Решение по делу № 2-90/2023 (2-753/2022;) от 08.12.2022

Гражданское дело

УИД 63RS0-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2023 года                                                                        с. Красноармейское

          Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ереминой А.В.,

при секретаре Каримовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-90/2023 по исковому заявлению прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ленинский муниципального района <адрес> об обязании принять меры по выполнению кадастровых работ по подготовке технических и межевых планов в целях кадастрового учета автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района Самарской области, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации сельского поселения Ленинский муниципального района <адрес> об обязании принять меры по выполнению кадастровых работ по подготовке технических и межевых планов в целях кадастрового учета автомобильных дорог. В обоснование заявленных исковых требований указал на то, что <адрес> проведен анализ состояния законности в деятельности муниципальных образований <адрес>.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями закреплены вопрос местного значения, предусмотренные п.п. 4-8, 11,13,13.1,15,18,19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 20 (за исключением выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства), 22, 24-27,31,32,33.1-39 части 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест),осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к вопросам местного значения сельского поселения также отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются, в том числе земельные участки, части земельных участков. При этом земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Следовательно, земельный участок, на котором размещена автомобильная дорога, подлежит формированию и постановке на государственный кадастровый учет.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеозначенных требований законодательства администрацией сельского поселения Ленинский до настоящего времени земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения в установленном законом порядке не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, используемые для размещения автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не зарегистрировано.

Таким образом, администрация сельского поселения Кировский обязана принять меры по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенные на территории с.<адрес>, по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> мер по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения и их регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, препятствует надлежащему содержанию таких автомобильных дорог, а также осуществлению контроля за их техническим состоянием.

Просят обязать администрацию сельского поселения Ленинский муниципального района <адрес> в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по выполнению кадастровых работ по подготовке технических и межевых планов в целях кадастрового учета автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения <адрес>, по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, и занимаемых ими земельных участков, зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные автомобильные дороги общего пользования местного значения.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Щербаков А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации сельского поселения Ленинский муниципального района <адрес> Тягаев Л.А. не возражал против удовлетворения.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

<адрес> проведен анализ состояния законности в деятельности муниципальных образований <адрес>.

В соответствии со ст. <адрес> от 03.10.2014-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями закреплены вопрос местного значения, предусмотренные п.п. 4-8, 11,13,13.1,15,18,19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 20 (за исключением выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства), 22, 24-27,31,32,33.1-39 части 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест),осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к вопросам местного значения сельского поселения также отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из ч. 1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с требованиями п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ) полномочия в области дорожной деятельности, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

Согласно ч. ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются, в том числе на автомобильные местного значения.

В силу ч. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.ч. 1, 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования местного значения могут иметь наименования, которые им присваиваются соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ в реестр вносятся следующие сведения об автомобильной дороге: сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги; наименование автомобильной дороги; идентификационный номер автомобильной дороги; протяженность автомобильной дороги и используемых на платной основе ее участков; сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги; вид разрешенного использования автомобильной дороги; иные сведения.

В соответствии с положения п.п. «г» п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (вместе с «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог») классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

В соответствии с положениями ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются, в том числе земельные участки, части земельных участков. При этом земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Следовательно, земельный участок, на котором размещена автомобильная дорога, подлежит формированию и постановке на государственный кадастровый учет.

В соответствии с требованиями ч. 12 <адрес> кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В силу ч. ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право собственности подлежит регистрации.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий муниципальному образованию, от его имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступает уполномоченный орган местного самоуправления.

Прокуратурой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией сельского поселения Ленинский до настоящего времени земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения, в установленном законом порядке не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, используемые для размещения автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не зарегистрировано.

В соответствии с ч. ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч. ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

По смыслу ч. ст. 130 ГК РФ автомобильные дороги и занимаемые ими земельные участки являются объектами недвижимого имущества.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13,07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи созданием объекта недвижимости, его образованием.

Таким образом, суд соглашается с позицией прокурора, что администрация сельского поселения Ленинский обязана принять меры по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенные на территории с.<адрес>, по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>.

Непринятие администрацией сельского поселения Ленинский мер по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения и их регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, препятствует надлежащему содержанию таких автомобильных дорог, а также осуществлению контроля за их техническим состоянием.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение прокурора района с исковым заявлением в суд обусловлено необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения.

Суд полагает, что срок для принятия мер по выполнению кадастровых работ по подготовке технических и межевых планов автомобильных дорог, - в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обоснован.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора муниципального района Красноармейский Самарской области удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Ленинский муниципального района <адрес> в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по выполнению кадастровых работ по подготовке технических и межевых планов в целях кадастрового учета автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения <адрес>, по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, и занимаемых ими земельных участков, зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные автомобильные дороги общего пользования местного значения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Самарской области.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области                                                                                      Еремина А.В.

<данные изъяты>

2-90/2023 (2-753/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Ответчики
Администрация с/п Ленинский м.р.Красноармейский
Суд
Красноармейский районный суд Самарской области
Судья
Еремина А.В.
Дело на странице суда
krasnoarmeisky.sam.sudrf.ru
08.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2022Передача материалов судье
09.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2023Подготовка дела (собеседование)
09.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2023Дело оформлено
10.03.2023Дело передано в архив
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее