Производство номер
УИД номерRS0номер-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата г. Волгоград
Советский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Пустовой А.Г.,
при секретаре Дербенько Т.Ю.,
с участием:
административного истца Карпенко Е.В.,
представителя административного ответчика администрации города Волгограда, действующей на основании доверенности номер-ид/92 от дата Плаксуновой К.С.,
представителя заинтересованного лица Администрации Советского района Волгограда по доверенности номер от дата. Скобельцевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карпенко Тамары Алексеевны, Карпенко Елены Викторовны к администрации города Волгограда о признании действий, бездействия незаконными, возложении обязанности,
установил:
Административные истцы обратились в суд к административному ответчику администрации города Волгограда о признании действий, бездействия незаконными, возложении обязанности,
В обосновании заявленных требований указали, что Карпенко Т.А. с дата является собственником жилого помещения расположенного по адресу: адрес завод номер, адресА адрес. По месту жительства в указанной квартире с дата по настоящее время зарегистрированы Карпенко Елена Викторовна, Карпенко Татьяна Андреевна с дата
дата в многоквартирном, жилом доме, расположенном в адрес завод номер, адресА - произошла авария.
дата специалистами ООО «СервисКомплексПроект» была выполнена техническая экспертиза о состоянии конструкций здания, которая установила, что вследствие течи стояка в подвале дома произошло намокание грунта, в результате чего произошла просадка фундамента, появились глубокие трещины и выбоины на наружных стенах здания, частичное разрушение цоколя.
Межведомственная комиссия при администрации Советского района г. Волгограда признала дом пригодным для проживания, но требующий капитального ремонта.
дата административные истцы обратились в Комитет по жилищной политике по Волгоградской области по вопросу внесения дома в реестр как аварийного и включения в программу по расселению из аварийного жилья граждан.
В ответ на обращение получен ответ, из которого следует, что дом на основании заключения комиссии номер от дата признан аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением администрации Волгограда от дата номер утверждена программа «Жилище» на 2014-2020 годы. В перечень расселяемого жилья в рамках Подпрограммы включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.10.2013г. Сроки переселения граждан дома истцов будут определены программно-целевым методом, то есть путем включения указанного дома в областные, либо муниципальные целевые программы по переселению граждан из аварийного жилья.
Отмечают, что первоначальная межведомственная комиссия дата вынесла решение и признала дом пригодным для проживания, но в срочном порядке указала Управляющей компании начать мероприятия по проведению капитального ремонта данного дома.
Управляющей компанией была подготовлена проектно-сметная документация для проведения капитального ремонта (всего дома) - стоимостью иные данные Однако, работы не были начаты, в связи с отсутствием денежных средств у управляющей компании.
Полагают, что признавая первоначальное заключение межведомственной комиссией вынесенное дата как не соответствующее требованию капитального ремонта и изменяя статус дома на «аварийный, подлежащий реконструкции», по непонятным и необоснованным причинам, администрация Волгограда, меняет дату возникновения этого статуса у дома (с разницей в два года) с дата
По мнению истцов данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии административного ответчика в спорный период
дата, административные истцы обратились в Комитет по жилищной политике Администрации Волгограда, просьбой предоставить - копию решения комиссии, копию распоряжения с указанием сроков по переселению из аварийного жилья, и просьбой предоставить список документов необходимый для передачи (изъятии) аварийного, личного недвижимого имущества (помещения).
Согласно предоставленному ответу на основании заключения межведомственной комиссии номер от дата дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Так же сообщается, что администрацией Волгограда издано Постановление от дата номер о механизме использования заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района Волгограда о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес аварийным и подлежащим реконструкции.
Расселение указанного дома планируется осуществлять в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище» на 2016-2020 года».
На неоднократные обращения истцов было разъяснено что в программу по переселению из аварийного жилья внесен ряд изменений, которые отражены в Постановлении номер номер где указано, что переселение граждан из аварийного жилья разбито на этапы. Жилой дом, в котором проживают административные истцы дом вошел в 4 этап — расселение дома запланировано на 2023г.
Указывают, что бездействие администрации Волгограда по непринятию мер к расселению граждан из аварийного жилья признанного таковым длительное время и которое несет угрозу жизни и здоровью граждан при нахождении в здании, грубо нарушает жилищные права истцов.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства просят признать бездействие органа местного самоуправления администрации Волгограда выразившееся в невыполнении предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в период с дата по дата незаконным; возложить на администрацию Волгограда обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения по адресу адрес завод номер, адресА, адрес, принадлежащего на праве собственности Карпенко Т.А., и зарегистрировать решение об изъятии в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу; обязать орган местного самоуправления администрацию Волгограда к заключению соглашения о предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения или выкупа; прекратить право регистрации Карпенко Е. В. в помещении расположенном по адресу: адрес завод номер, адресА, адрес момента предоставления ей другого жилого помещения.
Впоследствии административные истцы уточнили административные исковые требования, просили признать незаконной дату дата при установлении и признании дома «аварийным и подлежащим реконструкции», обязать администрацию Волгограда изменить дату наступления и признания дома «аварийным подлежащим реконструкции» с дата; признать бездействие органа местного самоуправления администрации Волгограда выразившееся в волоките и в невыполнении предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в период с дата по дата – незаконным; возложить на администрацию Волгограда обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения по адресу адрес завод номер, адресА, адрес, принадлежащего на праве собственности Карпенко Т.А., и зарегистрировать решение об изъятии в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу; обязать орган местного самоуправления администрацию Волгограда к заключению соглашения о предоставлении взамен другого жилья; прекратить право регистрации Карпенко Е. В. в помещении расположенном по адресу: адрес завод номер, адресА, адрес момента предоставления ей другого жилого помещения.
В судебном заседании административный истец Карпенко Е.В., доводы изложенные в административном иске поддержала. Просила удовлетворить в полном объёме.
Административный истец Карпенко Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации города Волгограда Плаксунова К.С., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представителя заинтересованного лица Администрации Советского района Волгограда по доверенности Скобельцева Д.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Комитета по жилищной и социальной политике администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений, ходатайств суду не представил.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При этом в силу п. 2 ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении данного административного дела судом установлено, что Карпенко Татьяна Алексеевна с дата является собственником жилого помещения расположенного по адресу: адрес завод номер, адресА адрес.
В указанном жилом помещении зарегистрирована по месту жительства - Карпенко Елена Викторовна.
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Советского района г. Волгограда от дата многоквартирный жилой адресА адрес завод номер адрес признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации Волгограда от дата номер определён срок – до дата предъявления собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: адрес завод номер, 27а письменного требования о реконструкции указанного многоквартирного жилого дома до дата. Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда в случае неосуществления собственниками жилых помещений реконструкции жилого дома в срок установленный п. 1.2 п. 1 ( до дата ) принять меры по изъятию жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме в установленном действующим законодательством порядке.
Распоряжением номер от дата департамента по жилищной политике администрации Волгограда утверждены списки граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес завод номер, 27а
Постановлением номер от дата администрации Волгограда в постановление администрации Волгограда от дата номер «О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов адрес о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес завод номер, 27а, аварийным и подлежащим реконструкции» внесены изменения, путем указания на признание указанного многоквартирного жилого дома аварийным, подлежащим сносу, определены сроки переселения граждан, проживающих в многоквартирном доме в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой «Жилище», утверждённой постановлением администрации Волгограда от дата номер «Об утверждении муниципальной программы «Жилище», комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда принять меры по внесению изменений в перечень аварийного жилья, подлежащего расселению в соответствии с муниципальной программой жилище, в отношении вышеуказанного многоквартирного дома. И в случае если собственники помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, указанном в пункте 1 настоящего постановления, до дата н осуществили снос указанного многоквартирного дома, принять меры к изъятию земельного участка, занимаемого указанным многоквартирным жилым домом, для муниципальных нужд и помещений в указанном многоквартирном жилом доме.
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 28.09.2015 № 1345 «Об утверждении Порядка взаимодействия при переселении граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» утвержден Порядок взаимодействия при переселении граждан.
В соответствии с пунктом 4 подпунктом 4.2 Порядка, в случае если собственники помещении в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, администрация Волгограда принимает решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, и жилых помещений в указанном доме.
Согласно пункту 4 подпунктом 4.4 Порядка, обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется путем выплаты возмещения (выкупа) за изымаемое жилое помещение. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть представлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определений возмещения изымаемое жилое помещение.
Гражданам, не имеющим иного жилого помещения, пригодного для проживания на праве собственности или на праве пользования, в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома (многоквартирного дома), в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма или находящиеся в их собственности, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального манёвренного жилищного фонда для временного проживания, в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 16.04.2014 №12/326 «Об утверждении Порядка формирования муниципального манёвренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального манёвренного жилищного фонда Волгоград».
Обращаясь в суд, административные истцы ссылаются на бездействие администрации Волгограда по непринятию мер к расселению граждан из аварийного жилья признанного таковым длительное время, указывая на то, что многоквартирный дом несет угрозу жизни и здоровью граждан при нахождении в здании.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями I - 3, 5 - 9 данной статьи.
На основании ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Исходя из анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Мероприятия по переселению граждан (семей) из аварийного жилья на территории адрес регламентированы региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории адрес в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением адрес от дата номер-п
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Волгоград, адрес завод номер, адресА, включен в перечень многоквартирных домов признанных аварийными со сроком расселения до дата.
С учетом того, что срок переселения граждан, проживающих по адресу: адрес в настоящее время не истек, требования заявленные истцом являются преждевременными и оснований для их удовлетворения не имеется.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Положения о комиссии по принятию решения о первоочередном включении многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до дата решение о первоочередном включении многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до дата, подлежащих расселению в соответствии с региональной адресной программой, принимается в случае выявления угрозы обрушения аварийного дома по результатам его мониторинга и оформляется протоколом.
Решение комиссии оформляется протоколом и в случае принятия комиссией решения о первоочередном включении многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до дата, подлежащих расселению в соответствии с региональной адресной программой, направляется в комитет строительства Волгоградской области (пункт 2.7 Положения).
Решение о первоочередном включении многоквартирного дома в перечень в установленном порядке не принималось, многоквартирный жилой адрес, включен в перечень исходя из даты признания дома аварийным и подлежащим сносу - дата.
Признание жилого дома, где проживают истцы, аварийным и не пригодным для проживания не является основанием для предоставления жилого помещения без соблюдения общего порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации.
Требования о признании незаконными действий административного ответчика в части установления даты признания дома, расположенного по адресу: адрес завод номер, адресА, адрес аварийным и подлежащим реконструкции не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что данное постановление от дата было принято на основании решения межведомственной комиссии от дата, в связи с чем оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции ранее указанной даты не имеется.
Установив отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении административным ответчиком прав административных истцов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий в части установления даты признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, признании бездействия административного ответчика, выразившегося в невыполнении и процедуры, предусмотренной ч.10 ст. 32 ЖК РЙФ в период с дата по дата и возложении на административного ответчика обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: адрес завод номер, адресА, адрес регистрации решения в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности по заключению соглашения о предоставлении другого жилого помещения, а также прекращении права регистрации Карпенко Е.В. в спорном жилом помещении с момента предоставления жилого помещения.
Руководствуясь ст. 175, 177, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Карпенко Тамары Алексеевны, Карпенко Елены Викторовны к администрации города Волгограда о признании незаконными действий в части установления даты признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в невыполнении и процедуры, предусмотренной ч.10 ст. 32 ЖК РЙФ, возложении на административного ответчика обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, и регистрации решения в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности по заключению соглашения о предоставлении другого жилого помещения, а также прекращении права регистрации - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Г. Пустовая