Решение по делу № 2-166/2024 от 01.04.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                                          21 августа 2024 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Залтановой М.В.,

с участием представителя истца помощника Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Коробова Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-166/2024 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Дзюбенко Е.А. о признании право собственности на земельные участки отсутствующим, снятии с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к Дзюбенко Е.А. с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указал, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках мониторинга средств массовой информации, в том числе мессенджеров, проведена проверка законности предоставления и использования земель Прибайкальского национального парка, а также соблюдения режима их использования в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, в ходе которой установлено следующее.

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО19 и Дзюбенко Е.А. последнему передан в собственность земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером ране был предоставлен ФИО19 и образован из земельного участка с кадастровым номером на основании постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании совместного хозяйства <данные изъяты> с коллективно-долевой собственностью».

Из земельного участка с кадастровым номером было образовано <данные изъяты> земельных участков со следующими кадастровыми №№:

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> р.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.,

- площадью <данные изъяты> и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб., с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства.

Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Дзюбенко Е.А., что подтверждается записями государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик право пользования (владения) указанными земельными участками не осуществлял. Земельные участки не огорожены, свободный доступ третьих лиц не ограничен, какие-либо здания, строения на земельных участках отсутствуют. Данные земельные участки согласно информации размещенной в месенджерах планируется продать для застройки жилыми домами, дачами, турбазами.

В ходе проведенной прокуратурой проверкой установлено, что спорный земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, земельные участки с кадастровыми расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Земельные участки с кадастровыми расположены в границах Прибайкальского национального парка.

Нахождение земельных участков с кадастровыми в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальский национальный парк подтверждается картографическими материалами в т.ч. выкопировками из карты ЦЭЗ БПТ, 2012 г., информацией ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ .

На момент издания первого документа, определяющего категорию и границы спорного участка право собственности Российской Федерации уже было зарегистрировано и являлось действующим. Указанное право не отчуждено, не прекращено и свидетельствует об отсутствии выбытия неосвоенных земельных участков с кадастровыми из владения государства и наличии двойной регистрации прав на одни и те же земли.

Ответчик во владение земельными участками не вступал, земельные участки не освоены, какие-либо здания, строения отсутствуют. Таким образом, спорные земельные участки не выбывали из фактического владения Российской Федерации.

Просит признать право собственности Дзюбенко Е.А. на земельные участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, - площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, отсутствующим; снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, - площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Коробов Ю.И. требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Ответчик Дзюбенко Е.А., представитель ответчика Родионов А.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили. Ранее в судебных заседаниях исковые требования не признавали, просили отказать в удовлетворении требований Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора. Указывали, что ответчик является добросовестным приобретателем оспариваемого имущества. С момента приобретения земельного участка ответчик стал осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, после приобретения земельного участка разместил объявление о сдаче в аренду земельного участка, предлагал кемпинговые услуги для целей отдыха граждан, поскольку земельный участок находится вблизи озера Байкал. Ответчиком были заказаны и проведены геодезические работы. Из приобретенного участка были образованы <данные изъяты> самостоятельных участков с обозначением на местности дорог, участка под детскую площадку, отдельного участка под трансформаторную подстанцию и скважину водоснабжения. Данные работы были проведены с целью организации СНТ на территории приобретенного участка у ФИО19, для целей дальнейшей продажи участков и извлечения прибыли. В проектной организации заказан проект застройки указанных участков для целей организации СНТ на территории указанных земельных участков. На данном земельном участке были проведены геодезические изыскания по отделению состава грунта и грунтовых вод, запрошены технические условия на заключение договора электроснабжения в отношении указанных земельных участков, были запрошены сведения из ПЗЗ из администрации <адрес> муниципального образования. Ответчик неоднократно выезжал на земельные участки вместе с представителями проектных организаций и подрядных организаций, осуществлял планировку земельных участков, определял их границы, осуществлял планировку линий ЛЭП на участке и водоснабжения. Также ответчиком и его представителем заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности.

Третьи лица администрация <адрес> муниципального образования, администрация <адрес> муниципального образования, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», ФИО19, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Третье лицо Управление Росреестра по <адрес> ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя Управления. Представило отзыв на исковое заявление, из которого усматривается, что Управление не имеет материально-правовой заинтересованности по данному делу, так как не является субъектом спорного правоотношения. Земельный участок с кадастровым с уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым , принадлежащей ФИО13 на основании свидетельства на право собственности на землю серия от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В дальнейшем в отношении земельного участка с кадастровым был осуществлен ряд гражданско-правовых сделок и ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано право собственности Дзюбенко Е.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым был снят с государственного кадастрового учета и ему присвоен статус «архивный» на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО15, в связи с разделом и образованием <данные изъяты> земельных участков. Согласно актуальным сведениям ЕГРН все <данные изъяты> земельных участка, указанные в исковом заявлении, принадлежат на нраве собственности Дзюбенко Е.А., а также соответствуют характеристикам, указанным в исковом заявлении. Согласно сведениям ЕГРН, на указанных земельных участках отсутствуют какие-либо объекты недвижимости. Согласно сведениям ЕГРН <данные изъяты> спорных земельных участка расположены в границах зон с особыми условиями использования территории:

- , земельные участки находятся в границах зоны с особыми условиями использований территорий Центральной экологической зоны Байкальской природной территории;

- , земельные участки находятся в границах особоохраняемой природной территории Прибайкальского национального парка.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. Представил пояснения, в котором просит удовлетворить исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора.

Третье лицо ТУ Росимущества в <адрес> ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В своем отзыве на исковое заявление поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. был передан Дзюбенко Е.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО19 и Дзюбенко Е.А.

Ранее земельный участок с кадастровым номером был предоставлен ФИО19 и образован из земельного участка с кадастровым номером на основании постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании совместного хозяйства <данные изъяты> с коллективно-долевой собственностью».

Из земельного участка с кадастровым номером было образовано <данные изъяты> земельных участков со следующими кадастровыми №№:

-

., с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства.

Вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности Дзюбенко Е.А., что подтверждается записями государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Из информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , а также смежные земельные участки с кадастровыми номерами: с по , расположенные в <адрес> полностью входят в границы подведомственной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» территории Прибайкальского национального парка. Сведения о границе территории Прибайкальского национального парка внесены в ЕГРН и имеют реестровые номера .

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., стоимостью <данные изъяты> руб., расположен по адресу: <адрес>, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства. Образовано <данные изъяты> земельных участков со следующими кадастровыми .

Из рапорта заместителя Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора ФИО16 усматривается, что согласно видео объявлению в <данные изъяты> продаются <данные изъяты> земельных участков в <данные изъяты> км. от <адрес> под строительство дачи, жилого дома, турбазы. Земельные участки с кадастровыми номерами не застроены, расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и Прибайкальского национального парка, в границы населенных пунктов <адрес> не входят.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора ФИО16 следует, что в ходе осмотра земельных участков с кадастровыми , расположенных по адресу: <адрес>, установлено, что земельные участки не огорожены, свободный доступ третьих лиц не ограничен, какие-либо здания, строения на земельных участках отсутствуют. На момент осмотра какая-либо деятельность не осуществлялась.

Из представленной фототаблицы к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что на вышеуказанных земельных участках какие-либо здания, строения отсутствуют, земельные участки не огорожены, свободный доступ третьих лиц не ограничен.

Согласно ответу администрации <адрес> муниципального образования за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не входит в границы населенных пунктов <адрес> муниципального образования, относится к территории сельскохозяйственного использования – это территории планируемого размещения объектов в границах особо охраняемой природной территории (Прибайкальский национальный парк), территориальное зонирование, виды разрешенного использования, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются положением об особо охраняемой природной территории (ч.14 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Правилами землепользования и застройки <адрес> муниципального образования градостроительные регламенты в отношении данной территории не устанавливаются.

Согласно ответу администрации <адрес> муниципального образования за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами не входят в границы населенных пунктов <адрес> МО <адрес>.

Из ответа администрации <адрес> муниципального образования за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, направленного Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуре усматривается, что администрация <адрес> муниципального образования на требование от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, данные земельные участки не относятся к <адрес> муниципальному образованию.

Из информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно сведениям Единого госудасртвенного реестра недвижимости земельные участки располагаются: полностью в границах зоны с особыми условиями использования территорий «Центральная экологическая зона Байкальской природной территории» (часть границы на территории <адрес>) с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ; полностью в границах особо охраняемой природной территории Прибайкальский национальный парк с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ; полностью и частично в границах водоохранной зоны озера Байкал с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ; частично в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ. Береговая линия (граница водного объекта) озера Байкал на территории <адрес> с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ, пересекает вышеуказанные земельные участки.

Из информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных в <адрес>, а также контейнерной площадки, расположенной на территории <адрес>. Ограждений, зданий и иных строений на обследуемых участках не выявлено, на контейнерной площадке и вблизи нее отходов и иного мусора не обнаружено. Вышеуказанные земельные участки входят в границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границы территории Прибайкальского национального парка.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.

Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, земельные участки с кадастровыми расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал главой II Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Данный режим регулируется также постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», предусматривающей запрет строительства объектов капитального строительства, функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон за пределами населенных пунктов и в границах водоохраной зоны озера Байкал.

ДД.ММ.ГГГГ на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск).

Таким образом, границы участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» совпадают с границами ЦЭЗ БПТ за исключением городов, не включенных в участок всемирного наследия.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Анализ положений данного закона свидетельствует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только само озеро, но прилегающие к нему территории, в том числе центральная экологическая зона Байкальской природной территории.

Земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность.

Из этого следует, что спорный земельный участок находится, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, на территории, занятой объектом, включенным в Список всемирного наследия – озером Байкал.

Согласно информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами полностью входят в границы находящейся под управлением ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» территории Прибайкальского национального парка, в границы населенных пунктов не входят. Сведения о границе территории Прибайкальского национального парка внесены в ЕГРН и имеют реестровые номера .

Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Прибайкальского государственного природного национального парка в <адрес>»» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», <адрес> лесхозов образован Прибайкальский национальный парк, ему предоставлено в пользование <данные изъяты> га земель в границах лесоохотничьего хозяйства, <данные изъяты> га земель государственного фонда, а также <данные изъяты> гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Картографические границы определены Генеральной схемой Прибайкальского государственного природного национального парк, подготовленной Госагропромом РСФСР в 1989 году. Также в указанном году определено зонирование территории национального парка. Аналогичное текстовое описание границ утверждено в 1993 году заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России.

Изменение границ национального парка производится только уполномоченным лицом – Правительством Российской Федерации (п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»). До настоящего времени нормативные правовые акты, изменяющие установленные постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ границы, уполномоченными органами не принимались.

При формировании границ национального парка были учтены научные исследования относительно наличия природной ценности территорий, входящей в состав национального парка.

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации прав федеральной собственности и границ в кадастровой системе не влияет на наличие права собственности РФ, возникшее в силу закона.

Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 №1103-1 и действовавший до вступления в силу Земельного кодекса РФ на момент предоставления спорного земельного участка) устанавливал отнесение к землям природно-заповедного фонда земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов. На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РСФСР (ст. 90 Земельного кодекса РСФСР).

Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» одной из задач, возложенной на национальные парки, является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

При этом в редакции Федерального закона, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка, также закреплялось право федеральной собственности на земельные участки, расположенные в границах национальных парков.

Положением о национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10.08.1993 №769) установлен правовой статус национальных природных парков. Земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается (п. 28).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 2 Приложения 1 вышеназванного постановления, к объектам, составляющим основу национального богатства страны отнесены охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение). Указанные объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу положений ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» признаются права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также права на участки, возникшие в силу закона.

Следовательно, право собственности Российской Федерации на земли национальных парков признано в силу закона.

Нахождение земельных участков с кадастровыми номерами в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальский национальный парк подтверждается картографическими материалами (в т.ч. выкопировками из карты ЦЭЗ БПТ, 2012 г., информациями ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , выпиской из ЕГРН).

Возможность установления судом факта отнесения земельного участка к территории национального парка подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации № 66-АПГ17-2, 66-АПГ17-3, 66-АПГ 17-4, 66-АПГ 17-5 и др. Верховный суд указал: «…границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались».

Указанные выводы Верховного суда полностью дублируют п. 17 Положения о федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк», утвержденного руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, утвержденными Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ и Приказами Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ).

Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка. Данная правовая позиция подтверждена Апелляционным определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ18-131.

Границы особо охраняемой природной территории Прибайкальского национального парка ДД.ММ.ГГГГ установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о границе особо охраняемой природной территории внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, изменены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Реестровый , дата присвоения номера ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям ЕГРН спорные земельные участки входят в границы Прибайкальского национального парка.

Действующий в настоящее время Земельный кодекс РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Земли национальных парков согласно п. 2 ст. 94 и п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (ст. ст. 209, 214 ГК РФ, ч. 2 ст. 9 ЗК РФ).

Функции по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляют органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ст. 125 ГК РФ, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), а также органы государственной власти, которым соответствующие полномочия переданы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы системы и структуры федеральных органов власти», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

Спорный земельный участок изначально сформирован не уполномоченным лицом с нарушением ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, что противоречит принципам, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» и приводит к нарушению установленного режима хозяйственной и иной деятельности в Прибайкальском национальном парке.

Земельные участки с кадастровыми номерами полностью расположены в границах водоохранной зоны и частично в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал, пересекают береговую линию оз. Байкал, что подтверждается выпиской из ЕГРН,

Водоохранная зона озера Байкал была установлена постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал» в границах водосборной площади (в пределах территории СССР).

Постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 – 1995 годах» был утвержден перечень районов Бурятской АССР, Иркутской и Читинской областей, расположенных в водоохранной зоне озера Байкал, в который был включен, в том числе <адрес>.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации Распоряжением утвердило границы водоохранной зоны озера Байкал. В настоящее время границы водоохранной зоны озера Байкал изменены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно п. 6 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных.

Учитывая, что спорные земельные участки напрямую прилегают к оз. Байкал, представляют из себя пляжную зону и находятся в частной собственности, у уполномоченных органов отсутствует возможность обустройства инфраструктурой данной территории, в связи с чем создается угроза нарушения режима особо охраняемой природной территории.

Нахождение спорных земельных участков в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы озера Байкал исключает их использование по целевому назначению.

Запрет распашки земель в границах прибрежных защитных полос направлен на предотвращение вреда не только водному объекту, но и землям около водного объекта, на предотвращение водной эрозии почв, нарушения почвенного покрова, не скрепленного корнями растений, в результате которого усиливается поверхностный сток в водный объект, загрязняющий его частицами земли и удобрений, одновременно вымывающий из нее поверхностный плодородный слой. В этой связи запрет распашки земель, понимаемый как искусственное нарушение почвенного покрова. Так как использование земельных участков для дачного строительства предполагает распашку земельных участков, это обстоятельство исключает образование и предоставление в границе прибрежной защитной полосы земельных участков для указанных целей.

В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Органами местного самоуправления в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями особо охраняемых природных территорий, находящимися в федеральной собственности, образован спорный участок, который расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и Прибайкальского национального парка, в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе озера Байкал, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения), тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель особо охраняемых природных территорий в другую категорию земель.

Ответчик во владение земельными участками не вступал, земельные участки не освоены, какие-либо здания, строения на земельных участках отсутствуют. Таким образом, спорные земельные участки не выбывали из фактического владения Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем земельных участков суд находит несостоятельным, по следующим основаниям.

Судом установлено, что спорные земельные участки расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Земли центральной экологической зоны Байкальской природной территории расположены на территории объекта всемирного природного наследия, в связи с чем в силу закона такие земли относятся к исключительно федеральной собственности не подлежат предоставлению в частную собственность.

Из материалов дела усматривается, что спорные земельные участки, законность формирования и оборота которых оспаривается истцом, перешли в собственность ответчика в нарушение действующего законодательства и помимо воли Российской Федерации, а предъявленные требования направлены на возвращение в федеральную собственность,

Суд приходит к выводу, что земельные участки выбыли из федеральной собственности и перешли в муниципальную собственность, затем были предоставлены в частную собственность Дзюбенко Е.А., в отсутствие воли (против воли) собственника, незаконно, т.е. с нарушением установленной законом процедуры.

Выбытие земельных участков из владения Российской Федерации вопреки воле правообладателя на основании незаконных актов не уполномоченных государственных, муниципальных органов, недействительных (ничтожных) сделок является основанием для предъявления искового заявления об истребовании земельного участка из незаконного владения добросовестного приобретателя, поскольку положения 280-ФЗ не устанавливают законность возникновения у такого добросовестного приобретателя права собственности на спорные участки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу п. 1 ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Поскольку достоверно установлено, что спорное имущество выбыло из владения собственника помимо воли, в рассматриваемом споре положения о добросовестности приобретателя применению не подлежат.

В силу статей 301, 302 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. При этом если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем определенных законом способов. К ним в том числе отнесены - признание права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, прекращение или изменение правоотношений. Указанные способы защиты прав являются самостоятельными.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим.

В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ , Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.

В пункте 58 Постановления указано, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

На момент издания первого документа, определяющего категорию и границы спорных участков право собственности Российской Федерации уже было зарегистрировано и являлось действующим. Указанное право не отчуждено, не прекращено и свидетельствует об отсутствии выбытия неосвоенных земельных участков с кадастровыми номерами из владения государства и наличии двойной регистрации прав на одни и те же земли. Наличие спорных участков свидетельствует о незаконном формировании участков на землях, право собственности на которые уже было зарегистрировано и единственно верным способом защиты права Российской Федерации, как обладателя земель Прибайкальского национального парка, на которых незаконно сформированы и введены в оборот спорные участки, является признание незаконно возникшего права собственности на земельные участки отсутствующими.

Именно указанный способ, как направленный исключительно на совершение регистрационных процедур аннулирования незаконно возникших прав позволит пресечь незаконное формирование участков с неверным определением категории земель, их дальнейший оборот, внести сведения в ЕГРН об отсутствии прав частной собственности физических лиц, снять незаконно образованные земельные участки с кадастрового учета, оставив действующими права Российской Федерации на данные участки.

Таким образом, защита нарушенных прав государства и неопределенного круга лиц возможна путем признания права собственности ответчика на земельные участки отсутствующими со снятием земельных участков с учета.

Ответчиком было также заявлено ходатайство о применении сроков исковой давности.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 данного Кодекса составляет три года.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при решении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права (пункт 57).

В соответствии с положениями ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Вместе с тем, исходя из принципа справедливости, нельзя рассматривать данный правовой институт в качестве способа легализации незаконного приобретения имущества в ущерб интересов собственника, лишенного его помимо воли, а конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) не препятствует использовать дифференцированный подход к тем субъектам права, которые, противодействуя контрольным мероприятиям, использовали бы положение о сроках давности вопреки его предназначению и в ущерб правомерным публичным интересам.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» также даны руководящие разъяснения о том, что в силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В ходе судебного заседания установлено, что воля собственника - Российской Федерации на отчуждение принадлежащего ему имущества не имелась.

В ст. 208 ГК РФ, указано, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);

Статьей 304 ГК РФ, предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно, п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43

"О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

При таких обстоятельствах, срок исковой давности в данном случае не применяется.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 ГК РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 ГПК РФ. Целью обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд является пресечение нарушений требований закона нарушающие публичные интересы, под которыми в том числе понимается и охрана окружающей природной среды, земельного законодательства.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб. взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.

Признать право собственности Дзюбенко Е.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженца <адрес>, паспорт , выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, на земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>, отсутствующим.

Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>.

Взыскать с Дзюбенко Е.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженца <адрес>, паспорт , выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в доход местного бюджета государственную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 28.08.2024.

Судья                                                                                                   Л.Н. Холодова

2-166/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Дзюбенко Евгений Александрович
Другие
ФГБУ Заповедное Прибайкалье
Зимин Андрей Викторович
Управление Росреестра по Иркутской области
администрация Еланцынского муниципального образования
Администрация Ольхонского районного муниципального образования
ТУ Росимущества в Иркутской области
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Холодова Лариса Николаевна
Дело на сайте суда
olhonsky.irk.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.04.2024Предварительное судебное заседание
15.05.2024Предварительное судебное заседание
30.05.2024Предварительное судебное заседание
18.06.2024Предварительное судебное заседание
27.06.2024Предварительное судебное заседание
02.07.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее