Дело № 2-898/2019г
(24RS0028-01-2019-000444-29)
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
09 апреля 2019г Кировский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Майоровой О.А.
с участием истицы Платоненко М.Е.,
представителя ответчика – Заверюха М.В.
при секретаре Лейхтлинг Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платоненко М.Е. к ООО «Яр» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л
Платоненко М.Е. обратилась в суд с иском к ООО «Яр» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, указывая на то, что в период с 15.06.2018т по 08.02.2019г она работала у ответчика в должности бухгалтера по кассовым операциям. В нарушение положений Постановления Администрации Красноярского края от 21.08.1992г № 311-П работодатель в период с 15.06.2018г по 31.12.2018г производил ей выплату заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1.2, вместо установленного 1.3, соответственно, за указанный период сумма недоплаты (с учетом уточненного расчета от 09.04.2019г) составила 10.256 руб 86 коп. Данную сумму заработной платы, а также компенсацию морального вреда в размере 50.000 руб истица просит взыскать с ответчика в полном объеме.
В судебном заседании истица Платоненко М.Е. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении и уточнению к нему основаниям, пояснила, что с 01.01.2019г работодатель увеличил ей районный коэффициент до 30%, в связи с чем претензий относительно заработной платы за период с 01.01.2019г по день увольнения, оплаты больничного листа и компенсации за неиспользованный отпуск у нее не имеется, просит лишь взыскать недовыплаченную заработную плату за период с 15.06.2018г по 31.12.2018г в виде недоначисленных 10% районного коэффициента – 10.256 руб 86 коп.
Представитель ответчика (ООО «Яр») – Заверюха М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истицы не признала, пояснила, что установление повышенного районного коэффициента в размере 1.3 является правом работодателя, за период с 15.06.2018г по 31.12.2018г работнику начислялся районный коэффициент в размере 1.2, что не противоречит трудовому законодательству.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, находит заявленные исковые требования не обоснованными, удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу частей 1, 2 статьи 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
В соответствии со ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено в судебном заседании, 15.06.2018г между Платоненко М.Е. и ООО «Яр» был заключен трудовой договор, по условиям которого работник была принята на работу с 15.06.2018г на должность бухгалтера по кассовым операциям, ей был установлен оклад в размере 14.292 руб с начислением на него 20% районного коэффициента и 30% северной надбавки. Дополнительным соглашением от 29.06.2018г работнику с 01.07.2018г был установлен оклад в размере 16.436 руб с начислением на него 20% районного коэффициента и 30% северной надбавки. Дополнительным соглашением от 29.12.2018г работнику с 01.01.2019г был установлен оклад в размере 16.950 руб с начислением на него 20% районного коэффициента и 30% северной надбавки.
Приказом работодателя от 07.02.2019г Платоненко М.Е. была уволена с 08.02.2019г по собственному желанию (п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ), ей была произведена выплата заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, при этом претензий относительно размера выплаченных сумм при увольнении, в том числе оплаты больничного листа, у истицы не имеется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Платоненко М.Е. о взыскании с ответчика суммы недовыплаченной заработной платы за период с 15.06.2018г по 31.12.2018г в размере недоплаченных 10% районного коэффициента, суд исходит из следующего.
Труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии со ст. 146 ТК РФ, оплачивается в повышенном размере. В силу ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. На основании ч.1 ст. 423 ТК РФ до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами государственной власти РФ или иными органами государственной власти бывшего Союза ССР. В настоящее время к заработной плате работников федеральных государственных учреждений, расположенных в г. Красноярске, в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г № 421/26, применяется централизованно установленный районный коэффициент в размере 1.2. Кроме того, повышенные районные коэффициенты устанавливались для отдельных отраслей промышленности и предприятий. Постановление Совмина РСФСР от 04.02.1991г № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию народов Севера» утратило силу в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 14.06.2011г № 466 «О признании утратившим силу Постановления Совета министров РСФСР от 04.02.1991г № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию народов Севера». В соответствии со ст.26.3 ФЗ РФ от 04.07.2003г № 95-фз «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников данных учреждений.
Кроме того, в соответствии со ст. 316 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Таким образом, повышенные районные коэффициенты, применяемые в настоящее время в субъектах Российской Федерации, должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ, на основании вышеназванных норм трудового законодательства (статьи 316 ТК РФ и ФЗ РФ от 04.07.2003г № 95-ФЗ).
В настоящее время продолжает действовать постановление Администрации Красноярского края от 21.08.1992г № 311-П, согласно которому к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов Красноярского края, установлен единый районный коэффициент 1.3. Между тем, ст. 16 ТК РФ и ст.3,4 закона РФ от 19.02.2013г № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» закрепляют положения, согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать повышенные районные коэффициенты, но лишь за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и для учреждений, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, для всех остальных организаций и предприятий Красноярского края, в том числе при начислении заработной платы работникам ООО «Яр», подлежит применению районный коэффициент к заработной плате в размере 1.2, установленный Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен и о порядке его применения». Учитывая, что повышенный размер районного коэффициента к заработной плате в организациях внебюджетной сферы (в том числе в г. Красноярске) может быть установлен коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором исходя из финансовых возможностей работодателя, суд находит, что установление районного коэффициента в размере 1.3 при заключении трудового договора является правом работодателя, при этом при заключении трудового договора работник согласился с его условиями о районном коэффициента в размере 1.2, соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований Платоненко М.Е. о взыскании недоплаченной заработной платы в виде 10% районного коэффициента (за период с 15.06.2018г по 31.12.2018г), а также компенсации морального вреда как вытекающего из основного требования, не имеется, в иске следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Платоненко М.Е. к ООО «Яр» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение 1 месяца со дня изготовления полного текста решения (16 час 00 мин 16.04.2019г).
Председательствующий Майорова О.А.