Дело № ноября 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.А. Токарь,
при секретаре Ф.В. Лёгостиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» об установлении факта нахождения на иждивении, признании права назначения и получения пенсии по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» (далее – ГВК), указав, что является вдовой капитана 2 ранга ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В период с 04.07.1983 по 08.11.2005 ФИО4 проходил военную службу в войсковой части 22 931, расположенной в городе <адрес>, истица, их дочь – ФИО5 и ФИО4 составляли единую семью, вплоть до смерти последнего вели совместное хозяйство, имели единый бюджет, при этом заработная плата ФИО4 являлась основным источником дохода семьи, была для истицы постоянным и основным источником средств к существованию, после смерти ФИО4 истица в брак не вступала. По достижении возраста 55 лет истица обратилась в ГВК с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, однако получила отказ по мотиву отсутствия подтверждения нахождения на иждивении умершего супруга. По изложенным основаниям истица просила установить факт нахождения на иждивении ФИО4 на дату его смерти, ДД.ММ.ГГГГ, и признать право на назначение и получение пенсии по случаю потери кормильца.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что на дату смерти ФИО4 истица являлась трудоспособной, трудоустроенной, факт наличия разницы в размере заработной платы супругов не свидетельствует о нахождении на иждивении, ввиду чего правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО2 отсутствуют.
В судебное заседание истица и её представитель явились, заявленные требования поддержали.
Представитель ГВК в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истица состояла в зарегистрированном браке с ФИО4 с 07.01.1982 (л.д. 45).
ФИО4 проходил военную службу в вооружённых силах СССР и Российской Федерации с 26.06.1982, приказом начальника 12 Главного управления МО РФ от 28.10.2005 НР 0165 уволен с военной службы в отставку по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, в соответствии с параграфом 5 приказа командира войсковой части 22931 № (по строевой части) от 08.11.2005 ФИО4 исключён с 08.11.2005 из списков личного состава войсковой части 22931 и всех видов обеспечения и направлен на учёт в военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга; с 09.11.2005 ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (л.д. 64, 65, 110), что в ходе судебного следствия не оспаривалось.
07.12.2005 ФИО4 умер (л.д. 40). До наступления смерти истица и ФИО4 составляли единую семью, вели совместное хозяйство, хотя в период с 2001 года до увольнения ФИО4 с военной службы проживали раздельно. Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7 и Свидетель №1, ответчиком не опровергнуты.
Разрешая требования истицы об установлении факта нахождения на иждивении умершего ФИО4, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 названного Кодекса).
Для установления факта нахождения лица на иждивении умершего пенсионера Министерства обороны РФ необходимы условия, предусмотренные со ст. 31 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ст. 31 указанного Закона члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, при этом данная пенсия также может быть назначена членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какой-либо доход.
Применительно к положениям ст. 31 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" под основным источником средств к существованию предполагается, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, зарплата и т.д.), однако обеспечение, оказываемое кормильцем, по своим размерам составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи.
Таким образом, претендующие на назначение пенсии по случаю потери кормильца лица должны соответствовать двум условиям: быть нетрудоспособными, то есть в силу объективных причин (определенного возраста либо состояния здоровья (наличие инвалидности) не иметь способности трудиться и получать тем самым заработок, являющийся источником средств к существованию, а также находиться на полном содержании (иждивении) умершего кормильца или получать от него помощь, которая являлась постоянным и основным источником средств к существованию.
Как следует из материалов дела, на дату смерти ФИО4 истица, 05.01.1964 года рождения, являлась трудоспособной, в период с 02.03.2003 по 09.09.2005 работала в должности заместителя главного бухгалтера ООО «ЮНГ», с 10.09.2005 по 31.12.2006 осуществляла трудовую деятельность в ООО «Мир украшений» (л.д. 49, 50), по утверждению истицы, после смерти мужа она продолжала работать, обеспечивать средствами к существованию себя и дочь.
Согласно ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, гражданам предоставлено неограниченное право на выбор трудовой деятельности. То обстоятельство, что официальный доход истицы был меньше дохода, получаемого при жизни ФИО4, учитывая её трудоспособность, отсутствие объективных препятствий к осуществлению трудовой деятельности, само по себе не является доказательством в подтверждение нахождения на иждивении умершего кормильца.
Кроме того, согласно разъяснению, данному в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 года N 9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение, в том числе для возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал стипендию, пенсию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Размер назначенной бывшему военнослужащему ФИО4 пенсии за выслугу лет составил: за период с 09.11.2005 по 30.11.2005 – 10 765 рублей 66 копеек, с 01.12.2005 по 31.12.2005 – 18 660 рублей 48 копеек (л.д. 110), согласно объяснениям истицы, которые в силу ст. 55 ГПК РФ являются доказательствами по делу, её официальный заработок на дату смерти супруга составлял 5 000 рублей в месяц. При сопоставлении размера доходов супругов оснований полагать, что на дату смерти ФИО4, 07.12.2005, истица находилась на его иждивении, либо утратила основной источник дохода не имеется, ввиду чего суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований о признании факта нахождения на иждивении ФИО4
Право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении и, не зависимо от нахождения на иждивении кормильца нетрудоспособные дети нетрудоспособные родители и оставшийся в живых супруг, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию (абз. 2 ст. 29 названного Закона).
Согласно п. "б" указанной статьи нетрудоспособными членами семьи считаются, отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Принимая во внимание, что в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истица не представила достоверных, достаточных и бесспорных доказательств нахождения ее на иждивении умершего супруга в виде получения от него помощи, являвшейся для нее постоянным и основным источником средств к существованию, либо нахождения на его полном содержании, либо утраты источника средств к существованию после смерти супруга, а также то обстоятельство, что на дату смерти ФИО4 истица являлась трудоспособной правовые основания для признания за нею права назначения и получения пенсии по случаю потери кормильца отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО2 в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение составлено 27.11.2019.
Судья: (подпись)