УИД № 59RS0017-01-2024-001357-85
Дело № 2-674/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2024 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Козель Н.Ю., при секретаре судебного заседания Обуховой Н.А., с участием истца П.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гремячинске гражданское дело по иску П.Э. к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности по обращению с ТКО, прекращении начисления платы за ТКО
у с т а н о в и л:
П.Э. обратился в суд к акционерному обществу «Пермский региональный оператор твердых коммунальных отходов» (деле по тексту АО «ПРО ТКО») о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности по обращению за ТКО, прекращении начисления платы за оказанную коммунальную услугу.
В обоснование требований указано, что он является квартиросъемщиком жилого помещения по адресу: <адрес>. С января 2019 года ответчик производит начисления истцу за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако по месту жительства истца контейнерная площадка для сбора и вывоза мусора не оборудована, ближайшая площадка (контейнер) находится на <адрес>, на расстоянии более 100 метров от места проживания истца. Данный контейнер был установлен в сентябре 2023года. Ответчиком услуга по обращению с ТКО фактически истцу не предоставляется, в связи с чем, истец просит возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, списав начисления в суме 4480, 98 г., впредь не производить начисление указанной платы.
Протокольным определением суда от 22.07.2024г. администрация Губахинского муниципального округа привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить, и обязать ответчика АО «Пермский региональный оператор ТКО» произвести списание задолженности за период с 09.09.2023г. по сентябрь 2024года.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых выражено несогласие с исковыми требованиями (л.д. 26-29).
Представитель администрации Губахинского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ст. 167 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы истца, опросив свидетеля <ФИО>4, считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что истец зарегистрирован и является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>
Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 13.4 закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 указанного закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 закона "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641" в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с п. 15 данных Правил потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20м., но не более 100м. от входных подъездов.
Пунктами 4, 5 действующих "СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ 28.01.2021г. №) установлено, что в случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, АО «Пермский региональный оператор твердых коммунальных отходов» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в <адрес> муниципальный округ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ ответчик производил истцу начисления за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Начисление платы за 2019г. – август 2023г. сторнировано в связи с неоказанием услуги. С сентября 2023г. начисление платы возобновлено, в связи с установкой контейнеров для накопления и сбора ТКО в <адрес>. Ответчиком АО «ПРО ТКО» за период с сентября 2023 года по 31.05.2024г. за услугу по обращению с ТКО истцу начислено 4480, 968 руб.
Постановлением администрации Губахинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №. утвержден реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Губахинского муниципального округа, согласно которому жилые дома (ИЖС), расположенные по <адрес> в <адрес> не отнесены ни к одной размещенной в Губахинском муниципальном округе контейнерной площадке (л.д. 31; 52).
Так согласно позициям 192 и 193 указанного реестра, контейнеры для накопления ТКО размещены <адрес>: на <адрес> для жителей домов №№,69,67 по <адрес> и <адрес> для жителей домов №№,39, 49, 51 по <адрес> и жителей домов №№,2 по <адрес>.
В судебном заседании свидетель <ФИО>4 пояснил, что он проживает по адресу: <адрес>. Контейнер для накопления ТКО был установлен в поселке в сентябре 2023г. ближайший у <адрес> данного контейнера расстояние составляет 950 м. Для жителей домов по <адрес> услуга по вывозу ТКО не оказывается.
Дальность расстояния от <адрес> до <адрес> в <адрес> подтверждается Яндекс – картами ( л.д. 66).
Ответчик не оспаривает факт отсутствия контейнерной площадки по месту жительства истца, указывает, что с сентября 2023 года по настоящее время ближайшая контейнерная площадка к адресу Истца с которой осуществляется вывоз ТКО располагается по адресу : <адрес>. 73 (Баская). Ориентировочное расстояние от адреса заявителя составляет 299м.
Доводы ответчика о том, что место (площадка) накопления ТКО для П.Э. в период с сентября 2023г. по настоящее время определено и организовано органами местного самоуправления по адресу: <адрес> (Баская), опровергаются реестром размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Губахинского муниципального округа, на который ссылается ответчик, поскольку дома по <адрес> не отнесены к контейнерному месту для накопления ТКО, расположенному по <адрес>.
Таким образом, вопреки позиции ответчика, суд приходит к выводу о том, что истец не является потребителем услуги по обращению с ТКО, поскольку ему, как жильцу <адрес> в <адрес> услуга по обращению с ТКО не оказывается, в связи с чем, начисление платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпунктов "а", "г" пункта 148 (22) Правил N 354.
Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил, подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут. Факт реального оказания истцу спорной услуги ответчиком не подтвержден и опровергается, материалами дела.
Ссылки ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, опровергающих использование контейнерных площадок, расположенных вблизи жилого дома истца либо подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов способами не нарушающими санитарного законодательства, противоречат положениям Закона о защите прав потребителей и п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 17 от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", так как именно на ответчика, как на регионального оператора, являющегося исполнителем услуги, возложено бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств. Суду не представлено каких-либо доказательств использования истцом какого-либо контейнера вблизи его жилого дома в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Доводы о том, что удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что АО «Пермский региональный оператор твердых коммунальных отходов» не оказывает соответствующую услугу истцу, так как обустройство контейнерных площадок и места их размещения отнесено к компетенции органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Действительно, обустройство контейнерных площадок и места их размещения не относится к компетенции регионального оператора, вместе с тем, ответчик достоверно зная об отсутствии на территории, прилегающей к жилому дому № по <адрес> в <адрес>, контейнерной площадки для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома истца, и зная об отсутствии фактического оказания истцу услуг по обращению с ТКО, а следовательно, и об отсутствии у него обязательств перед ответчиком как регионального оператора, производил начисление платы за данную услугу, что является нарушением подпункта "а", "г" пункта 148 (22) Правил N 354.
Ссылка представителя ответчика в обоснование своих возражений на иную судебную практику суд признает несостоятельной, поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет за не предоставленную услугу по обращению с ТКО и не производить начисления за услугу по обращению с ТКО, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность прекратить начисления за услугу по обращению с ТКО истцу до момента организации органом местного самоуправления места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей ИЖС по <адрес>, поскольку решение данного вопроса является обязанностью органа местного самоуправления.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию размер уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования П.Э. удовлетворить.
Возложить обязанность на Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» произвести списание задолженности и пени со счета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, станция Баская, <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прекратить начисление указанной платы с ДД.ММ.ГГГГ до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей ИЖС по адресу: <адрес>, станция Баская, <адрес>, в соответствии с установленными требованиями.
Взыскать с Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» в пользу П.Э. 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение одного месяца, начиная с 17.09.2024г.
Судья Н.Ю. Козель