г. Сыктывкар Дело № 2-1748/2021 (33-4383/2021)
УИД 11RS0005-01-2021-002948-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05.08.2021 дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27.05.2021, которым требования Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены.
Обязано ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми произвести замену и ремонт неисправного оборудования и механизмов, монтаж и установку исправного оборудования помещений ОСУОН, ШИЗО и ОК исправительного учреждения, в соответствии с требованиями п. 19.3.6 СП «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, и в соответствии с требованиями пп. 12.3 приказа Минюста РФ от 27.07.2017 № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России»;
в соответствии с пп. 14 п. 32 приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и п. 17.11 Свода правил реконструировать прогулочные дворы отряда № 5 (ОСУОН, ПКТ) и блока ШИЗО и ОК в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу;
в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оборудовать крыши зданий штаба, дежурной части и блока ШИЗО/ОК, всех отрядов, столовой, банно-прачечного комбината, школы, медицинской части ФКУ ИК-8 конструктивными элементами (снегозадержателями) во избежание опасности для здоровья и жизни, получении травм осужденными, сотрудниками колонии в результате скольжения осадков (снега) с крыши зданий;
в соответствии с п. 14.4.8 и приложением «А» свода правил, оснастить камеры ПКТ подставками под баки с питьевой водой, шкафами для хранения продуктов, полками для туалетных принадлежностей;
в соответствии с п. 19.4.10 свода правил, оборудовать многоместные камеры ПКТ для содержания осужденных на строгих условиях отбывания наказания ИК особого режима для осужденных ООР, в многоместные камеры ИК особого режима для содержания осужденных ПЛС (за исключением многоместных камер ШИЗО), многоместные палаты розетками из расчета - одна розетка на двух осужденных;
в соответствии с п. 21.4 установить в прогулочных двориках часы;
в соответствии с требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях – СанПиН 2.1.2.2645-10, произвести ремонт уборных отрядов №№ 2, 4 и промышленной зоны, привести санитарные узлы в надлежащее состояние.
В случае недостаточности средств у ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми на проведение указанных мероприятий на ФСИН России возложена обязанность выделить необходимые для их проведения денежные средства.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Судом постановлено приведенное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал в своих постановлениях, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).
Согласно п. 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. правила проектирования».
Как следует из материалов дела Ухтинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводилась проверка соблюдения требований законодательства ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, в ходе которой установлено, что в отряде № 5 вентиляция в рабочем состоянии находится только в камере № 1, в камерах №№ 2-7 вентиляция с механическим побуждением не работает. Вентиляция в камерах блока ШИЗО и ОК, а также в отрядах № 1, 2, 3, 4, 4а механическим побуждением не оборудована, её техническое состояние неудовлетворительное.
Оборудование камер отряда № 5 ФКУ ИК-8 не соответствует требованиям действующего законодательства: столы и стулья, предусмотренные каталогом, в камерах не установлены, койка откидная не соответствует приказу Минюста РФ от 27.07.2017 № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России».
В нарушение требований пп. 14 п. 32 приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и п. 17.11 Свода правил, в ФКУ ИК-8 прогулочные дворы отряда № 5 (ОСУОН, ПКТ) и блока ШИЗО и ОК выполнены из листов профилированного настила (цельного металла), скамейки установлены не посередине двора, двери устроены с форточками.В нарушение п. 14.4.8 и приложения «А» свода правил, в камерах ПКТ не установлены и отсутствуют подставки под баки с питьевой водой, шкафы для хранения продуктов, полки для туалетных принадлежностей.
Пункт 19.4.10 свода правил, предусматривающий одну розетку на двух осужденных - в многоместной камере ПКТ для содержания осужденных на строгих условиях отбывания наказания ИК особого режима для осужденных ООР, в многоместной камере ИК особого режима для содержания осужденных ПЛС (за исключением многоместных камер ШИЗО), многоместной палате - не соблюдается. В указанных камерах имеется по одной розетке на помещение. В нарушение п. 21.4 в прогулочных двориках отсутствуют часы.
На крышах зданий штаба, дежурной части и блока ШИЗО/ОК, всех отрядов, столовой, банно-прачечного комбината, школы, медицинской части ФКУ ИК-8 отсутствуют конструктивные элементы (снегозадержатели), что представляет собой опасность для здоровья и жизни, получении травм осужденными, сотрудниками колонии в результате скольжения осадков (снега) с крыши зданий.
В уборных отряда № 2, 4, а также промышленной зоны отсутствует какая-либо вентиляция, помещения требуют капитального ремонта, изоляции и замены санитарных узлов, отсутствует отопление. Уборные не оборудованы сливными бачками вследствие чего, несмотря на подвод воды к помещениям, возможность осуществления смыва отсутствует.
При численности осужденных отрядов (от 80 до 110 осужденных), в уборной отряда № 2 имеется только 4 чаши генуя и 1 писсуар (150 см.), в отряде № 4 в туалете только 4 унитаза (2 из них в нерабочем состоянии) и 1 писсуар (300 см.).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковое заявление прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Возлагая на ФСИН России субсидиарную ответственность, суд, учитывая нормы статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента России от 13.10.2004 № 1314, возложил обязанность по выделению денежных средств на ФСИН России, в случае недостаточности либо отсутствия у исполнительного учреждения денежных средств для проведения указанных работ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (пункт 2). Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Выявленные прокуратурой нарушения непосредственным образом касаются обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что лица, осужденные к лишению свободы, не проживают в общежитиях исправительного учреждения на постоянной основе, не могут служить основанием для признания решения суда незаконным.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что здания и сооружения в ФКУ ИК-8 построены и введены в эксплуатацию до введения в действие Свода Правил № 1454/пр., подлежат отклонению, так как неприменение Инструкции СП 17-02 и Свода Правил фактически ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия указанных нормативных актов, с теми, кто находится в зданиях исправительных учреждений, введенных в эксплуатацию позднее.
Кроме того, факт постройки и введение в эксплуатацию объектов до введения в действие Свода Правил № 1454/пр не препятствует их переоборудованию с целью создания надлежащих условий содержания.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы. При этом финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 9 Закона).
Доводы жалобы об отсутствии сведений о регистрации Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1454/пр от 20.10.2017, в Министерстве юстиции РФ и публикации в официальных изданиях неосновательны, поскольку действие документа носит организационно-технический характер, а нарушения уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательств влекут ущемление прав и законных интересов осужденных на отбывание наказания в условиях, отвечающих требованиям законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27.05.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 09.08.2021.
Председательствующий
Судьи