УИД: 29RS0004-01-2022-000006-16
Дело № 2а-40/2022 |
26 января 2022 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С., с участием прокурора Шенкурского района Архангельской области Корнилаева Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в интересах неопределённого круга лиц с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено, что в сети «Интернет», в открытом доступе содержится информация с предложениями о продаже различных поддельных медицинских справок, в том числе об отсутствии коронавирусной инфекции (COVID-19), без прохождения установленной законом процедуры их получения, размещенная по трем URL-адресам: <данные изъяты>. Прокурор полагал, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере здравоохранения и противодействия коррупции, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи в установленном законом порядке. Просит признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещенную на трех указанных выше сайтах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также включить данные сайты в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Прокурор Шенкурского района Архангельской области Корнилаев Р.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. С учетом поступивших в суд пояснений Управления Роскомнадзора по Архангельской области и НАО в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) уточнил исковые требования и просил признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную вместо URL-адреса https://arhangelskk.medicinckie-spravki.ru/, на URL-адресе https://aarhangelsk.medicinckie-spravki.ru/, на который осуществляется переадресация при попытке загрузки страницы.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные пояснения о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ URL-адреса:
1) при проверке URL-адреса <данные изъяты> происходит переадресация на <данные изъяты> находится в свободном доступе, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - не значится; URL-адрес: <данные изъяты> недоступен, доступ ограничен решением Валдайского районного суда Новгородской области № 2а-933/2021 от ДД.ММ.ГГГГ;
2) <данные изъяты> недоступен, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - не значится;
3) <данные изъяты> находится в свободном доступе, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - не значится.
В соответствии с частью 7 статьи 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
В силу статьи 1 КАС РФ последний регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2.2 части 3 статьи 1 КАС РФ).
Согласно частям 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона об информации № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу части 1 статьи 15.1 Закона об информации № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: - доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; - сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Закона об информации № 149-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона об информации № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В пункте 3 статьи 78 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (далее - Порядок выдачи медицинских справок № 972н).
Справки и медицинские заключения выдаются пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (пункт 3 Порядка выдачи медицинских справок № 972н).
Справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо (пункт 10 Порядка выдачи медицинских справок № 972н).
Справка может содержать в себе ряд сведений, в том числе, о наличии (отсутствии) у пациента заболевания, результатах медицинского обследования и (или) лечения; о проведенных пациенту профилактических прививках (подпункты «г, ж» пункта 11 Порядка выдачи медицинских справок № 972н).
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», (далее - Правила № 1101).
В соответствии с пунктом 1 Правил № 1101 Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).
Создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра) (пункты 2, 3 Правил № 1101).
Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме (пункт 4 Правил № 1101).
Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил № 1101 основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шенкурского района Архангельской области в ходе проведенного мониторинга Интернет - ресурсов установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявлены страницы сайтов, на которых размещены предложения о продаже различных поддельных медицинских справок, в том числе об отсутствии коронавирусной инфекции (COVID-19), без прохождения установленной законом процедуры их получения, размещенная по следующим URL-адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Результаты проведенной проверки подтверждаются справкой прокурора Шенкурского района Архангельской области Корнилаева Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10) и скриншотами страниц сети «Интернет» (л.д. 11-19).
Из поступившего отзыва Управления Роскомнадзора по Архангельской области и НАО следует, что в рамках проведенной указанным органом исполнительной власти проверки указанных прокурором в иске URL-адресов установлено, что при загрузке <данные изъяты> происходит переадресация на <данные изъяты> В то же время доступ к URL-адресу <данные изъяты> ранее был ограничен на основании решения Валдайского районного суда Новгородской области № 2а-933/2021 от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 9 Закон об информации № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
В Российской Федерации подделка документа, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, влечет административную (статьи 19.23 КоАП РФ) и уголовную (статья 327 УК РФ) ответственность, что является основанием для признания информации, влекущей привлечение к вышеуказанной юридической ответственности, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее - Положение о Роскомнадзоре) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В силу пункта 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия, в том числе по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Суд считает, что доступ к указанным выше трём сайтам в соответствии со статьей 9 Закона об информации № 149-ФЗ должен быть ограничен, так как нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации, может повлечь негативные последствия, противоречит публичным интересам Российской Федерации и нарушает права неопределенного круга лиц, поэтому является недопустимым.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокуратурой Шенкурского района Архангельской области требований, с учетом их уточнений.
В соответствии с частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 265.5 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации, запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещенную на сайтах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайта в сети «Интернет» содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Судья С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено 26 января 2022 года.