44RS0001-01-2019-002970-75
Дело № 2-2772/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2019 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Метельковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой ФИО13 к Копыловой ФИО14, муниципальному образованию г.о.г. Кострома в лице Администрации г. Костромы о признании права собственности в порядке наследования
УСТАНОВИЛ:
Федорова В.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав в обоснование, что по договору от 23.12.1992 г. квартира, состоящая из двух комнат общей площадью 38,3 кв.м., жилая площадь 24,0 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, передана в совместную собственность Копыловой А.М. и Воробьеву М.А. Инвентаризационная стоимость вышеуказанной квартиры составляет 117 795 руб. Воробьев М.А., <дата> года рождения, умер <дата>, о чем <дата> составлена запись акта о смерти №, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-ГО №. Согласно справке МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» № от 11.10.2017 г. Воробьев М.А. был зарегистрирован по день смерти по адресу: <адрес>, совместно с Копыловой А.М. Брак между Копыловой А.М. и Воробьевым М.А. не заключался. Завещание Воробьевым М.А. не оставлено. В 2019 году Копылова А.М. обратилась в Свердловский районный суд города Костромы с исковым заявлением к Администрации г. Костромы об определении долей в праве общей собственности на вышеуказанную квартиру и признании права собственности. Решением Свердловского районного суда города Костромы от 11.04.2019 г. по делу № 2-1413/2019 определены доли в праве общей собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровый №, по 1/2 доли в праве за Копыловой А.М. и умершим Воробьевым М.А., а также признано право собственности на 1/2 доли в праве на вышеуказанную квартиру общей площадью 38,3 кв.м. за Копыловой А.М. Указывает, что является наследником второй очереди, поскольку является сестрой умершего Воробьева М.А. Ссылаясь на ст.ст. 1141, 1142, 1143 ГК РФ, просит суд признать за Федоровой В.А. право собственности в порядке наследования на 1/2 долю в праве на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 38,3 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, нотариус Ивакина А.П.
В судебном заседании истец Федорова В.А. не присутствует, о времени и месте судебного заседания извещалась в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке. В суд вернулся конверт с судебным извещением, направленным истцу, с отметкой об истечении срока хранения и неявкой адресата. Руководствуясь ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, разъяснениями, содержащимися в п.п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд признает отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечению срока хранения и в связи с неявкой адресата, надлежащим извещением о слушании дела.
Представитель истца по доверенности Данченко А.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Копылова А.М. в судебном заседании не присутствует, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации г. Костромы Рубцов И.М. в судебном заседании требования не признал.
Третье лицо Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Третье лицо нотариус Ивакина А.П. в судебном заседании не присутствует, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (ч. 1 ст. 1143 ГКРФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Согласно ст. 1110, 1112 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам, в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде, как единое целое и в один и тот же момент. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 34 Постановления от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В судебном заседании установлено, что <дата> года умер Воробьев ФИО17, что подтверждается свидетельством о смерти (повторное) I-ГО № от 22.06.2015 года (л.д. 8).
Истец Федорова В.А. является сестрой умершего Воробьева М.А., его наследником второй очереди по закону, что подтверждается свидетельством о рождении (повторное) № от 30.11.2016 г. (л.д. 6), свидетельством о рождении ЦЖ № от 21.06.1958 г. (л.д. 7), свидетельством о заключении брака ЦЖ № (л.д. 7).
23.12.1992 г. между Администрацией г. Костромы в лице заместителя председателя комитета по приватизации жилищного фонда Тельных Л.К., с одной стороны, и Копыловой А.М. с членом семьи Воробьевым М.А., с другой, был заключен договор, в соответствии с которым Администрация г. Костромы передала в совместную собственность Копыловой А.М. с членом семьи Воробьевым М.А., а Копылова А.М. с Воробьевым М.А. приобрели квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 38,3 кв.м., в том числе, жилой площадью 24,0 кв.м., по адресу: <адрес>.
Право собственности Воробьева М.А. на 1/2 долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в установленном порядке при его жизни не было зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН в отношении квартиры по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 11.04.2019 г. определены доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый № по 1/2 доли в праве за Копыловой А.М.и умершим <дата> Воробьевым М.А.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязании третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из анализа статьи 1153 ГК РФ следует, что наследник вправе выбрать по своему усмотрению любой из способов принятия наследства: либо путем подачи соответствующего заявления нотариусу, либо путем фактического принятия наследства.
Если наследником были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, то в этом случае закон не требует обязательной подачи заявления наследником о принятии наследства.
Как разъяснено в п. 36 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что после смерти Воробьева М.А. в пределах шести месяцев истец не обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, однако она фактически приняли наследство, а именно: в установленный законом срок после смерти наследодателя участвовала в организации похорон наследодателя, периодически проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, забрала себе памятные фотографии, бинокль, телевизор, принадлежавшие Воробьеву М.А., распорядившись документами и личными вещами наследодателя, передав их Копыловой А.М., участвовала в ремонте жилого помещения, в оплате коммунальных платежей. Истец участвовала в организации похорон наследодателя.
Вышеуказанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства также подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетели Заночуева Г.Н., Кеслер Н.А.
Таким образом, поскольку на момент открытия наследства истец вступила во владение и пользование наследственным имуществом, от принятия наследства не отказывалась, то она в силу вышеуказанных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению считается принявшей наследство, пока не доказано иное. Сведений об обратном материалы дела не содержат.
Учитывая установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и признании за Федоровой В.А. права собственности на 1/2 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 38,3 кв.м., в порядке наследования после смерти Воробьева М.А.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федоровой ФИО15 удовлетворить.
Признать за Федоровой ФИО16 право собственности на 1/2 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 38,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова