Решение по делу № 33-11096/2024 от 13.05.2024

УИД 03RS0№...-70

Дело №...

Справка: судья ФИО2

Категория дела: 093г

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    № 33-11096/2024

        11 июня 2024 г.                                            г. Уфа

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                Абдрахмановой Э.Я.,

судей                                 Алексеенко О.В.,

                                    Фахрисламовой Г.З.,

    при секретаре    ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, заявленного в интересах инвалида 3 группы Шурыгиной В.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №... адрес Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №... адрес Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 г.

Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Октябрьский Республики Башкортостан в интересах инвалида 3 группы Шурыгиной В.В. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №... адрес Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Шурыгиной В.В., дата года рождения, в ходе которой установлено, что Шурыгина В.В. состоит на диспансерном учете с дата в ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес с диагнозом «Инсулиннезависимый сахарный диабет 2 типа», инвалид 3 группы, федеральный льготник. Шурыгиной В.В. рекомендованы лекарственные средства «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая кислота», а также тест-полоски «Уан Тач Селект Плюс», в 2023 г. Шурыгина В.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в полном объеме не обеспечена.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие ГБУЗ РБ «Городская больница №...» адрес, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, выразившееся в не обеспечении Шурыгиной В.В. лекарственным препаратом «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полосками, ланцетами и этиловым спиртом в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес бесперебойно бесплатно обеспечивать Шурыгину В.В., дата года рождения, лекарственными препаратами «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полосками, ланцетами и этиловым спиртом в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов и медицинских изделий.

Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата постановлено:

Иск прокурора адрес Республики Башкортостан действующего в интересах Шурыгиной В.В. (паспорт №...) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №... адрес Республики Башкортостан (ИНН №...), Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН №...) о признании бездействия незаконным, обязанности обеспечить лекарственным препаратом, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие признать незаконным бездействие ГБУЗ РБ «Городская больница №...» адрес РБ, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, выразившееся в не обеспечении Шурыгиной В.В., дата года рождения, лекарственными препаратами «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полосками, ланцетами и этиловым спиртом в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес РБ бесперебойно бесплатно обеспечивать Шурыгину В.В., дата года рождения, лекарственными препаратами «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полосками, ланцетами и этиловым спиртом в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов и медицинских изделий.

Решение суда в части обязания ответчиков бесперебойно обеспечивать Шурыгину В.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №... адрес РБ в доход городского округа адрес РБ государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №... адрес Республики Башкортостан оспаривает законность и обоснованность судебного постановления. Просит отменить решение суда.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав процессуального истца прокурора ФИО5, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от дата №.... В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Из материалов дела следует, что Шурыгина В.В. состоит на диспансерном учете с дата в ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес с диагнозом «Инсулиннезависимый сахарный диабет 2 типа», инвалид 3 группы, федеральный льготник.

Шурыгиной В.В. рекомендованы лекарственные средства «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая кислота», а также тест-полоски «Уан Тач Селект Плюс».

В 2023 году Шурыгина В.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в полном объеме не обеспечена.

Рецепт на лекарственный препарат «Метформин» городской больницей выдан лишь 23 июня 2023 г., выдан препарат 29 июня 2023 г.

Рецепт на изделия медицинского назначения (тест-полоски) выдан также лишь 23 июня 2023 г., что подтверждается материалами дела. Лекарственные препараты «Метопролол», «Тиоктовая кислота», Шурыгиной В.В. не выписывались, в связи с чем, данными лекарственными препаратами бесплатно в текущем году Шурыгина В.В. не обеспечивалась.

В соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от дата №..., заболевание «Диабет» отнесено к категориям заболеваний, при амбулаторном лечении которых бесплатно по рецептам отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Однако в нарушении указанных требований законодательства рецепты на обеспечение Шурыгиной В.В. изделиями медицинского назначения: «этиловый спирт» и «ланцеты» не выписывались, данные медицинские изделия бесплатно не выдавались.

При этом ланцеты являются расходными материалами системы контроля уровня глюкозы в крови, без которых функционирование этой системы невозможно.

Согласно представленному ответу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по адрес указано, что Шурыгиной В.В., 8 декабря 1953 года рождения с 5 марта 2021 г. установлена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид III группы», в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». С 1 января 2022 г. ЕДВ выплачивается в полном размере без удержания стоимости набора социальных услуг в соответствии заявлением, поданным Шурыгиной В.В. 14 сентября 2021 г., об отказе от полного набора социальных услуг (обеспечение лекарственными препаратами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно). Размер ЕДВ с 1 февраля 2024 г. составляет 3044,15 руб.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Система непрерывного мониторинга глюкозы как самостоятельное медицинское изделие, в указанный Перечень не входит, вместе с тем, она предусмотрена в составе инсулиновой помпы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207650).

Возможность установки системы непрерывного мониторинга глюкозы в составе соответствующего медицинского изделия (инсулиновой помпы) предусмотрена и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата №....

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены «Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у детей», разделом 3.5 которых предусмотрена помповая инсулинотерапия, разделом 3.6 - непрерывное мониторирование глюкозы (НМГ), а в таблице 7 указаны системы непрерывного мониторирования глюкозы - система черескожного мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 269540), а также передатчик имплантируемой системы мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 332910).

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, действующего в интересах инвалида 3 группы, исходил из нуждаемости Шурыгиной В.В. по жизненным показаниям в постоянном и длительном приёме указанного препарата, необеспеченностью лекарственным препаратом по рекомендации врачебной комиссии для лечения указанного заболевания, промедление в организации лечения Шурыгиной В.В. нарушает ее право на охрану здоровья, гарантированное государством. При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что лекарственные препараты «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделия медицинского назначения тест-полоски, ланцеты и этиловый спирт входят в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг бесплатно. Учитывая, что к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отнесена, в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями, и что указанные лекарственные препараты и медицинские изделия являются для него жизненно необходимыми и их отсутствие может привести к тяжёлым последствиям, суд пришел к выводу о необходимости возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №... адрес Республики Башкортостан и Министерство здравоохранения Республики Башкортостан возложить обязанность по бесплатному обеспечению Шурыгину В.В. лекарственными препаратами «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полосками, ланцетами и этиловым спиртом в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов и медицинских изделий.

    Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июня 1999 № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 № 310).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 № 310).

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Шурыгина В.В. относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, относится.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Учитывая, что обязанность по организации своевременного обеспечения данными лекарственными препаратами Министерство здравоохранения Республики Башкортостан исполняет ненадлежащим образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для возложения на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанности по своевременному обеспечению Шурыгиной В.В. данными лекарственными препаратами.

Установлено, что Шурыгиной В.В. жизненно необходимы лекарственные препараты «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полоски, ланцетами и этиловый спирт.

Отказом в обеспечении указанными лекарственными препаратами, права Шурыгиной В.В. нарушены.

Ответчиками представлен список отпущенных рецептов по МНН за период с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 г. (л.д. 25).

Согласно представленному списку Шурыгиной В.В. рецепты выписаны 23 июня 2023 г. и 11 сентября 2023 г., то есть спустя 6 месяцев с начала года.

Поскольку Шурыгиной В.В. по жизненным показаниям необходимо использование лекарственных препаратов «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полоски, ланцетами и этиловый спирт, то обеспечение ее лекарственными препаратами, должно осуществляться своевременно и бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае истец фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что лекарственные препараты «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полоски, ланцетами и этиловый спирт, входят в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который должен быть предоставлен Шурыгиной В.В. бесплатно.

При таких установленных данных, учитывая, что к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отнесена, в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями, а рецепт на лекарственный препарат «Метформин» городской больницей выдан лишь 23 июня 2023 г., выдан препарат - 29 июня 2023 г.; рецепт на изделия медицинского назначения (тест-полоски) выдан также лишь 23 июня 2023 г., что подтверждается материалами дела; лекарственные препараты «Метопролол», «Тиоктовая кислота», Шурыгиной В.В. не выписывались, в связи с чем, данными лекарственными препаратами бесплатно в текущем году Шурыгина В.В. не обеспечивалась; указанные лекарственные препараты Шурыгиной В.В. жизненно необходимы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложить обязанность на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан и ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес РБ бесперебойно бесплатно обеспечивать Шурыгину В.В., дата года рождения, лекарственными препаратами «Метформин», «Лизиноприл», «Метопролол», «Тиоктовая (липоевая) кислота», а также изделиями медицинского назначения: тест-полосками, ланцетами и этиловым спиртом в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов и медицинских изделий.

Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.

Таким образом, судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

В целом, доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Доводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены оспариваемого решения, апелляционные жалобы не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № 1 города Октябрьский Республики Башкортостан – без удовлетворения.

        Председательствующий     Э.Я. Абдрахманова

        Судьи    О.В. Алексеенко

            Г.З. Фахрисламова

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата.

33-11096/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шурыгина Валентина Васильевна
Прокурор г. Октябрьского РБ, в интересах инвалида Шурыгиной Валентины Васильевны
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
ГБУЗ РБ Городская больница №1 г. Октябрьский
Другие
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
14.05.2024Передача дела судье
11.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024Передано в экспедицию
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее