Решение
Именем Российской федерации
10 августа 2020 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
при секретаре Ермиловой Р.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4300 по иску Пулькиной И. В., Одарущенко К. В. к администрации городского округа Бронницы Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,
Установил:
Пулькина И.В. и Одарущенко К.В. обратились в суд с административным иском, которым просят признать незаконным решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от <дата> № <номер> и обязать администрацию городского округа Бронницы Московской области заключить с Пулькиной И.В. и Одарущенко К.В. договор купли-продажи земельного участка в течение 30 календарных дней после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований ссылаются на то, что являются собственниками нежилого здания - объекта капитального строительства - Малое пивоваренное предприятие со спорт-баром площадью 1022,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> объект капитального строительства расположен на земельном участке, который находится в государственной собственности, площадью 5388 кв. м, кадастровый <номер>. В настоящее время административные истцы владеют земельным участком на праве аренды на основании договора аренды земельного участка <номер> от <дата>. С целью выкупа указанного земельного участка, <дата> административные истцы, руководствуясь статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ), обратились в Администрацию городского округа Бронницы Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов». <дата> административный ответчик принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от <дата> № <номер>, мотивировав его тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. В разъяснениях причин отказа в предоставлении государственной услуги административный ответчик указал, что в границах земельного участка расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества, создание которого осуществляется в соответствии с положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию). По мнению административных истцов, данное решение является незаконным ввиду следующего. В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Таким образом, право собственности административных истцов на объект капитального строительства и соответствие этого объекта требованиям законодательства подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата> <номер>.
В пункте 1 статьи 39.20 ЗК РФ сказано, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно пункту 5 статьи 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган. Пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ и приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 определены сведения и документы, представляемые заявителем при подаче заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Указанными нормоположениями не предусмотрено представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при подаче заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов за плату.
Решение административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от <дата> № Р<номер>34382203 лишает административных истцов предусмотренного пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ законного права на получение за плату арендуемого земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.
В судебном заседании административные истцы отсутствовали. О слушании дела извещены. Их представитель по доверенности ФИО5 (л.д.26) поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Административный ответчик администрация городского округа Бронницы Московской области по доверенности ФИО6 возражала в иске по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Суд, заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42).
Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, административные истцы Одарущенко К.В. и Пулькина И.В. владеют земельным участком площадью 5388 кв. м, кадастровый <номер>, вид разрешенного использования - строительство малого пивоваренного предприятия со спорт-баром, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по праву аренды на основании договора аренды земельного участка <номер> от <дата> (л.д.20-25).
<дата> Одарущенко К.В. и Пулькина И.В. через своего представителя ФИО7 обратились с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» (л.д.12).
Решением администрации городского округа Бронницы от <дата> № <номер> истцам было отказано по причине того, что в границах земельного участка расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества, создание которого осуществляется в соответствии с положениями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) (л.д.11).
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации городского округа Бронницы Московской области от <дата> <номер> утвержден Порядок предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» на территории городского округа Бронницы Московской области.
Согласно вышеуказанному Постановлению, предоставление государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» на территории городского округа Бронницы Московской области осуществляется Администрацией городского округа Бронницы Московской области, в соответствии с Административным регламентом «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от <дата> <номер>
На земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположен объект недвижимого имущества - нежилое здание, малое пивоваренное предприятие со спорт-баром, с кадастровым номером <номер>, принадлежащее на праве долевой собственности Пулькиной И.В. и Одарущенко К.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.13-15).
Согласно п.13.2.18 Административного регламента, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, в границах земельного участка расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества, создание которого осуществляется в соответствии с положениями ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
Кроме того, согласно п. 13.4.18 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги в случае обращения по основаниям, указанным в пункте 6.1.4, является то, что на испрашиваемом в собственность за плату земельном участке расположен объект капитального строительства, зарегистрированный в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию (в случаях, если законом прямо предусмотрено получение таких разрешений)/зарегистрированный в ЕГРН на основании декларации (в случаях, если законом прямо не предусмотрена такая регистрация).
В соответствии с пп.6 п.6.1.4. Административного регламента получение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов осуществляется в случае, если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом указанные объекты капитального строительства должны отвечать признакам объектов недвижимого имущества/возведены на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию/зарегистрированы в ЕГРН на основании решения суда/зарегистрированы в ЕГРН на основании декларации ввиду прямого указания закона.
На основании ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что государственная регистрация права собственности административных истцов на нежилое здание произведена на основании декларации, без получения разрешения на строительство.
При отсутствии разрешительной документации на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию не представляется возможным установить, соответствует ли возведенное нежилое строение, принадлежащее административным истцам на праве собственности, виду разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения административного ответчика незаконным и об обязании заключить с административными истцами договор купли-продажи земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь Главой 22, ст.175 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Пулькиной И. В. и Одарущенко К. В. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от <дата> № <номер> и обязании администрации городского округа Бронницы Московской области заключить с Пулькиной И. В. и Одарущенко К. В. договор купли-продажи земельного участка в течение 30 календарных дней после вступления решения суда в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено 14 августа 2020 года