Дело № 2а-1807/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года город Норильск Красноярского края
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием административного истца Федюнина А.В., представителя административных ответчиков Бороновой Е.Б., рассмотрев в открытом выездном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федюнина Андрея Валерьевича к федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний №30 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» об оспаривании действий в части принуждения к выполнению физических упражнений и постановления о наложении взыскания от 18.04.2018,
установил:
Федюнин А.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, указав в обоснование заявленных требований, что 18.04.2018 за невыполнение физической зарядки на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор, вместе с тем, среди обязанностей осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, нет ссылки на обязательное выполнение осужденными утренней физической зарядки. Полагает, что администрация исправительного учреждения преследует свои интересы, превышая служебные полномочия, производит явную подмену прав и обязанностей осужденных, своими действиями дискредитирует его по социальному признаку. Просил признать указанные действия сотрудников ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России и постановление от 18.04.2018 о наложении на него дисциплинарного взыскания незаконными.
Административный истец Федюнин А.В., принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель административных ответчиков – ФКУ ОИК 30 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ГУФСИН России по Красноярскому краю - Боронова Е.Б., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, сославшись на доводы, содержащиеся в письменных возражениях, согласно которым Федюнин А.В. в учреждение ИК-15 ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю отбывал наказание в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержался в строгих условиях отбывания наказания. Согласно распорядка дня, утвержденного приказом начальника ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 09.02.2018 №, установлено, что в период с 06 часов 40 минут до 06 часов 55 минут в отряде строгих условий отбывания наказания исправительного учреждения проводится физическая зарядка. В силу п.11 главы 3 Приказа Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» общее руководство за организацией воспитательного процесса в отрядах осужденных осуществляется начальником исправительного учреждения. Для обеспечения исполнения воспитательной работы с осужденными врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю Приказом № от 12.10.2015 утвержден комплекс физических упражнений для проведения физической зарядки, который содержит физические упражнения, не требующие усиленных физических нагрузок. Данные положения не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права осужденных, поскольку в каждом исправительном учреждении, исходя из местных условий, продолжительности светового дня и времени года составляется конкретный распорядок дня.
Заслушав участников судебного заседания, оценив доводы сторон, исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу ч. 1 ст. 218 и ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима – ИК-15 ФКУ ОИК–30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, содержался в строгих условиях отбывания наказания.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2).
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3).
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относится к числу таких законодательных актов, которые в установленном порядке ограничивают права определенной категории граждан, к которой относится административный истец.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (часть 1); осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (часть 4).
Согласно п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правил), осужденные обязаны, в том числе, исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ.
В соответствии с п.20 указанных Правил в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Согласно пункту 22 названных Правил распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение N 6) утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.
Приказом от 09.02.2018 № ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю и филиала ФГУП «ГПСУ» утверждены правила внутреннего распорядка и укреплении режимных требований исправительной колонии №15 ОИК-30 на 2018 год, в том числе распорядок дня, в котором предусмотрено время для физической зарядки.
Согласно распорядка дня осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, утвержденного Приказом № от 09.02.2018, с 06 часов 40 минут до 06 часов 55 минут осужденные обязаны выполнять физическую зарядку, комплекс упражнений которых утвержден врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Частью 1 статьи 110 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Установленное распорядком дня время - 15 минут - для занятий физической зарядкой используется в целях физического развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации. Данные положения сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права осужденных, поскольку в каждом исправительном учреждении исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года составляется конкретный распорядок дня.
Пунктом "в" части 1 статьи 115 УИК РФ предусмотрено, что за нарушение осужденным к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания, содержащимся в исправительной колонии, к нему может быть применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Как следует из материалов дела, Федюнин А.В. 18.04.2018 в период с 06 часов 40 минут до 06 часов 55 минут (время выполнения физической зарядки) отказался от выполнения комплекса физических упражнений; требования сотрудника исправительного учреждения приступить к выполнению упражнений было проигнорировано осужденным, то есть допустил нарушение указанных выше положений УИК РФ и Правил.
В связи с этим постановлением начальника ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 18.04.2018 года Федюнин А.В. был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток.
Данное взыскание предусмотрено статьей 115 УИК РФ и может быть наложено за нарушение осужденным приведенных выше обязательных для исполнения предписаний УИК РФ и Правил, в связи с чем его применение к Федюнину А.В. является правомерным. При применении данной меры взыскания были учтены обстоятельства совершения нарушения, личность Федюнина А.В. и его предыдущее поведение. Наложенное на Федюнина А.В. взыскание соответствует тяжести и характеру совершенного им нарушения.
Сведений о наличии медицинских противопоказаний к выполнению физических упражнений материалы дела не содержат, административным истцом таковых не представлено.
Процедура наложения взыскания, предусмотренная статьей 117 УИК РФ, нарушена не была.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что нарушений прав административного истца допущено не было, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий, основания их совершения, административным ответчиком соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таком положении суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Федюнина А.В. к федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний №30 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» об оспаривании действий в части принуждения к выполнению физических упражнений и постановления о наложении взыскания от 18.04.2018 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Курунин
Мотивированное решение в окончательной форме
изготовлено 17.08.2018