Дело № 2а-889/2019
Решение
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Конищевой И.И., при секретаре Катунине В.А., с участием представителя административного истца Кожакиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МБОУ «Сотниковская средняя общеобразовательная школа» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району о признании предписания незаконным незаконным,
установил:
МБОУ «Сотниковская средняя общеобразовательная школа» обратилось в суд с административным иском к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району, в котором просит признать незаконным предписание № 113/1/1-5 от 30.08.2019.
Требования мотивированы тем, что с указанными в предписании требованиями не согласны. Согласно ч. 45 ст.4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положения ст.64, ч. 1, ст. 82, ч. 7, ст. 83, ч. 12, ст. 84, ч 1.1 и 1.2 ст. 97 и настоящего Федерального закон) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу, соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Год ввода в эксплуатацию здания МБОУ «Сотниковская СОШ» - 1965. Реконструкции зданий в период эксплуатации не проводились. Для устранения нарушений указанных в предписании необходимо выполнить работы, связанные с предварительной разработкой проектной документации, в том числе работы по реконструкции здания. Устранение нарушений в ходе текущего или капитального ремонта невозможно.
Представитель административного истца МБОУ «Сотниковская СОШ» Кожакина О.И. (на основании доверенности) в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в административном иске доводам, пояснила, что в 1965 году здание соответствовало действующему на тот период законодательству. В 2013 году ОНД по г. Канску и Канскому району проводилась проверка, нарушений не выявлено. В 2015 году в связи с изношенностью здания проводился капитальный ремонт, ОНД был составлен акт о готовности школы, в 2016 году также нареканий не было.
Представитель административного ответчика начальник Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Заичкин Э.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании 10.12.2019 против удовлетворения иска возражал.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст. 34 Закона N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в частности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, 14.08.2019 на основании распоряжения начальника ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району № 113 государственным инспектором по пожарному надзору Василенко Н.Н. проведена внеплановая выездная проверка здания МБОУ «Сотниковская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу Канский район, с. Сотниково, ул. Комсомольская, д. 34, совместно с директором учреждения Орловой Е.А.
По результатам проверки 30.08.2019 выдано предписание № 113/1/1-5 об устранении следующих нарушений требований пожарной безопасности:
- Пункт 113/1/1 предписания - Обеденный зал столовой МБОУ «Сотниковская СОШ», рассчитанный на единовременное пребывание более 50 человек, имеет один эвакуационный выход, что не соответствует ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 6.12 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», 4.2.1 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
- Пункт 113/1/2 предписания - Ширина в свету эвакуационного выхода наружу (в переходе) 1,08 м, что не соответствует ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; пункт 8.1.12 СП 1.13130.2009;
- Пункт 113/1/3 предписания - Ширина эвакуационного выхода наружу левого крыла здания 0,75 м, что не соответствует ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
- Пункт 113/1/4 предписания - Ширина эвакуационного выхода из коридора второго этажа на лестничную клетку левого крыла здания 0,72 м, что не соответствует ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
- Пункт 113/1/5 предписания - Ширина выхода из коридора 1-го этажа левого крыла на лестничную клетку 0,72 м, что не соответствует ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009.
Таким образом, надзорными органами предъявлены требования об устранении нарушений Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие с 01.01.1998 постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7, СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. (часть 1 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с п. 1.1 СП 1.13130.2009 настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
В соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97 данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Следовательно, СНиП 21-01-97 подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно п. 1.7 СНиП 21-01-97 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется п. 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17.05.1994 N 1838, которые утратили силу с 1 октября 2003 года.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Аналогичное положение содержится в действующих нормах.
Системный анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97 данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
В соответствии с п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Согласно заключению ООО «Красноярскпроектстрой» по результатам обследования нежилого здания МБОУ «Сотниковская средняя общеобразовательная школа» по адресу Канский район, с. Сотниково, ул. Комсомольская, д. 34, в августе 2019 года, устройство второго эвакуационного выхода из обеденного зала столовой возможно при условии демонтажа части стены под оконным проемом и устройством на его месте дверного проема. При этом необходима разработка проектной документации для принятия решения об изменении высоты проема или установки нестандартного дверного блока. Так же, ввиду того, что отметка пола обеденного зала столовой находиться ниже уровня земли, необходимо устройство лестницы из внутреннего помещения здания.
Для увеличения ширины проема эвакуационного выхода наружу (в переходе) до требуемой 1,2 м необходимо расширение дверного проема в несущей стене здания и устройство новой перемычки большей длины.
Для увеличения ширины проема эвакуационного выхода наружу левого крыла здания до требуемой 0,8 м необходимо расширение дверного проема в несущей стене здания и устройство новой перемычки больше длины.
Для увеличения ширины проема эвакуационного выхода из коридора второго этажа на лестничную клетку левого крыла здания до требуемой 0,8 м необходимо расширение дверного проема в несущей стене здания и устройство новой перемычки больше длины.
Для увеличения ширины проема эвакуационного выхода из коридора первого этажа левого крыла на лестничную клетку до требуемой 0,8 м необходимо расширение дверного проема в несущей стене здания и устройство новой перемычки больше длины.
Данные виды работ относятся к реконструкции согласно п. 14 ст. 1 ГК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018). Габариты носилок в рабочем положении составляют 2,2*0,56 м. таким образом, ширина эвакуационных выходов 1,08 м, 0,75 м и 0,72 м обеспечивает беспрепятственный пронос носилок с лежачим на них человеком.
Год ввода в эксплуатацию здания МБОУ «Сотниковская средняя общеобразовательная школа» - 1965. Реконструкции здания в период эксплуатации не проводилась.
Увеличение ширины проемов эвакуационного выхода устройство второго эвакуационного выхода из обеденного зала столовой связано с конструктивным изменением здания, поэтому надзорный орган необоснованно руководствовался нормами пожарной безопасности в отношении объекта, введенного в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97 и СП 1.13130.2009.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого предписания, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями ст.ст. 138, 175 - 180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление МБОУ «Сотниковская средняя общеобразовательная школа» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району о признании предписания незаконным удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание № 113/1/1-5 от 30.08.2019 государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору Василенко Н.Н. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Сотниковская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Председательствующий И.И. Конищева
Мотивированное решение
составлено 28.12.2019.