РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2018 года <адрес>
Судья Левашинского районного суда РД ФИО3 рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к МКОУ «Какамахинская СОШ» о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор <адрес> обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ с административным иском к МКОУ «Какамахинская СОШ» в лице его директора ФИО2 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить средства контент-фильтрации.
В обоснование заявления истец указывает, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Республики Дагестан в МКОУ «Какамахинская СОШ» проведена проверка соблюдения законодательства о защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред из здоровью, нравственному и духовному развитию.
В ходе проверки указанного учебного заведения выявлены нарушения законодательства, направленного на защиту несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Так, при помощи компьютера, расположенного в кабинете по информатике, у несовершеннолетних учащихся имеется доступ к следующим материалам, занесенным в федеральный список экстремистских материалов:
- книга «Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне», признанная экстремистским материалом решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
- книга «Жизнь шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба...», признанная экстремистским материалом решением Бугурусланского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
- тексты песен «Просторы Европы», «Хрустальная ночь», музыкальной группы «Циклон Б», признанные экстремистским материалом решением Нагатинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
А так же к информации, запрещенной для распространения среди детей согласно ч.2 ст. 5 ФЗ №:
- как изготовить бомбу;
-как изготовить манагу;
- где купить марихуану.
Прокурор в своем административном исковом заявлении просит признать незаконным бездействие МКОУ «Какамахинская СОШ» в части необеспечения защиты несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, исключив доступ к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся, путем установки средств контент-фильтрации, установив срок для устранения нарушений 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, своего представителя в суд не направил, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица - Администрации МР «<адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.
В связи с тем, что всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным и таковой судом не признана, суд, на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть определить.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Сроки обращения в суд истцом соблюдены.
Изучив материалы дела, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 29 Конституции Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или - религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ).
В силу статьи 9 Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как усматривается из материалов дела прокуратурой <адрес> РД в целях повышения эффективности надзорных мероприятий по пресечению распространения в сети "Интернет" противоправной информации, а также ограничения доступа к материалам, занесенным в федеральный список экстремистских материалов проведена проверка в МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД.
В ходе проверки указанного учебного заведения выявлены нарушения законодательства, направленного на защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, а именно, при помощи компьютеров, расположенных в кабинете информатики МКОУ «Какамахинская СОШ», у учащихся имеется доступ к следующим материалам, занесенным в федеральный список экстремистских материалов:
- книге "Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне", признанной экстремистским материалом решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
- книге "Жизнь шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба...", признанной экстремистским материалом решением Бугурусланского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
- текстам песен «Просторы Европы», «Хрустальная ночь», музыкальной группы «Циклон Б», признанные экстремистским материалом решением Нагатинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
А так же к информации, запрещенной для распространения среди детей согласно ч.2 ст. 5 ФЗ №:
- как изготовить бомбу;
-как изготовить манагу;
- где купить марихуану.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно Уставу МКОУ «Какамахинская СОШ» является юридическим лицом, для достижения целей своей деятельности вправе приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. МКОУ «Какамахинская СОШ» имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, расчетные счета, бланки, штампы, круглую печать со своим наименованием.
Учредителем МКОУ «Какамахинская СОШ» является администрация МР «<адрес>».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из видов экстремистской деятельности является массовое распространение заведомо экстремистских материалов.
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Требованиями ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусмотрена защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В соответствии с Правилами подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, утвержденных Министерством образования и науки РФ ДД.ММ.ГГГГ, средства контент-фильтрации (далее - СКФ) доступа к сети Интернет должны реализовывать единую политику для всех образовательных учреждений по исключению доступа к Интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.
Согласно статье 2 Правил средствами СКФ доступа к сети Интернет являются аппаратно-программные или программные комплексы, обеспечивающие ограничение доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.
Согласно статье 5 Правил, установка СКФ производится на все компьютерное оборудование образовательных учреждений, имеющее доступ к сети Интернет.
Выявленные нарушения представляют повышенную опасность для учащихся, в том числе и несовершеннолетних, а также для персонала учебного учреждения.
Кроме того, отсутствие надлежащих СКФ доступа к сети Интернет свидетельствует о незащищенности несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости.
В данном случае прокурор защищает права несовершеннолетних учащихся школы на охрану жизни и здоровья, а также на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Принимая решение по иску, суд обязан руководствоваться пунктом 1 ст. 62 КАС РФ, который предусматривает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Административный истец, обратившись в суд с настоящим требованием, представил доказательства (в частности, акт проверки), подтверждающие отсутствие у ответчика средств контент-фильтрации в целях обеспечения защиты несовершеннолетних от информации в сети «Интернет», наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию.
При этом административный ответчик доказательств обратного (об отсутствии вышеназванных нарушений с его стороны) суду не предоставил.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются в частности содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (ст. 14.1).
Следовательно, в силу вышеизложенных норм образовательное учреждение должно принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение и пр.
При указанных обстоятельствах, суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействия МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД в лице директора ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению, с возложением обязанности установить средства контент-фильтрации, поскольку они соответствуют целям государственной политики в интересах детей.
Решая вопрос о сроке выполнения ответчиками возложенных на них обязательств, суд учитывает время, необходимое для финансирования и установки средств контент-фильтрации на все компьютерное оборудование образовательного учреждения, имеющее доступ к сети Интернет, то есть аппаратно-программного или программных комплексов, обеспечивающие ограничение доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.150 ч.7, 291 - 294
КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКОУ «Какамахинская СОШ», в части не обеспечения защиты несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Обязать МКОУ «Какамахинская СОШ» устранить нарушения требований законодательства об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, исключив доступ к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся, путем установки средств контент-фильтрации.
Сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору <адрес> РД, в течение 2 (два) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в течение 15 дней с момента его получения в Верховный суд РД путем подачи апелляционной жалобы через Левашинский районный суд РД.
Судья ФИО4
Решение составлено в совещательной комнате и принято в окончательной форме- ДД.ММ.ГГГГ.