14RS0№-67
Дело № 2а-8109/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 17 августа 2021 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Евдокименко Дмитрия Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
у с т а н о в и л :
Евдокименко Д.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что в целях реализации своего права как многодетного гражданина на получение бесплатно в общую совместную собственность с ФИО6 земельного участка он обратился в орган местного самоуправления, однако последний ему отказал со ссылкой на несоответствие ограничениям по линии градостроительного регулирования и ввиду расположения на земельном участке объектов недвижимости. Между тем административному истцу не представлено ни одного доказательства того, что испрашиваемый земельный участок не соответствует красным линиям. Также в силу п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка необходимо не просто расположение построек на испрашиваемом участке, а именно их принадлежность гражданам и юридическим лицам, при этом право на недвижимое имущество возникает с момента государственности регистрации. Более того, туалет, сарай либо иная хозяйственная постройка не имеет самостоятельного назначения, а только вспомогательное, в связи с чем не относится к объектам капитального строительства. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просил признать незаконным отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления без торгов земельного участка, расположенного по адресу: ___, для индивидуального жилищного строительства как гражданам, имеющим трех или более детей, обязать устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления в общую совместную собственность без торгов земельного участка.
В судебное заседание административный истец Евдокименко Д.А. не явился, извещен лично, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, о причинах своей неявки суду не сообщил. Учитывая отсутствие доказательств уважительности причин неявки административного истца на судебное заседание, не признание судом его явки на судебное заседание обязательной, суд определил рассмотреть дело в его остутствие.
В судебном заседании представитель административных соответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска Максимов Я.А. административный иск не признал, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по красным линиям, что подтверждается выкопировкой запрашиваемого земельного участка из проекта межевания территории квартала «100», утвержденного распоряжением от 19.12.2017 № 2168р. Дополнительно сообщил, что обращение граждан Евдокименко Д.А. и ФИО7. в части корректировки красных линий квартала «100» будет рассмотрено на заседании рабочей группы по разработке и внесению изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов и садово-огороднических товариществ на территории городского округа «город Якутск», которое предварительно назначено на 19 августа 2021 г.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
26 мая 2021 г. административный истец и Москитина Т.А. обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления им в общую совместную собственность как гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка по адресу: ___, для индивидуального жилищного строительства.
28 июня 2021 г. Департамент имущественных и земельных отношений административному истцу направил уведомление № 2595-ДИЗО/21 о невозможности предварительного согласования предоставления этого земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано 28 июня 2021 г., административное исковое заявление поступило в суд 22 июля 2021 г.
Из материалов дела установлено, что административный истец является относится к категории граждан, имеющих трех и более детей (многодетных граждан) и в силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), п. 1 ч. 1 ст. 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) имеет право приобрести бесплатно и вне очереди земельный участок, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами.
В силу требований п. 7 ст. 39.14 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В качестве основания отказа органом местного самоуправления указано, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по красным линиям, а также на нем расположены объекты недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются кадастровый номер испрашиваемого земельного участка в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; либо реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; либо кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Подпунктом 2 п. 2 данной статьи предусмотрено, что схема расположения земельного участка прилагается к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Вместе с тем для квартала «100» городского округа «город Якутск», в котором находится этот земельный участок, распоряжениями Окружной администрации г. Якутска от 19.05.2016 № 796р и от 19.12.2017 № 2168р утверждены проекты планировки и межевания территории. Поскольку данные нормативно-правовые акты являются действующими, следовательно, они распространяются на территорию испрашиваемого земельного участка, то предварительное согласование предоставления земельного участка должно осуществляться в соответствии с данными нормативными правовыми актами.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 02 июня 2021 г. № 07-069276 испрашиваемый земельный участок площадью 784,51 кв.м, расположенный по адресу: г. ___ находится в территориальной зоне Ж-2А: зоне для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) не соответствует, проекту планировки и проекту межевания территории квартала «100» городского округа «город «Якутск» соответствует.
Из карты территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, графического чертежа проекта межевания территории квартала «100», утвержденного вышеуказанными распоряжениями, а также распоряжения от 21.10.2013 № 319/1зр «Об утверждении проекта планировки территории кварталов № 150, 151,152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г. Якутска» видно, что земельный участок пересекает внутриквартальную красную линию, обозначающую планируемые границы мест общего пользования.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно пп. пп. 4 и 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Пунктом 11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. При этом в силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования приватизации не подлежат
Таким образом, препятствием к предварительному согласованию предоставления испрашиваемого земельного участка в общую совместную собственность административного истца является его несоответствие утвержденным в установленном порядке красным линиям, обозначающим планируемые границы место общего пользования. Приведенными доказательствами, соответствующими требованиям, предъявляемым к такого рода письменным доказательствам, признанными судом допустимыми и относимыми, опровергаются довода административного истца об отсутствии у административного ответчика доказательств, подтверждающих несоответствие испрашиваемого земельного участка ограничениям по линии градостроительного регулирования.
В силу положений ЗК РФ административный истец вправе в установленном порядке изменить расположение красных линий либо получить разрешение на отклонение от минимального отступа от красной линии, а в случае незаконного отказа в этом – оспорить такой отказ в установленном КАС РФ порядке.
При таких обстоятельствах административным истцом не доказано, что оспариваемым отказом нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, данное решение является законным, принято уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке, в связи с чем на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Евдокименко Дмитрия Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п М.А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М.А. Кузьмина
Секретарь: Н.К. Лукина
Решение изготовлено в окончательной форме 25 августа 2021 г.