Дело № 2-976/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 марта 2015 года г. Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Носковой Н.В.,
При секретаре Бянкиной В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самсоновой Л. Д. и Самсонова М. В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, 2 отделу ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, 2 отделу ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска истец ссылается на то, что в соответствии с Договором найма служебного жилого помещения от /дата/ №, заключенным между Самсоновой Л.Д. и Государственным учреждением Новосибирская КЭЧ, Самсонова Л.Д. и её сын Самсонов М.В. были вселены в квартиру по адресу: <адрес>. Начиная с даты заключения указанного договора истцы непрерывно проживают в квартире, оплачивают коммунальные и иные обязательные платежи, а также социальный наем.
/дата/. года представителем истцов было подано заявление во 2 Отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ о передаче в собственность в порядке приватизации занимаемой истцами квартиры. В письменном ответе от /дата/ № указано, что предоставление жилого помещения в собственность граждан не предусмотрено полномочиями ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ.
/дата/ представитель истцов отправил в адресу ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ заявление о передаче в собственность в порядке приватизации занимаемой истцами квартиры. В полученном письменном ответе от /дата/ № указано, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации, а начальник ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России полномочиями по передаче в собственность граждан жилых помещений не наделен, в соответствии с Уставом, в связи с чем, заключить договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным.
Согласно Справки МКП г.Новосибирска «Городское жилищное агентство» от /дата/ № спорная квартира в реестре муниципального имущества не значится.
В настоящее время спорная квартира находится в федеральной собственности, что подтверждается Выпиской из реестра федерального имущества от /дата/ №. Право оперативного управления закреплено за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Право оперативного управления зарегистрировано также в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем свидетельствует Выписка из ЕГРП от /дата/ №.
Истцы проживают в указанной квартире и зарегистрированы в ней по месту жительства, истцы своевременно оплачивают все расходы, связанные с содержанием квартиры, а также оплачивают социальный наем. Истцы право на приватизацию жилых помещений не использовали, указанная квартира является единственным местом жительства истцов, права в отношении иных объектов недвижимости отсутствуют.
На основании изложенного просят признать за ними право общей долевой собственности в равных долях по ? доли каждому в порядке приватизации, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Истцы Самсонов М.В., Самсонова Л.Д., представитель истцов Калинин М.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить, пояснив, что на момент заключения договора жилое помещение было служебным, но со временем истцы стали пользоваться им по социальному найму, считают, что отношения социального найма сложились с момента внесения первых платежей за социальный наем, что ответчиками не было оспорено. В документах нет сведений об отнесении данного жилого помещения к служебному, исходя из чего считают, что оно не является служебным. Истец Самсонов М.В. является пенсионером, на сегодняшний день им подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в адрес суда возражение на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований Самсоновой Л.Д., Самсонова М.В. отказать, поскольку ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны Росси не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность. Спорное жилое помещение предоставлено Самсоновой Л.Д. на основании договора найма служебного помещения, в связи с чем не подлежит приватизации. Оно предназначено для обеспечения жильем военнослужащих (л.д.50-51).
Представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в адрес суда возражение на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований Самсоновой Л.Д., Самсонова М.В. отказать, поскольку квартира Самсоновой Л.Д. была предоставлена на основании договора найма служебного помещения, в связи с чем в силу закона квартира не может быть приватизирована истцами (л.д.55-57).
В судебное заседание иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения истцов, представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Такие помещения, в силу части 3 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса РФ.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).
На основании приказа от /дата/. №-од <адрес> по просьбе Новосибирской КЭЧ района однокомнатная <адрес> жилой площадью 18,4 кв.м. в <адрес> по адресу: <адрес> закреплена в качестве служебной жилой площади за Новосибирской КЭЧ района (л.д.59).
В связи с чем доводы истцов об отсутствии допустимых доказательств предоставления истцам именно служебного жилого помещения суд считает несостоятельными.
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии Домоуправления № ГУ Новосибирская КЭЧ <адрес> от /дата/. было установлено, что по заявлению на получение жилой площади работником Домоуправления № было решено распределить служебную однокомнатную квартиру № по адресу <адрес> дворнику Самсоновой Л.Д.(л.д.58).
Из материалов дела судом усматривается, что квартира, расположенная по адресу <адрес> предоставлена Самсоновой Л.Д. на основании договора найма служебного помещения № от 16.07.2010г. (л.д.8-9).
Согласно выписки из реестра федерального имущества установлено, что правообладателем однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.15-16), что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.17)
Из справки МКУ «Городское жилищное агентство» установлено, что <адрес> по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества <адрес> не значится (л.д.18).
Из ответа начальника 2 отделения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ усматривается, что предоставление жилого помещения в собственность гражданам не предусмотрено полномочиями ФГКУ «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ. Собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация, право оперативного управления зарегистрировано за Новосибирской КЭЧ. В настоящее время деятельность Новосибирской КЭЧ как юридического лица прекращена путем реорганизации форме присоединения согласно приказу МО РФ № от 17.12.2010г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» Правопреемником Новосибирской КЭС района является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Одновременно было разъяснено, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства (л.д.19).
Из ответа ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ на обращение Самсоновой Л.Д. о приватизации квартиры следует, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ. Начальник ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России полномочиями по передаче в собственность граждан жилых помещений не делегирован, в соответствии с Уставом, в связи с чем, заключить договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным (л.д.20).
Из ответа 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ на запрос усматривается, что по сведениям о наличии и использовании специализированного жилого фонда, закреплено за Министерством обороны РФ в Центральном военном округе (электронный вариант), жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> городка, <адрес>, имеет статус служебного жилья на основании приказа <адрес> от /дата/. №-од. (л.д.31).
Согласно выписке из домовой книги (л.д. 10) в <адрес> городка, <адрес> с /дата/. по настоящее время зарегистрированы по месту жительства Самсонова Л.Д. (квартиросъёмщик) и Самсонов М.В. (сын) (л.д.10).
Согласно трудовой книжке Самсонова Л.Д. /дата/ она была принята в Домоуправление № ГУ «Новосибирская КЭЧ» дворником, 08.11.2010г. уволена по собственному желанию.
Из анализа указанных доказательств следует, что спорное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, в установленном законом порядке было включено собственником в специализированный жилищный фонд и предоставлено во временное пользование на период трудовых отношений Самсоновой М.В. и членам ее семьи на основании договора найма служебного жилого помещения. После предоставления жилого помещения истцы вселились в него и проживают в нем по настоящее время на условиях договора найма служебного жилого помещения. Договор вселения на условиях социального найма суду не представлен, также несостоятельны и доводы о том, что право пользования на условиях договора социального найма возникло у истцов с момента оплаты ими социального найма, поскольку сведений о заключении данного договора в тот период у суда не имеется. Также суд учитывает, что установление данного вида коммунального платежа не свидетельствует о волеизъявлении собственника на заключение договора социального найма.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение не было предоставлено истцам на условиях социального найма в установленном порядке, с постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях договора социального найма не принималось, в связи с чем оснований полагать, что истцы пользовались жилым помещение на условиях договора социального найма не имеется.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 154-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу части 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Частью второй статьи 4 Федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление, которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Снятие специального статуса жилого помещения является необходимым условием для получения в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» согласия собственника на приватизацию таких жилых помещений. Вопросы снятия упомянутого выше статуса и предоставления права на приватизацию жилого помещения всецело относятся к компетенции самого собственника, который согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничен в своих полномочиях лишь по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу и ее семье как служебное жилье на период трудовых отношений, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы не состоят, занимают жилое помещение, имеющее статус «служебного», согласие собственника жилого помещения на изменение его правого режима отсутствует, договор социального найма не заключался, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-976/2015, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.