Решение по делу № 2а-3659/2018 от 23.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2018 года Свердловский районный суд г. Иркутска под председательством судьи Белик С.О., при секретаре Томиленко А.А., с участием административного ответчика Бонько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3659/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области к Бонько В.В. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

По подсудности из Кировского районного суда г. Иркутска передано в Свердловский районный суд г.Иркутска административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области (далее – МИФНС России № 19 по Иркутской области или инспекция) к Бонько В.В. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 271,85 рублей, указав в обоснование следующее. Ответчик Бонько В.В. является собственником автомобилей: АВТО гос.рег.знак <Номер обезличен>, «АВТО2, гос.рег.знак <Номер обезличен>. Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены главой 28 НК РФ. Расчёт налога за 2012, 2013, 2014 годы (АВТО) 150?9,5= 4717,50 рублей. Расчёт налога за 2012, 2013, 2014 годы (АВТО2) 105?9,5= 998 рублей. Пени начислены за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 271,85 рублей. Административный ответчик в указанный период обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, Инспекция направила налогоплательщику требование об уплате налога (пени), о чём свидетельствует реестр отправки требования. До настоящего времени требования об уплате налога (пени) административным ответчиком частично исполнены. Таким образом, сумма к уплате составляет 271,85 рублей. Судебный приказ № 2-869/2013 о взыскании с Бонько В.В. задолженности по транспортному налогу и пени, всего на общую сумму 5117,85 рублей отменён <Дата обезличена> по причине несогласия с вынесенным судебным приказом. В связи с чем, просит суд взыскать с Бонько В.В. задолженность по пени по транспортному налогу в размере 271,85 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении административного дела в своё отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Административный ответчик Бонько В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, не согласился с представленным расчётом истца, считает его математически неверным, а также просил применить срок исковой давности для взыскания пени, которая образовалась за период с 2012 по 2013 года.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Из материалов дела следует, Бонько В.В. является собственником транспортных средств: «АВТО», гос.рег.знак <Номер обезличен><Дата обезличена>), «АВТО2», гос.рег.знак <Номер обезличен><Дата обезличена>).

Налоговым периодом по транспортному налогу в соответствии со ст. 360 НК РФ является календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п.п. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, налогоплательщиком уплата налога производилась несвоевременно. Доказательств обратного, в силу требований ст.ст. 62, 63 КАС РФ, ответчик суду не представил.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней. В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии с п.п.1, 2, 3, 4, 5 ст.75 НК РФ пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Требованиями от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен> налоговым органом ответчику было предложено уплатить имеющуюся задолженность по транспортному налогу и пени соответственно, в срок до <Дата обезличена> – в сумме 2 423 рубля, в срок до <Дата обезличена> – в сумме 2 423 рубля – недоимку и пени -271,90 рублей.

Факт направления ответчику указанных выше требований подтверждается списками заказных писем, имеющих отметку почтового отделения.

Как следует из содержания искового заявления, требование об уплате налога административным ответчиком Бонько В.В. исполнено в части уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме 2423 рубля. Доказательства уплаты имеющейся у Бонько В.В. задолженности по пени по транспортному налогу на сумму 271,85 рублей ответчиком не представлено.

В силу требований п.2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Пункт 2 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу положений п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.

Исходя из содержания вышеназванных норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, три месяца на направление требования, шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате недоимки, пени налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

<Дата обезличена> мировым судьёй судебного участка <Номер обезличен> <адрес обезличен> вынесен судебный приказ о взыскании с Бонько В.В. задолженности по оплате налога и пени в размере 5117,85 рублей. Указанный судебный приказ был отменён 06.122016 в связи с поступлением возражений от ответчика.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Неуплата Бонько В.В. пени в срок, указанный в требовании, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у ответчика задолженности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ.

С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования, налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определённые сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 29.12.2017 года, безнадёжными к взысканию признаются и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадёжными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учёта индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).

Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08.02.2007 N 381-О-П, определение от 17.02.2015 N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика также не могут быть взысканы.

Принимая во внимание вступление в силу Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, определяющего безнадёжной ко взысканию недоимку по платежам, сформировавшимся на <Дата обезличена>, учитывая, что недоимка образовалась на указанную дату, а истец не отказывается от своих требований, суд приходит к выводу о признании отыскиваемых административным истцом налоговых задолженностей по пени по транспортному налогу за периоды с 2010-2013 годы на общую сумму 271,85 рубль безнадёжными ко взысканию.

С учётом установленных обстоятельств, представленных доказательств, законности и обоснованности судебного решения, суд приходит к выводу в иске МИФНС России <Номер обезличен> по <адрес обезличен> к Бонько В.В. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в размере 271,85 рублей отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы <Номер обезличен> по <адрес обезличен> к Бонько В.В. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в размере 271 (двести семьдесят один) рубль 85 копеек, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Белик С.О. ....

....

....

2а-3659/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС №19 России по Иркутской области
Ответчики
Бонько Владимир Васильевич
Бонько В. В.
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутск
Судья
Белик Светлана Олеговна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.irk.sudrf.ru
23.08.2018Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
24.08.2018Передача материалов судье
24.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2018Судебное заседание
12.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2018Дело оформлено
10.05.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее