Решение по делу № 33а-867/2020 от 26.11.2020

Судья Дрей В.Д. дело № 33а-867/2020

№ 2а-151/20

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2020 г. г. Элиста

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Кутлановой Л.М.

судей Говорова С.И. и Сангаджиевой Б.Т.,

при секретаре Чимидовой Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-151/2020 по административному иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – АЯРМО РК) и Муниципальному бюджетному учреждению «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» (далее – МБУ «УКХБ Яшалтинского района») о признании незаконным бездействия в неорганизации бесперебойного снабжения населения питьевой водой в соответствии с санитарными правилами по апелляционной жалобе главы АЯРМО РК Чиджиева У.У. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т., объяснения представителя административного ответчика Дмитриенко С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Лиджиевой В.П., проверив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки по соблюдению законодательства о водоснабжении и водоотведении установлено, что централизованное водоснабжение Яшалтинского района, осуществляемое из 8 источников, обеспечивает качественной питьевой водой лишь 9, 79 % населения. Основными причинами низкого качестве питьевой воды являются невыполнение административными ответчиками мероприятий, предусмотренных санитарным законодательством. В частности, действующие системы водоподготовки и водопроводные сети имеют высокую степень износа, отсутствуют современные комплексы водоподготовки и обеззараживания, проекты зон санитарной охраны, организации режима хозяйствования и санитарно-эпидемиологические заключения к ним, допускается выпас скота на территории ЗСО 1 пояса (строгого режима, предназначенного для защиты водоисточника от микробного загрязнения), на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется сама хозяйственная деятельность, нет информации о землях, расположенных в первом и во втором поясах ЗСО. Бездействие административных ответчиков создает реальную угрозу вспышки инфекционных заболеваний в населенных пунктах, что нарушает права неопределенного круга лиц, а именно населения Яшалтинского района Республики Калмыкия на жизнь, здоровье и благоприятную среду.

В связи с этим просил признать незаконным бездействие АЯРМО РК и МБУ «УКХБ Яшалтинского района» в неорганизации бесперебойного снабжения населения питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1110-02 «О введении в действие Санитарных правил и норм «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и обязать их организовать бесперебойное снабжение населения питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01и СанПиН 2.1.4.1110-02 в течение 6 месяцев.

В письменных возражениях Врио главы Яшалтинского РМО РК Чиджиев У.У. и директор МБУ «УКХБ Яшалтинского района» Барабаш И.И. просили в удовлетворении искового заявления прокурора района отказать. Считают, что бездействие со стороны АЯРМО РК и МБУ «УКХБ Яшалтинского района» в организации бесперебойного снабжения населения питьевой водой отсутствует, поскольку постановлением администрации №474 от 29 декабря 2018 года утверждена муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2019-2024 г.г.» (с внесением изменения постановлением главы АЯРМО №301 от 24.08.2020), в которой установлены перечень мероприятий по реконструкции водопроводных сетей, строительство станции очистки питьевой воды и реконструкция объектов водоснабжения, очистка подводящих каналов к населенным пунктам со сроком 2019-2024 г.г., а также с определением источников и объемом финансирования. Также в целях реализации указанной программы 24 января 2020 году между администрацией ЯРМО РК и Министерством сельского хозяйства РК заключено соглашение о предоставлении району субсидии, приняты распоряжения администрации №243-р от 29 ноября 2018 и №19 февраля 2020 года.

Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 октября 2020 года административное исковое заявление прокурора удовлетворено. Бездействие АЯРМО РК и МБУ «УКХБ Яшалтинского района» в неорганизации бесперебойного снабжения населения питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1110-02 «О введении в действие Санитарных правил и норм «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» признано незаконным и на административных ответчиком возложена обязанность в течение 6 месяцев организовать бесперебойное снабжение населения питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01и СанПиН 2.1.4.1110-02.

В апелляционной жалобе глава АЯРМО РК Чиджиев У.У. просит решение суда первой инстанции отменить ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).

На основании пункта 4 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах сельского поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").

Статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (пункт 3).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (абз. 2 п. 4 ст. 18 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).

В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Согласно п. 1.5 Правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).

В соответствии с п. 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими Правилами.

Как следует из материалов дела, население Яшалтинского района Республики Калмыкия обеспечивается водой, используемой для хозяйственно-питьевых нужд, из расположенных на территории Яшалтинского РМО 8 водозаборов: с. Ульяновское, с. Соленое, с. Манычское, с. Березовское,с. Красный партизан, с. Кросномихайловское, с. Бага-Тугтун, с. Эсто-Алтай.

Водоснабжение населения района осуществляется МБУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района».

Согласно информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Республике Калмыкия от 19 августа 2020 года за № *** в 2019 году доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой, от общего количества населения Яшалтинского района составила лишь *** %.

Основные причины не соответствия большей части поставляемой населению воды гигиеническим нормативам – невыполнение Администрацией Яшалтинского РМО Республики Калмыкия и МБУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» требований санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В частности, в результате проверки, проведенной прокуратурой района, выявлено, что административными ответчиками не разработаны проекты зон санитарной охраны водозаборов, включающие в определение границ зон и составляющих их поясов; не выполнены планы мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий зон санитарной охраны и предупреждения загрязнения источников; не утверждены правила и режим хозяйственного использования территорий первых и вторых поясов зон санитарной охраны.

Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела документами и никем из участников процесса не оспаривались.

Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции установив, что деятельность по водоснабжению населения района в настоящее время осуществляется посредством эксплуатации водозабора без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников, пришел к выводу о том, что невыполнение указанных мероприятий создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения. При этом именно на АЯРМО РК как собственника водозаборных систем, и МБУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» - организацию, осуществляющую их эксплуатацию, должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений.

Судебная коллегия соглашается с правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, положенных в основу удовлетворения иска прокурора, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и вытекают из вышеупомянутых положений закона.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, а также сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.

Ссылки представителя администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Дмитриенко С.А. на заключение административным ответчиком ряда муниципальных контрактов по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации по объектам водоснабжения района, не свидетельствуют о выполнении административными ответчиками всего комплекса предусмотренных законом мер по обеспечению населения района качественной питьевой водой и о надлежащем исполнении ими обязанностей в этой сфере.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 12 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика- главы администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Чиджиева У.У.– без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции г. Краснодара в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

Л.М. Кутланова

Судьи

С.И. Говоров

Б.Т. Сангаджиева

33а-867/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Яшалтинского района РК
Ответчики
Администрация Яшалтинского РМО РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Сангаджиева Байрта Тимофеевна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
26.11.2020Передача дела судье
22.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2020Передано в экспедицию
22.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее