Решение по делу № 33-2299/2019 от 02.04.2019

Дело № 33-2299/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень                                                                          29 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего    Пуминовой Т.Н.

судей:                Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.

при секретаре             Копановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Афанасьева Владимира Юрьевича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 января 2019 г., которым постановлено:

«В удовлетворении иска Афанасьева Владимира Юрьевича к ГУ МЧС России по Тюменской области, Администрации города Тюмени, Правительству Тюменской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, обязании произвести внеочередную социальную выплату на приобретение жилого помещения в собственность из расчета 18 кв.м, общей площади жилого помещения отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения Афанасьева В.Ю. и его представителя адвоката Демченко Г.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Тюменской области - Сергеенковой Л.Ю., Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области - Яшниковой А.Ю., Федерального государственного казенного учреждения «32 отряд Федеральной противопожарной службы по Тюменской области» - Скорикова Ю.Г., действующих на основании соответствующих доверенностей, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Афанасьев В.Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Тюменской области), Администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области, с учетом изменения требований просил признать за ним внеочередное право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, возложить на ГУ МЧС России по Тюменской области обязанность произвести ему внеочередную социальную выплату на приобретение жилого помещения в собственность из расчета 18 кв.м общей площади жилого помещения.

Требования были мотивированы тем, что Афанасьев В.Ю. прослужил в органах федеральной противопожарной службы более десяти лет, являлся участником боевых действий, в настоящее время вышел на пенсию. Согласно справке ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения              МЧС России» от 26 марта 2014 г., истец признан нуждающимся в обеспечении постоянной жилой площадью с 25 сентября 1997 г. Существовавшая в МВД России очередность на получение жилья была сохранена при преобразовании государственной противопожарной службы данного ведомства в Государственную противопожарную службу                        МЧС России на основании Указа Президента Российской Федерации от                   09 ноября 2001 г. Не получив жилье, в 2014 году истец по предложению представителей работодателя подал заявление для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи четыре человека. Решением ГУ                       МЧС России по Тюменской области от 10 апреля 2014 г. Афанасьев В.Ю. был принят на учет для получения указанной выплаты, в настоящее время номер его очереди - 29. При этом, Афанасьев В.Ю. как участник боевых действий, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г.            № 5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании истец Афанасьев В.Ю. и его представитель Афанасьева С.И., действовавшая на основании устного заявления истца, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Тюменской области - Киприянова Т.И., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылалась на то, что нормы действующего законодательства предусматривают предоставление сотрудникам выплат в порядке очередности принятия их на учет. Пояснила, что правом на предоставление выплат в текущем году ранее принятых в том же году сотрудников наделены претенденты, имеющие 3 и более проживающих с ними детей. Считала истца не имеющим права на внеочередное получение выплат, поскольку он не относится к данной категории сотрудников.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области - Сергеенкова Л.Ю., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований. Ссылалась на то, что истец не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории «ветеран боевых действий», вследствие чего у Правительства Тюменской области отсутствуют расходные обязательства по предоставлению ему мер социальной поддержки в виде социальной выплаты или предоставления жилого помещения. Указала, что Правительство Тюменской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку выплаты предоставляются сотрудникам по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти, где они проходят службу.

Представитель ответчика Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился, в материалы дела им был представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором он просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению социальных выплат категории граждан, к которой относится истец.

Представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «32 отряд Федеральной противопожарной службы по Тюменской области» - Скориков Ю.Г., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что помещение, в котором проживает истец, является нежилым и используется как гостиница для работников. Указал, что после увольнения истца со службы действий по его выселению бывшим работодателем предпринято не было.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Афанасьев В.Ю., в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что при его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не был принят во внимание факт признания его нуждающимся в обеспечении жилой площадью с 1997 года. Повторно указывает, что существовавшая в МВД России очередность на получение жилья была сохранена при преобразовании государственной противопожарной службы данного ведомства в Государственную противопожарную службу МЧС России на основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 г. № 1309. Вновь приводит довод о том, что статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений за счет средств федерального бюджета ветеранам боевых действий, вставшим на соответствующий учет до 01 января 2005 г. Отмечает то обстоятельство, что в настоящее время им получено уведомление об освобождении занимаемого им служебного жилья.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представители ответчиков Правительства Тюменской области, ГУ МЧС России по Тюменской области просят оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, как это предусмотрено частью                  1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (часть 1).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (часть 3).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.

Как следует из дела, с 25 сентября 1997 г. Афанасьев В.Ю. состоит в базе данных информационно-аналитической системы жилье МЧС России как нуждающийся в обеспечении постоянной жилой площадью (л.д. 8).

20 сентября 2001 г. Афанасьев В.Ю. был поставлен Администрацией             г. Тюмени на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи                      4 человека. По состоянию на 19 марта 2018 г. номер очереди истца в списке по категории «общая очередь» - 8 342, в списке по категории «сотрудник противопожарной службы» - 1 (л.д. 13).

Согласно ответу Администрации г. Тюмени от 16 августа 2018 г. на обращение истца в досудебном порядке, в настоящее время гражданам, состоящим на учете по указанной категории, жилые помещения не предоставляются (л.д. 15).

Решением администрации и жилищно-бытовой комиссии СЧ-27 УГПС ГУВД Тюменской области от 30 декабря 2001 г. водителю Афанасьеву В.Ю. была выделена двухкомнатная служебная квартира на состав семьи из трех человек по адресу: <.......> (л.д. 10).

С 16 апреля 2014 г. Афанасьев В.Ю. состоит на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МЧС России по Тюменской области (номер очередности на момент подачи документов - 46, по состоянию на              01 мая 2018 г. - 29) (л.д. 12).

29 октября 2004 г. Афанасьеву В.Ю. было выдано удостоверение, подтверждающее его право на права и льготы, установленные пунктом                    1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 9).

Отказывая в иске, суд исходил из того, что истцом не было представлено доказательств, подтверждающих его принадлежность к числу сотрудников федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на внеочередное предоставление единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений.

Судебная коллегия находит выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.

Доводы жалобы о том, что истец состоит на учете нуждающихся в обеспечении жильем по месту прохождения службы с 1997 года, не влияют на правильность выводов суда, поскольку вышеприведенные нормы действующего законодательства не связывают право на внеочередное получение выплат с длительностью нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях. Единственным обстоятельством, влекущим в соответствии с Правилами возникновение права на получение выплат вне очереди, является наличие у претендента не менее трех детей, проживающих совместно с ним. Поскольку истец на наличие данного обстоятельства не ссылался, его требования о внеочередном предоставлении выплаты были обоснованно отклонены судом.

Ссылки в жалобе на предъявление к истцу требования об освобождении занимаемого служебного жилого помещения подлежат отклонению как не имеющие правового значения для разрешения спора о праве на внеочередное получение заявленной в иске выплаты.

Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», вопреки доводам апелляционной жалобы, не предусмотрено     внеочередное предоставление социальных выплат на приобретение жилья.

Пунктом 1 данной статьи определено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: … 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;…

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и                 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте                   1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2).

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от                  15 октября 2005 г. № 614, а форма предоставления мер социальной поддержки указанным выше категориям граждан определена постановлением Правительства Тюменской области от 14 августа 2006 г. № 193-п в виде предоставления социальных выплат на приобретение жилья в собственность или возмещение затрат по строительству индивидуального жилого дома.

В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 14 августа 2006 г. № 193-п «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», формирование списков принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, к числу которых относятся постоянно проживающие в Тюменской области указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) (пункт 9). Для получения социальной выплаты гражданин, имеющий право на соответствующую меру социальной поддержки, или законный представитель, или представитель по доверенности от его имени представляет в орган местного самоуправления следующие документы:         1) заявление о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению;… (пункт 10). На каждого гражданина, указанного в пункте 2 настоящего Положения, который признан претендентом на получение социальной выплаты, органом местного самоуправления формируется учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для предоставления социальной выплаты (пункт 13). Органы местного самоуправления до             01 октября года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, на получение социальной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению, утверждают их своим решением и представляют в Департамент социального развития Тюменской области (пункт 14). Сводный список, утвержденный Департаментом социального развития Тюменской области, в срок до 10 ноября представляется в уполномоченный орган (пункт 15). Уполномоченный орган на основании сводного списка граждан, указанных в пункте 2 Положения, поступившего из Департамента социального развития Тюменской области, с учетом средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение категорий граждан, определенных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в течение 30 рабочих дней со дня доведения объема средств федерального бюджета на текущий финансовый год формирует основной и резервный списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, - претендентов на получение социальной выплаты по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению и утверждает их своим приказом (пункт 16).

Сведений о том, что истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений граждан, определенных Федеральными законами «О ветеранах», и с соблюдением предусмотренного постановлением Правительства Тюменской области от 14 августа 2006 г.           № 193-п порядка обращался с заявлением о соответствующей социальной выплате, но такая выплата ему в нарушение закона предоставлена не была, в деле нет.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмены обжалуемого решения.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции дал верную оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судом правильно и полно определены значимые для дела обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Афанасьева Владимира Юрьевича - без удовлетворения.

Председательствующий:                                         подпись

Судьи:                                                                       подписи

33-2299/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Афанасьев Владимир Юрьевич
Ответчики
ГУ МЧС России по Тюменской области
Администрация города Тюмени
Правительство Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Жегунова Елена Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
29.04.2019Судебное заседание
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
29.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее