24 сентября 2024 года г.Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Саницкой М.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора г. Ростова-на-Дону ФИО4,
представителя ответчика ДАДиОДДг.Ростова-на-Дону по доверенности ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения г.Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ» <адрес> г. Ростова-на-Дону», третье лицо администрация <адрес> г.Ростова-на-Дону об обязании привести остановочный комплекс в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора г.Ростова-на-Дону, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование, что прокуратурой г.Ростова-на-Дону во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», Указания прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении прокурорскогонадзора за исполнением законодательства о социальной защите населения» проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите населения. Автомобильная дорога по <адрес> в г.<адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №. Прокуратурой г.Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ совместно с АНО экспертный учебно-методический консультационный центр по созданию доступной среды для инвалидов и маломобилизованных групп населения «Мир без преград» проведено обследование остановочного комплекса по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, входе которого установлено, что в нарушение пДД.ММ.ГГГГ СП № ширина посадочной площадки менее 2 м; в нарушение пДД.ММ.ГГГГ СП № бордюрный камень остановочного комплекса по краю посадочной платформы не обозначен дорожной разметкой; в нарушение п ДД.ММ.ГГГГ СП № на остановочном комплексе отсутствует наземный тактильный указатель по краю посадочной площадки; в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП № на прозрачных стенах остановочного комплекса отсутствует контрастная маркировка; в нарушение раздела 6 ФИО6 № на остановочном комплексе не установлены информационные таблички. Не приведение указанного остановочного комплекса, в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов влечет за собой нарушение прав инвалидов и маломобильных групп населения на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, может повлечь причинение вреда их здоровью, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей. На основании изложенного, истец просит обязать: Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г.Ростова-на-Дону - в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу нанести дорожную разметку на бордюрный камень остановочного комплекса по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес> по краю посадочной площадки и наземный тактильный указатель по краю посадочной площадки в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП №;МКУ «УЖКХ» <адрес> г. Ростова-на-Дону - в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу установить контрастную маркировку на стенах остановочного павильона из прозрачных материалов по адресу: г. Ростов-на-Дону. <адрес>, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП №, обеспечить ширину посадочной площадки в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СП №, произвести информационные обеспечение в соответствии с разделом 6 ГОСТ №.
Представитель истца помощник прокурора г.Ростова-на-Дону ФИО4 в судебном заседании поддержала заваленные исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ДАДиОДДг.Ростова-на-Дону по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что ДАДиОДДг.Ростова-на-Дону является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку нанесение разметки на бордюрный камень и тактильной разметки на дорожное покрытие относится к благоустройству, и находится в компетенции МКУ УЖКХ района.
Представитель ответчика МКУ «УЖКХ» <адрес> г.Ростова-на-Дону по доверенности ФИО5, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ возражала против заявленных требований, представила письменные возражения, указав, что совершение действий, которые истец просит возложить на МКУ УЖКХ, не относится к компетенции данного ответчика.
Представитель третьего лица администрации <адрес> г.Ростова-на-Дону, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не представил об отложении не просил, в связи с чем в его отсутствие дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав позиции представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам(включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», Указания прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении прокурорскогонадзора за исполнением законодательства о социальной защите населения» проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите населения.
Автомобильная дорога по <адрес> в г.<адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения "транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а "также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а также вопросы дорожной деятельности.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу ч.4 ст.6, ч.2 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
С учетом положений ст. 34 и 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на местную администрацию, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая их ремонт и содержание.
При этом в силу ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пункт 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г.Ростова-на-Дону, в соответствии с п.1.1 которого департамент является отраслевым (функциональным) органом администрации г.Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения основными задачами департамента являются, в том числе, организация разработок схем организации дорожного движения, расстановки дорожных знаков и указателей, схем маршрутного ориентирования, нанесения дорожной разметки и обустройства дорог, утверждение разработанных и согласованных в установленном порядке схем организации дорожного движения, расстановки дорожных знаков и указателей, схем маршрутного ориентирования, нанесения дорожной разметки и обустройства дорог.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Положения к задачам департамента относится с том числе проведение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществление функций заказчика на следующие виды работ: разработка проектной документации, оценка достоверности определения сметной стоимости проектных работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дороги искусственных сооружений, разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки; нанесение дорожной разметки.
В соответствии с п.п.ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Устава МКУ «УЖКХ» <адрес> г.Ростова-на-Дону осуществляет функции заказчика при проведении торгов на выполнение работ по ремонту внутриквартальных и дворовых территорий и элементов их обустройства (ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, ремонт дорожной одежды), прочих работ по ремонту внутриквартальных проездов и элементов их обустройства, а также осуществляет исполнение функций заказчика, проведение торгов на выполнение работ по оценке, изготовлению технических паспортов и проектно-сметной документации, конкурсных торгов в сфере реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, благоустройства и эксплуатации объектов дорожно-мостового хозяйства, обустройство и содержание остановочных комплексов и площадок (кроме конечных), объектов озеленения.
В силу п. 25 ч.1 ст.16 Закона № 131 -ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение Правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение Правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Согласно ст.13 Устава г.Ростова-на-Дону предметом особой заботы городского самоуправления являются права граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Соответствующие требования, предъявляемые к остановочному пункту, закреплены в «СП №. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП №», утвержденном приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр (далее - СП №).
В силу п ДД.ММ.ГГГГ СП № поверхность бордюрного камня по краю посадочной площадки обозначают дорожной разметкой 2.7 по ФИО6 52289 и ФИО6 №. <адрес> посадочной площадки выполняют наземный тактильный указатель по ФИО6 52875.
В соответствии с п ДД.ММ.ГГГГ СП № на всех стенах павильонов из прозрачных материалов со стороны прохожей части пешеходных путей следует наносить предупреждающую контрастную маркировку в соответствии с п.6.1.6.
Согласно п.6.1.6 прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 - 1,0 м и 1,3 - 1,4 м.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП № определено, что ширинапосадочной площадки автобусов и троллейбусов, а также возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой принимаются по ФИО6 № (подпункт 5.3.3.8). В общую площадь посадочной площадки включается место посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках размерами 2,0х2,0 м.
Разделом 6 «ФИО6 №. Национальный стандарт Российской Федерации. Отличительные знаки и информационные обеспечение транспортных средств пассажирского неземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций. Общие технические требования» определены требования к информационному обеспечению остановочных пунктов (далее – ФИО6 №).
В силу п. 6.1-6.4 6.1 информационное обеспечение остановочных пунктов должно содержать объем информации для пассажиров данного пункта. На остановочных пунктах устанавливают информационно-указательные знаки по ФИО6 52290. Всю информацию наносят на информационную табличку, имеющую одинаковую ширину и цвет с информационным полем знака и устанавливаемую как непосредственно под знаком, так и рядом с ним – в месте, удобном для обозрения.
Информация должна содержать:
-наименование остановочного пункта;
-номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
- наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
-расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
-надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
-наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Конечные остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок, в которые прибывают транспортные средства и которые не совпадают с пунктами отправления, оборудуют указателями «Посадки нет».
На информационной табличке может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Ростова-на-Дону совместно с АНО экспертный учебно-методический консультационный центр по созданию доступной среды для инвалидов и маломобилизованных групп населения «Мир без преград» проведено обследование остановочного комплекса по адресу: г.<адрес>, <адрес>, в ходе которого установлено, что:
-в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.№ ширина посадочной площадки менее 2м;
-в нарушение пДД.ММ.ГГГГ СП 59.№ бордюрный камень остановочного комплекса по краю посадочной платформы не обозначен дорожной разметкой;
-в нарушение п ДД.ММ.ГГГГ СП 59.№ на остановочном комплексе отсутствует наземный тактильный указатель по краю посадочной площадки;
-в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.№ на прозрачных стенах остановочного комплекса отсутствует контрастная маркировка;
-в нарушение раздела 6 ФИО6 № на остановочном комплексе не установлены информационные таблички.
Не приведение указанного остановочного комплекса, в соответствие с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов влечет за собой нарушение прав инвалидов и маломобильных групп населения на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, может повлечь причинение вреда их здоровью, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей.
Ссылки представителя ответчикаДАДиОДДг.Ростова-на-Дону по доверенности ФИО2 о том, что департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, обоснованными признаны быть не могут, в связи со следующим.
Положением Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г.Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, в п.п.ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нанесение дорожной разметки и обустройство дорог являются одним из основных видов деятельности департамента.
Ссылка представителя ответчика в обоснование заявленной позиции на Правила благоустройства территории г.Ростова-на-Дону, утвержденные решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, убедительными не являются, поскольку указанными Правилами нанесение дорожной разметки на бордюрный камень остановочного комплекса и по краю посадочной площадки к компетенции иных лиц не отнесено, в связи с чем приходит к выводу о том, что ДАДиОДДг.Ростова-на-Дону является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Не являются убедительными и доводы представителя ответчика МКУ «УЖКХ» <адрес> г.Ростова-на-Дону о том, что совершение действий, указанных в иске, не относится к компетенции МККУ УЖКХ района, поскольку в силу п.п.ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Устава МКУ «УЖКХ» <адрес> г.Ростова-на-Дону содержание остановочных комплексов и площадок является одним из основных видов его деятельности.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования заместителя прокурора г.Ростова-на-Дону являются обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования заместителя прокурора г.Ростова-на-Дону – удовлетворить.
Обязать Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г.Ростова-на-Дону,ИНН №, ОГРН №, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу нанести дорожную разметку на бордюрный камень остановочного комплекса по адресу: г.<адрес>, <адрес> по краю посадочной площадки и наземный тактильный указатель по краю посадочной площадки в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СП №.
Обязать МКУ «УЖКХ» <адрес> г.Ростова-на-Дону, ИНН №, ОГРН №, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу установить контрастную маркировку на стенах остановочного павильона из прозрачных материалов по адресу:. <адрес>, <адрес> в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СП №, обеспечить ширину посадочной площадки в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СП №, произвести информационное обеспечение в соответствии с разделом 6 ФИО6 №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.А. Саницкая