Дело № 2-388/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Алексеевка 24 мая 2019 года
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Рыжих А.И.,
при секретаре Серищевой Н.В.,
с участием: представителя истца Байбакова А.Н. – Кузнецова Н.В., действующего на основании нотариальной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байбакова А.Н. к Администрации Алексеевского городского округа Белгородской области о внесении изменений в Постановление Главы администрации города Алексеевки Белгородской области, в части указания площади земельного участка и правообладателя.
У С Т А Н О В И Л:
Байбаков А.Н. обратился в суд с иском к Администрации Алексеевского городского округа Белгородской области о внесении изменений в Постановление Главы администрации города Алексеевки Белгородской области, в части указания площади земельного участка и правообладателя. Иск мотивирован тем, что Постановлением Главы администрации города Алексеевки Белгородской области от 30.12.1992 г. № 1334 «О закреплении земельных участков в пожизненное наследуемое владение гражданам, проживающим по ул. им. Чехова г. Алексеевка» бабушке истца Р. Е.М. был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок по адресу: <...>, площадью 0,06 га (600 кв.м.). Фактическая площадь на момент предоставления в пожизненное наследуемое владение земельного участка составляла 952 кв.м. Отец истца – Б.Н.И. умер 29.03.1976 года, т.е., задолго до ее смерти, соответственно истец унаследовал ее дом по праву представления, согласно ст. 1142 ГК РФ.
Просил внести изменения в Постановление Главы администрации города Алексеевки Белгородской области, в части указания площади земельного участка и его правообладателя, поскольку на момент предоставления земельного участка бабушка умерла.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель Администрации Алексеевского городского округа Белгородской области в судебное заседание не явился. Представлен отзыв на иск, из которого следует, что против удовлетворения исковых требований они не возражают, полагаясь на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы, наследственного дела №01-26, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец на момент смерти бабушки проживал с нею в указанном доме, что подтверждено домовой книгой, после ее смерти продолжал проживать в этом доме и пользоваться им (владел и управлял им). В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ «Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом».
Указанный дом перешел ему по наследству со дня открытия наследства, т.е., со дня смерти бабушки (с 04.07.1990 г.), что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 21.04.2015 года. То, что свидетельство получено позже не может умалять его прав на наследственное имущество, поскольку, в соответствии с ч.4 ст. 1152 ГК РФ, «Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации».
Перешедший в порядке наследства жилой дом по указанному адресу, расположен на земельном участке площадью: по документам – 600 кв.м., а фактической площадью 952 кв.м. Этот земельный участок принадлежал его бабушке начиная с 30.12.1964 года на праве постоянного бессрочного пользования и соответственно со дня ее смерти именно на таком праве перешел и к истцу. Его фактическая площадь с самого начала отличалась от закрепленной (в 1984 г – 1026,3 кв.м., 1989 г – 1046 кв.м., 1991 г – 1054 кв.м.) - это обстоятельство подтверждается Договором купли-продажи от 30.12.1964 года, удостоверенного государственным нотариусом Алексеевской государственной нотариальной конторы Белгородской области Александровой Н.А., реестровый №1683 и техническими паспортами. На настоящий момент, после выполненных работ по межеванию земельного участка и его постановки на кадастровый учет его действительная площадь составляет 952 кв.м., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке и межевым планом.
В ходе земельной реформы, ввиду массового переоформления прав жителей Алексеевки без должной сверки документов и без уточнения границ, на основании Постановления главы администрации г. Алексеевки Белгородской области от 30.12.1992 года №1334, указанный земельный участок был закреплен незаконно за умершей к тому времени бабушки истца - Р.Е.М., на праве пожизненного наследуемого владения площадью 600 кв.м. (зап.№24 Приложения к Постановлению), тогда как должен был закрепляться за истцом (ее наследником) и в фактических границах - 952 кв.м.
Согласно Закона РФ от 23.12.1992 года «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» устанавливал, что граждане, имевшие на момент вступления данного Закона в силу земельные участки, размеры которых превышали предельные нормы, во всех случаях сохраняли право пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. В последующем, в соответствии с Указом Президента РФ от 7.03.1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» земельные участки, полученные гражданами России до 1.01.1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.
С учетом указанных норм законодательства и смерти бабушки истца ко времени земельной реформы указанный земельный участок должен был в фактических границах закрепляться за истцом на праве пожизненного наследуемого владения, а не за умершей бабушкой. Однако этого не произошло и в результате права истца на земельный участок оказались нарушенными.
Согласно п.7 ст.36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельных участков.
В соответствии с п.9 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При этом фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границе земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий.
С момента смерти бабушки никакие действия с земельным участком не производились и на сегодняшний день истец владеет указанным земельным участком в его фактических границах 952 кв.м., продолжает им пользоваться в полном объеме - на нем размещены: постройки, огород и сад, весь участок имеет сложившиеся границы по всему периметру, что подтверждено Заключением кадастрового инженера.
Таким образом, все границы указанного земельного участка существовали задолго до проведения земельной реформы, продолжают они сохраняться таковыми по сей день. У истца споров по фактическим границам участка не имеется. Настоящим иском права смежных землепользователей не нарушаются, поскольку смежные земельные участки также прошли процедуру межевания и поставлены на кадастровый учет, что подтверждено Заключением кадастрового инженера и схемой расположения земельных участков. Поэтому привлекать к участию в деле владельцев смежных участков необходимости не имеется.
По заключению кадастрового инженера в отношении земельного участка: «земельный участок ограничен сложившимися границами смежных землепользователей и землями общего пользования. Установленное расхождение в площади не противоречит предельным минимальным и максимальным размерам земельного участка (Рмин=600 кв.м. и Рмакс=1500 кв.м.), согласно Решению муниципального совета «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области №11 от 31.12.2012 г. и согласовано с правообладателем земельного участка. На основании вышеизложенного считаю необходимым закрепить за земельным участком уточненную площадь в размере 952 кв.м».
Суд считает, что в целях восстановления прав на указанный земельный участок в Постановление главы администрации г. Алексеевки Белгородской области от 30.12.1992 года №1334 необходимо внести изменения: в части указания владельца земельного участка – указав истца вместо Р.Е.М., и в части закрепленной площади земельного участка – вместо «0,06 га» указать «952 кв.м.».
В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ от 07.03.1996 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.
Сведений о невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность граждан суду не представлено.
Поэтому расхождение между документально закрепленной и фактической площадью земельного участка следует устранить путем внесения изменений в оспариваемое постановление.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Байбакова А.Н. к Администрации Алексеевского городского округа Белгородской области о внесении изменений в Постановление Главы администрации города Алексеевки Белгородской области, в части указания площади земельного участка и правообладателя, удовлетворить.
Внести изменения в Постановление Главы администрации города Алексеевки Белгородской области от 30.12.1992 года №1334, в части указания владельца земельного участка Р.Е.М. и в части указания закрепленной площади земельного участка «0,06 га», указав в списке по закреплению земельных участков в пожизненное наследуемое владение гражданам в <...> в части указания владельца земельного участка – Байбакова А.Н. вместо Р.Е.М., и в части закрепленной площади земельного участка – вместо «0,06 га» указать «952 кв.м.».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Алексеевский районный суд.
Судья Рыжих А.И.