Дело № 2а-78/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 марта 2018 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Шерягиной С.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Колотову А.Н., Харитоновой Е.Н. о взыскании задолженности по уплате налога на доходы физических лиц и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО обратилась с административным исковым заявлением к Колотову А.Н. и Харитоновой Е.Н., действующим в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о взыскании налога на доходы физических лиц за 2016 год в сумме 23 833 руб., пеней за период с 18 июля 2017 года по 24 июля 2017 года в сумме 50 руб. 05 коп.
В обоснование указала, что законным представителем ФИО1, ...г. года рождения, - Колотовым А.Н. была предоставлена налоговая декларация, согласно которой несовершеннолетний ФИО1 получил доход от продажи ... доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., в сумме ... коп., сумма налога к уплате 23 833 руб. 00 коп. Обязанность по уплате налога не была исполнена, в связи с чем в адрес ФИО1 было направлено требование N 23928 от 24 июля 2017 года со сроком исполнения до 14 августа 2017 года. Законными представителями обязанность в добровольном порядке не была исполнена, что послужило основанием для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Начальник МИФНС России № 8 по АО и НАО Рогозин В.С. просит рассмотреть дело без участия представителя административного истца, на исковых требованиях настаивает.
Административные ответчики Колотов А.Н., Харитонова Е.Н., в судебное заседание не явилась, просили рассмотреть дело без их участия, с иском не согласны.
В части 7 статьи 150 КАС РФ указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного истца и административных ответчиков, поскольку их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив письменные доказательства, предоставленные в дело, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации, одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В силу пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела несовершеннолетним ФИО1, ...г. года рождения, в 2016 году от продажи своей доли в квартире получен налогооблагаемый доход в размере ... коп.
02 мая 2017 года в МИФНС России № 8 по АО и НАО представителем несовершеннолетнего Колотовым А.Н. была представлена декларация по налогу на доходы физических лиц за 2016 год, о налоговом вычете не заявлено.
Согласно указанной декларации, т.е. по данным самого налогоплательщика, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 23 833 руб.
Сумма налога на доходы физических лиц налогоплательщиком в бюджет в срок, установленный законодательством, уплачена не была. Тем самым налогоплательщиком нарушен п. 4 ст. 228 НК РФ, согласно которому сумма налога на доходы уплачивается не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если срок уплаты налога падает на выходной день, то последний в силу п. 7 ст. 6.1 НК РФ переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. В 2017 году последним днем срока уплаты налога на доходы физических лиц являлось 17 июля.
О необходимости уплаты налога на доходы и пени, начисленной налоговым органом на основании ст. 75 НК РФ, налогоплательщик был уведомлен требованием № 23928 от 24 июля 2017 года, о чем свидетельствует реестр исходящей заказной корреспонденции. Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Указанные выше требования не исполнены по настоящее время. В соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителя в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ установлено, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 ст. 28 ГК РФ, могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. В соответствии с п. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ (СК РФ) защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Исходя из изложенного законными представителями, в том числе по вопросам налогообложения имущества несовершеннолетних, являются их родители. Согласно п. 3 ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного. Таким образом, родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению общим имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.
С учетом приведенных норм, а также статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 марта 2008 года N 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также начисления соответствующей суммы пени.
Согласно материалам дела ФИО1, ...г., не достиг возраста 18 лет, родителями несовершеннолетнего являются Колотов А.Н. и Харитонова Е.Н.
В связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком заявленных в декларации сумм налога за 2016 год налогоплательщику начислены пени за 2016 г. в размере 50 руб. 05 коп. за период с 18 июля 2017 года по 24 июля 2017 года.
Согласно абз. 1 и 2 п. 1 ст. 48 НК РФ подлежащей применению к правоотношениям сторон, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В силу абз. 1 и 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Учитывая вышеизложенное, срок для обращения в суд МИФНС не пропущен, так как по требованию срок уплаты до14 августа 2017года, административное исковое заявление подано 7 февраля 2018 года, т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени.
Размер исчисленного налога административными ответчиками не оспорен.
На основании п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В возражениях на иск административный ответчик Колотов А.Н. указал, что фактически дохода с продажи недвижимого имущества (квартиры) никто не получил, поскольку после ее продажи в 2016 году был заключен договор подряда на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ..., стоимостью 1 950 000 руб.
Ответчиками предоставлен суду договор строительного подряда от 20 июля 2016 года, заключенный между Харитоновой Е.Н., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетнего ФИО1, и индивидуальным предпринимателем ФИО2, по строительству индивидуального одноэтажного жилого дома, стоимость работ по договору сторонами определена в размере 1 956 000 руб.
В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
К доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (пп. 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ).
Так, согласно договору купли-продажи от 29 июля 2016 года ФИО1 получил доход от продажи ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру.
Согласно пункта 6 статьи 210 НК РФ налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 217.1 НК РФ получаемые налогоплательщиком доходы от продажи объекта недвижимого имущества освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 2), который составляет три года при соблюдении условий, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 3, и пять лет - в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи (пункт 4).
Доля в квартире находилась в собственности ФИО1 с 2014 года, то есть менее 3 лет, и потому доход, полученный от продажи указанной квартиры, подлежит налогообложению.
При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании с административных ответчиков налога на доходы физических лиц в размере 23833 руб. и пеней по налогу на доходы физических лиц за период с 18 по 24 июля 2017 года в размере 50 руб. 05 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. ст. 61, 63 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
При таких обстоятельствах налог на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц подлежат взысканию с законных представителей ФИО1 – Колотова А.Н. и Харитоновой Е.Н. в равных долях, то есть по 11 941 руб. 50 коп. с каждого (23833/2=11 916 руб. 50 коп. +50,05/2=25,025 руб.).
В силу ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины в данном случае составляет 916 руб., которые подлежат взысканию с административных ответчиков в доход бюджета МО «Устьянский муниципальный район» по 458 руб. с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Колотову А.Н., Харитоновой Е.Н. о взыскании задолженности по уплате налога на доходы физических лиц и пеней удовлетворить.
Взыскать с Харитоновой Е.Н., проживающей по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу налог на доходы физических лиц в размере 11 916 руб. 50 коп., пени по налогу на доходы физических лиц за период с 18 по 24 июля 2017 года в размере 25 руб. 02 коп., всего взыскать 11 941 руб. 52 коп.
Взыскать с Колотова А.Н., проживающего по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу налог на доходы физических лиц в размере 11 916 руб. 50 коп., пени по налогу на доходы физических лиц за период с 18 по 24 июля 2017 года в размере 25 руб. 03 коп., всего взыскать 11 941 руб. 53 коп.
Взыскать с Харитоновой Е.Н. в доход бюджета МО «Устьянский муниципальный район» государственную пошлину в размере 458 руб.
Взыскать с Колотова А.Н. в доход бюджета МО «Устьянский муниципальный район» государственную пошлину в размере 458 руб. 25 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Устьянский районный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.Н. Шерягина