составляет ............ кв.м.
Таким образом, на семью истицы приходится ............ кв.м., обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляет ............ кв.м., что является менее учетной нормы на одного члена семьи, которая составляет 15 кв.м.
Далее, согласно справки МУЗ « Лотошинская центральная районная больница» установлено, что несовершеннолетний сын истицы Крючковой Е.А. – Н., __.__.__ года рождения, освидетельствован на врачебной комиссии __.__.__, заключение №__ и согласно заключения ВК признан страдающим заболеванием / ............/, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от __.__.__ №__, дающим право на внеочередное получение жилой площади.
По сведениям городского поселения Лотошино в настоящее время обеспечить семью Крючковых жилым помещением во внеочередном порядке не предоставляется возможным, так как в реестре муниципального фонда городского поселения Лотошино свободные жилые помещения отсутствуют, кроме того администрация городского поселения Лотошино, не признавая исковые требования прокурора Лотошинского района, считают, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний., постановка таких инвалидов на учет и предоставление им жилого помещения возможны только в случае признания их органом местного самоуправления малоимущими в установленном законом порядке.
Далее, в период рассмотрения основных исковых требований прокурора Лотошинского района в интересах истицы Крючковой Е.А., Главой городского поселения Лотошино было принято постановление от __.__.__ №__ « О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма», согласно указанного постановления истица Крючкова Е.А. и члены ее семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с превышением порогового значения доходов приходящихся на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, повлекших утрату оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма / п.1 ч.2 ст.56 ЖК РФ/. / л.д. 59/.
Не соглашаясь с указанным постановлением Главы городского поселения Лотошино, прокурор Лотошинского района в интересах истицы Крючковой Е.А. обратился в суд с дополнительными исковыми требованиями к администрации городского поселения Лотошино о признании указанного постановления незаконным и возложении на администрацию городского поселения Лотошино обязанности предоставить Крючковой Е.А. в течение одного года с момента вступления решения в законную силу жилого помещения вне очереди по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления.
Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.
Согласно ст.49 ч.2 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ст.51 ч.1 п.4 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст.56 ч.1 п.6 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ст.57 ч.2 п.3 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.
В судебном заседании установлено, что истица Крючкова Е.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления Главы Лотошинского муниципального района от __.__.__ №__ « О признании Крючковой Е.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».
На основании постановления Главы городского поселения Лотошино от __.__.__ №__ Крючкова Е.А. и члены ее семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с превышением порогового значения доходов приходящихся на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложения, то есть при снятии Крючковой Е.А. и членов ее семьи с учета администрацией городского поселения Лотошино учитывалось пороговое значение доходов приходящихся на каждого члена семьи истицы Крючковой Е.А. и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи Крючковой Е.А.
При установлении имущества, находящегося в собственности Крючковой Е.А. администрацией городского поселения Лотошино учитывался земельный участок, находящийся в собственности мужа истицы Крючковой Е.А- И., а также транспортное средство, принадлежащее отцу истицы Крючковой Е.А.- П., с которым проживает в одной квартире истица, при этом стоимость земельного участка учитывалась по его кадастровой оценке, а оценка транспортного средства была взята из учетной карточки, предоставленной по запросу администрации городского поселения Лотошино из ОГИБДД МВД России по Лотошинского району, Московской области.
Однако, согласно п.11 Постановления Правительства Московской области от 31.08.2006 года № 839/33» О порядке учета доходов и имущества в целях признания граждан, проживающих в Московской области, малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» определение стоимости недвижимого имущества / земельных участков, строений, сооружений/ и транспортных средств производится на основании данных налоговых органов по месту жительства граждан, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества, подлежащего налогообложению, то есть администрацией городского поселения Лотошино при определении стоимости имущества, находящегося в собственности семьи Крючковой Е.А., состоящих из указанных земельного участка и транспортного средства, не учитывалась норма п.11 указанного Постановления и стоимость имущества была определена неправильно с нарушением данного постановления, кроме того с нарушением были определены доходы и члена семьи Крючковой Е.А. – ее мужа И., который с __.__.__ находится на пенсии по выслуге лет, пенсия составляет ............ руб............. коп., администрацией городского поселения Лотошино за период с __.__.__ по __.__.__ доход И. был указан как заработная плата последнего за данный период в сумме ............ руб, ............ коп., что явно превышает его доход, так как он с __.__.__ находится на пенсии.
На основании изложенного выше, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, руководствуясь положением ст.56 ЖК РФ, согласно которой основания и порядок снятия граждан с учета нуждающихся в получении жилья, установленный данной нормой права, является единственным, и иной не предусмотрен как Федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации, регламентирующим правоотношения в области жилищного законодательства, приходит к выводу, что снятие Крючковой Е.А. и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, было произведено с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном определении порогового значения доходов приходящихся на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи Крючковой Е.И, при указанных обстоятельствах постановление Главы городского поселения Лотошино от __.__.__ №__ « О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма» подлежит признанию незаконным.
Далее, в судебном заседании установлено, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам в силу ст.ст. 49, 57 ЖК РФ по общему правилу является обязанностью органов местного самоуправления. Положениями частей 1 и 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне / п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ/.
Истица Крючкова Е.А., имеет на иждивении сына Н., __.__.__ года рождения, который страдает тяжелой формой хронического заболевания, и подпадает под перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, истица Крючкова Е.А. совместно с сыном Н. проживает в квартире, занятой нескольким семьями, другого жилого помещения ни она, ни члены ее семьи – муж И., не имеют, в связи с чем истица Крючкова Е.А. и члены ее семьи подпадают под нормы ч.2 п.3 ст.57 ЖК РФ – на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Таким образом, предоставление жилых помещений лицам, подпадающим под нормы ч.2 п.3 ст.57 ЖК РФ – то есть вне очереди по определенному заболеванию- в силу федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, по смыслу ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования, что касается жилых помещений государственного жилищного фонда РФ и субъектов Федерации, то они предоставляются лишь тем категориям граждан, которые указаны в специальном федеральном законе, указе Президента России или законе субъекта Российской Федерации / п.3 ст.49 ЖК РФ/, такого специального правового регулирования в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на федеральном уровне не предусмотрено.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов / ст.ст. 135-138 Бюджетного кодекса РФ, п.5 ч.2 ст.55, ст.ст.60 и 61 Федерального закона « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»/.
Кроме того, согласно ст.ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, согласно п.4 ч.1 ст.12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ, названным порядок закреплен в ст.57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности / ч.1 ст.57 ЖК РФ/ содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан, к которым относится истица Крючкова Е.А., имеющая на иждивении сына Н., страдающего тяжелой формой хронического заболевания, жилья вне очереди. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору, предусмотренный в субъекте РФ порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании названных выше положений Жилищного кодекса РФ, то есть граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке и реализуют это право через органы местного самоуправления.
По указанным выше основаниям суд считает доводы представителя ответчика Веселовой Е.А. о том, что по существующему законодательству не предусмотрено предоставление жилого помещения вне очереди истице Крючковой Е.А., как необоснованные.
На основании изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором Лотошинского района в интересах Крючковой Е.А., о предоставлении ее семье жилого помещения во внеочередном порядке, в связи с нахождением у нее на иждивении сына, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, через администрацию городского поселения Лотошино, Лотошинского муниципального района Московской области, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, то есть исковые требования прокурора Лотошинского района, заявленные в интересах Крючковой Е.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Главы городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от __.__.__ №__ « О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма» - признать незаконным.
Обязать Администрацию городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области предоставить Крючковой Екатерине Александровне во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления на каждого члена семьи, в течении 1 / одного/ года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: