Дело № 2а-1120/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Коротковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области к Агееву Петру Кирилловичу о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области обратилась в суд с административным иском к Агееву П.К. о взыскании задолженности по налогам и пени, ссылаясь на то, что у административного ответчика имеется задолженность за 2014-2016 годы в общей сумме 9030,73 руб., из которых налог на имущество физических лиц в размере 427 руб., пени в размере 2,89 руб., транспортный налог в размере 8448 руб., пени в размере 152,84 руб. Поскольку задолженность в добровольном порядке ответчиком не погашена, уполномоченный орган обратился в суд с настоящими требованиями.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом административному ответчику начислен транспортный налог за автомобиль марки УАЗ 31622, г.р.з. № за 2014 год в размере 4096 руб., за 2016 год в размере 4352 руб., а также пени в размере 152,84 руб., налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 427 руб. и пени в размере 2,89 руб.
21 сентября 2017 года налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № 66332429, а также требование № 7625 о необходимости оплаты налога и пени по состоянию на 09 февраля 2018 года.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административный ответчик в силу закона, имея в своей собственности транспортное средство и квартиру, являясь налогоплательщиком вышеуказанных налогов, обязан в установленные законом сроки и размерах уплачивать соответствующий налог. Исходя из того, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, у налогоплательщика возникла обязанность по его уплате.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию транспортный налог за 2016 год в размере 4352 руб., пени в размере 152,84 руб., а также налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 427 руб. и пени в размере 2,89 руб.
Вместе с тем, требования о взыскании транспортного налога за 2014 год в сумме 4096 руб. удовлетворению не подлежат в силу следующего.
10 августа 2018 года мировым судьей судебного участка № 246 Солнечногорского судебного района Московской области удовлетворено заявление ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области о вынесении в отношении Агеева П.К. судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогам за 2014-2016 годы.
На основании заявления административного ответчика определением мирового судьи от 16 августа 2018 года судебный приказ отменен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 409 Налогового кодекса РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Между тем, указанная норма не предоставляет налоговому органу право направлять одному и тому же налогоплательщику налоговые уведомления по несколько раз за один и тот же налоговый период, и тем самым придавать видимость соблюдения им сроков, установленных законодательством.
Согласно статье 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, требование об уплате пени направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, не влечет нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.
Вместе с тем, из разъяснений Конституционного Суда РФ в определении от 22 апреля 2014 г. № 822-О следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 Налогового кодекса РФ и то что, общая сумма по требованию превышает 3000 рублей, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по транспортному налогу за 2014 год, к моменту обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (10 августа 2018 года) истек. При этом, то обстоятельство, что судебный приказ отменен 16 августа 2018 года, а настоящий административный иск направлен в суд 15 декабря 2018 года, правового значения не имеет, поскольку налоговый орган изначально, обращаясь с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.
Таким образом, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу за 2014 год, пропущен налоговым органом. Административный истец об уважительности причин пропуска срока не заявил, о его восстановлении не просил, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что пропуск срока для обращения в суд является основанием для отказа в иске.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени за 2014 год в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области – удовлетворить частично.
Взыскать с Агеева Петра Кирилловича в пользу ИФНС по г. Солнечногорску Московской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 4352 руб., пени в размере 152,84 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 427 руб., пени в размере 2,89 руб., а всего взыскать 4934 (четыре тысячи девятьсот тридцать четыре) рубля 73 копейки.
В удовлетворении административного иска в большем размере – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 14 марта 2019 года.
Судья Байчоров Р.А.