Решение по делу № 2а-8109/2021 от 22.07.2021

14RS0-67

Дело № 2а-8109/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                           17 августа 2021 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Евдокименко Дмитрия Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,

у с т а н о в и л :

Евдокименко Д.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что в целях реализации своего права как многодетного гражданина на получение бесплатно в общую совместную собственность с ФИО6 земельного участка он обратился в орган местного самоуправления, однако последний ему отказал со ссылкой на несоответствие ограничениям по линии градостроительного регулирования и ввиду расположения на земельном участке объектов недвижимости. Между тем административному истцу не представлено ни одного доказательства того, что испрашиваемый земельный участок не соответствует красным линиям. Также в силу п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка необходимо не просто расположение построек на испрашиваемом участке, а именно их принадлежность гражданам и юридическим лицам, при этом право на недвижимое имущество возникает с момента государственности регистрации. Более того, туалет, сарай либо иная хозяйственная постройка не имеет самостоятельного назначения, а только вспомогательное, в связи с чем не относится к объектам капитального строительства. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просил признать незаконным отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления без торгов земельного участка, расположенного по адресу: ___, для индивидуального жилищного строительства как гражданам, имеющим трех или более детей, обязать устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления в общую совместную собственность без торгов земельного участка.

В судебное заседание административный истец Евдокименко Д.А. не явился, извещен лично, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, о причинах своей неявки суду не сообщил. Учитывая отсутствие доказательств уважительности причин неявки административного истца на судебное заседание, не признание судом его явки на судебное заседание обязательной, суд определил рассмотреть дело в его остутствие.

В судебном заседании представитель административных соответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска Максимов Я.А. административный иск не признал, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по красным линиям, что подтверждается выкопировкой запрашиваемого земельного участка из проекта межевания территории квартала «100», утвержденного распоряжением от 19.12.2017 № 2168р. Дополнительно сообщил, что обращение граждан Евдокименко Д.А. и ФИО7. в части корректировки красных линий квартала «100» будет рассмотрено на заседании рабочей группы по разработке и внесению изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов и садово-огороднических товариществ на территории городского округа «город Якутск», которое предварительно назначено на 19 августа 2021 г.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

26 мая 2021 г. административный истец и Москитина Т.А. обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления им в общую совместную собственность как гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка по адресу: ___, для индивидуального жилищного строительства.

28 июня 2021 г. Департамент имущественных и земельных отношений административному истцу направил уведомление № 2595-ДИЗО/21 о невозможности предварительного согласования предоставления этого земельного участка.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано 28 июня 2021 г., административное исковое заявление поступило в суд 22 июля 2021 г.

Из материалов дела установлено, что административный истец является относится к категории граждан, имеющих трех и более детей (многодетных граждан) и в силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), п. 1 ч. 1 ст. 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) имеет право приобрести бесплатно и вне очереди земельный участок, в том числе для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами.

В силу требований п. 7 ст. 39.14 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В качестве основания отказа органом местного самоуправления указано, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по красным линиям, а также на нем расположены объекты недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются кадастровый номер испрашиваемого земельного участка в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; либо реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; либо кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Подпунктом 2 п. 2 данной статьи предусмотрено, что схема расположения земельного участка прилагается к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Вместе с тем для квартала «100» городского округа «город Якутск», в котором находится этот земельный участок, распоряжениями Окружной администрации г. Якутска от 19.05.2016 № 796р и от 19.12.2017 № 2168р утверждены проекты планировки и межевания территории. Поскольку данные нормативно-правовые акты являются действующими, следовательно, они распространяются на территорию испрашиваемого земельного участка, то предварительное согласование предоставления земельного участка должно осуществляться в соответствии с данными нормативными правовыми актами.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 02 июня 2021 г. № 07-069276 испрашиваемый земельный участок площадью 784,51 кв.м, расположенный по адресу: г. ___ находится в территориальной зоне Ж-2А: зоне для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) не соответствует, проекту планировки и проекту межевания территории квартала «100» городского округа «город «Якутск» соответствует.

Из карты территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, графического чертежа проекта межевания территории квартала «100», утвержденного вышеуказанными распоряжениями, а также распоряжения от 21.10.2013 № 319/1зр «Об утверждении проекта планировки территории кварталов № 150, 151,152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска» видно, что земельный участок пересекает внутриквартальную красную линию, обозначающую планируемые границы мест общего пользования.

Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.

Согласно пп. пп. 4 и 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Пунктом 11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. При этом в силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования приватизации не подлежат

Таким образом, препятствием к предварительному согласованию предоставления испрашиваемого земельного участка в общую совместную собственность административного истца является его несоответствие утвержденным в установленном порядке красным линиям, обозначающим планируемые границы место общего пользования. Приведенными доказательствами, соответствующими требованиям, предъявляемым к такого рода письменным доказательствам, признанными судом допустимыми и относимыми, опровергаются довода административного истца об отсутствии у административного ответчика доказательств, подтверждающих несоответствие испрашиваемого земельного участка ограничениям по линии градостроительного регулирования.

В силу положений ЗК РФ административный истец вправе в установленном порядке изменить расположение красных линий либо получить разрешение на отклонение от минимального отступа от красной линии, а в случае незаконного отказа в этом – оспорить такой отказ в установленном КАС РФ порядке.

При таких обстоятельствах административным истцом не доказано, что оспариваемым отказом нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, данное решение является законным, принято уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке, в связи с чем на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Евдокименко Дмитрия Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:                        п/п                            М.А. Кузьмина

Копия верна.

Судья:                                             М.А. Кузьмина

Секретарь:                                   Н.К. Лукина

Решение изготовлено в окончательной форме 25 августа 2021 г.

2а-8109/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Евдокименко Дмитрий Александрович
Ответчики
ОА г. Якутска
ДИЗО ОА г. Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кузьмина Мария Алексеевна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
22.07.2021Регистрация административного искового заявления
23.07.2021Передача материалов судье
23.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2021Подготовка дела (собеседование)
09.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее