Решение по делу № 2а-1837/2021 от 22.03.2021

УИД 05RS0031-01-2021-007021-46

2а-1837/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 22.06.2021 г.

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Магомедовой Х.М.,

при секретаре судебного заседания Исмаиловой Ф.Р.,

с участием административного истца Алхаматова М.А.,

представителя административного истца – адвоката Лабаева Р.Г., действующего на основании доверенности 05АА2773957 от 23.12.2020г. и ордера №518 от 17.03.2021,

представителя военного комиссариата РД – Карабекова К.З., действующего на основании доверенности от 02.02.2021г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алхаматова ФИО7 к военному комиссариату г. Махачкалы, военному комиссариату РД, призывной комиссии г.Махачкалы о признании незаконным и отмене протокола призывной комиссии №2 от 20.10.2020г. о признании не прошедшим военную службу по призыву и возложении обязанности выдать военный билет установленного образца,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 через своего представителя - адвоката ФИО6 обратился в суд с указанным административным иском к военному комиссариату <адрес>, военному комиссариату РД, призывной комиссии <адрес>, мотивируя тем, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> РД. На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии ВК <адрес> о зачислении в запас как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований, ему выдана справка взамен военного билета АК от ДД.ММ.ГГГГ

С решением призывной комиссии ВК <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, не согласен, считает его незаконным по следующим основаниям.

После окончания средней школы, поступил в Дагестанский государственный педагогический университет, который окончил в июле 2010 г.

Обучаясь в университете, в соответствии с и. «а» ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Во время прохождения медицинского обследования у него выявляли недовес.

После окончания учёбы ФИО2 проживал в <адрес> и работал в МОУ СШ учителем географии. От призыва на военную службу он не уклонялся, медицинское обследование проходил, по результатам которых у него выявили недовес, до достижения 27-летнего возраста каких бы то ни было повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал.

Просит признать незаконными и отменить решение призывной комиссии решением призывной комиссии военного комиссариата <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, о признании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и возложить обязанность на призывную комиссию военного комиссариата <адрес> выдать военный билет установленного образца

Административный истец ФИО2 просил удовлетворить административный иск и отвечая на вопрос суда пояснил, что он действительно встал на воинский учет лишь в 2020 году, так как без военного билета он не может устроиться на работу. Заявление о постановке на воинский учет он написал под диктовку сотрудников военного комиссариата, вместе с тем он действительно выезжал за пределы республики на заработки. В школе он работал до 2017 года, уволился по собственному желанию. Об оспариваемом решении призывной комиссии он узнал лишь в декабре 2020 г., когда ему выдали справку. После прохождения мед.комиссии в октябре 2020 года ему никто не озвучивал, принятого решения, он неоднократно звонил, чтобы узнать о результатах.

Представитель административного истца адвокат ФИО6 поддержал доводы административного иска и просил удовлетворить его по изложенным в нем основаниям, указывая, что федеральный законодатель ставит в зависимость принятие призывной комиссией решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы. Гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Представитель военного комиссариата РД ФИО4, указал, что военный комиссариат <адрес> является их структурным подразделением и не обладает статусом самостоятельного юридического лица. С доводами административного искового заявления не согласился, указывая на то, что административный истец встал на воинский учет только в 2020 году, до этого периода он на воинском учете не состоял. Также считает, что ФИО1 пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.

Призывная комиссия <адрес> и Военный комиссариат <адрес>, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей административных ответчиков.

На обозрение суда представителем административного ответчика представлено личное дело призывника ФИО1

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, личное дело призывника ФИО1, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При этом к уважительным причинам пропуска процессуального срока относятся как обстоятельства, связанные с личностью заинтересованного лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), так и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать свое право в установленный законом срок.

Из материалов дела следует, что о принятом в отношении ФИО1 решении он узнал, получив ДД.ММ.ГГГГ года справку АК , выданную взамен военного билета.

В справке указывалось, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено заключение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

На справке имеется подпись ФИО1, свидетельствующая об осведомленности лица о фактах в ней указанных.

Настоящий административный иск ФИО2 согласно почтовому конверту направил ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд с требованиями о признании незаконным оспариваемого решения призывной комиссии, административным истцом, вопреки доводам представителя административного ответчика, не пропущен.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ).

Формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ).

При этом положениями закона предусмотрено, что волеизъявление лица о реализации права на освобождение от призыва выражается в явке призывника на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии и предъявлении документов в призывную комиссию при рассмотрении данного вопроса.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ воинский учет призывников осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.

В соответствии с положениями ст. 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ).

Данная норма права введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву».

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о призыве).

Пунктом 34 Положения о призыве предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после ДД.ММ.ГГГГ связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, с 03.10.1994г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> А.

Между тем, как было выявлено в ходе судебного разбирательства, ФИО2 на воинский учет по достижении 17 лет и позднее не становился, на воинском учете никогда не состоял.

Первоначальная постановка на воинский учет не была произведена ни в период обучения в Дагестанском государственном педагогическом университете, ни в периоды осуществления трудовой деятельности МОУ СШ <адрес>.

При этом к категории лиц, освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» ФИО2 не относится и не относился будучи в возрасте от 18 до 27 лет.

Сведения о своем семейном положении, образовании, состоянии здоровья, месте работы (учебы), должности ФИО2 в военный комиссариат не сообщал, какие-либо документы, подтверждающие право на предоставление отсрочки от призыва не предоставлял, медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной службе до 27 лет не проходил.

На какие-либо объективные обстоятельства, препятствовавшие ему в постановке воинский учет, предоставлении сведений о себе в военный комиссариат по месту жительства в период призывного возраста, ФИО2 в судебном заседании не ссылался.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания и т.д.

Как указано выше ФИО2 после обучения в Дагестанском педагогическом университете в отдел военного комиссариата по месту жительства не являлся и намерения на прохождение военной службы не выразил.

Административный истец не представил доказательств того до ДД.ММ.ГГГГ (достижение им 27 лет) обращался в военный комиссариат с заявлением о предоставлении ему отсрочки от призыва, никаких сведений о месте жительства, не представлял что, таким образом, злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу ч. 1.1 ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.

ДД.ММ.ГГГГ - по достижении 31-летнего возраста - ФИО2 впервые обратился в военный комиссариат <адрес> по месту жительства, согласно его пояснениям суду - для получения военного билета, чтобы в последующем трудоустроиться.

В соответствии с протоколом призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.ФИО2 был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдана справка взамен военного билета за № АК , согласно которой ему присвоена Б категория годности с незначительными ограничениями, что опровергает доводы административного истца в части того, что его не призывали на службу вследствие недовеса. Кроме того, административным истцом не представлено суду доказательств того, что до ДД.ММ.ГГГГ он проходил медицинское освидетельствование.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое заключение призывной комиссии является законным и обоснованным, и каких-либо правовых оснований для обязания административного ответчика выдать ФИО2 военный билет не имеется, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Военному комиссариату <адрес>, Военному комиссариату РД, призывной комиссии <адрес> о признании незаконным и отмене протокола призывной комиссии от 20.10.2020г. о признании не прошедшим военную службу по призыву и возложении обязанности выдать военный билет установленного образца – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Ленинский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                          Х.М. Магомедова

2а-1837/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алхаматов Мурад Абдурашидович
Ответчики
Военный комиссариат г.Махачкалы
Призывная комиссия
Военный комиссариат РД
Другие
Лабаев Расул Габибович
Карабеков К.З.
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Магомедова Халимат Магомедовна
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация административного искового заявления
23.03.2021Передача материалов судье
25.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Подготовка дела (собеседование)
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Подготовка дела (собеседование)
17.05.2021Рассмотрение дела начато с начала
31.05.2021Подготовка дела (собеседование)
31.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее