05RS0032-01-2024-000266-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024года № 2-284 /2024
с.Леваши
Левашинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А.А., при секретаре судебного заседания Мирзоевой З.Р., с участием помощника прокурора Левашинского района РД ФИО7,
рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Левашинского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте автомобильной заправочной станции «Согрнефть», расположенной административной территории МО «<адрес>» <адрес> РД, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Левашинского района Республики Дагестан обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте автомобильной заправочной станции «Согрнефть», расположенной административной территории МО «<адрес>» <адрес> РД
В обоснование своих исковых требований прокурор указывает, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка о нарушениях законодательства о противопожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства на АЗС «Согрнефть», принадлежащем ИП ФИО1
Установлено, что ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность на АЗС «Согрнефть», расположенной на административной территории МО «<адрес>» <адрес> РД, у автомобильной дороги «Махачкала-В.Гуниб».
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно со специалистами ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Дагестан, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Левашинском районе установлено, что при эксплуатации АЗС «Согрнефть» допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, АЗС не имеет систему обеспечения пожарной безопасности в соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — ФЗ №), и выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
МАЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ (п. 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствует пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (ст. 4 ФЗ №; п. 6.21 СП 156.13130.2014);
МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Помещения, расположенные на территории МАЗС (за исключением помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей), не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
АЗС не обеспечена необходимым объемом водоснабжением, При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Не представлена декларация пожарной безопасности(ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
МАЗС не оснащена в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м. или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости (п. 6.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ №).
МАЗС не оснащена в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Расстояние между зданиями и сооружениями МАЗС не соответствует установленным требованиям (п. 6 8.4 СП 156.13130.2014);
Руководитель не обеспечил наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
МАЗС не оснащена необходимое количество первичных средств пожаротушения (п. 389Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Не представлена утвержденная в отношении каждого здания (сооружения) инструкция о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений (ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Руководителем организации не определены порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов РФ. Не представлена программа противопожарного инструктажа или дополнительная профессиональная программа по обучению лиц мерам пожарной безопасности (п. 3 ППРФ №)).
Не разработан проект санитарно-защитной зоны. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
Решение по установлению санитарно-защитной зоны для АЗС отсутствует. Данная АЗС согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" относится к 5 классу объектов. Санитарно-защитная зона составляет 50 метров.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила установления санитарно-защитных зон), регламентирующие требования к санитарно-защитным зонам.
На основании абз. 2 п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон такие зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования установлено, что владельцем АЗС не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля в нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01».
В нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля.
Отсутствует заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
Отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»).Незаконные действия ответчика нарушают конституционные права потребителей на безопасность их жизни и здоровья при приобретении ими жидкого моторного топлива. Тем самым действиями ответчика создаются угрозы для безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора <адрес> РД в судебном заседании поддержал исковое заявление, просил исковые требования удовлетворить, как обоснованное, по указанным в самом исковом заявлении основаниям.
Ответчик ИП ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, поступило заявление в котором указывает, что исковые требование не признает и просит удовлетворении исковых требовании отказать, так же просит данное дело рассмотреть без его участие.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требованию заместителя прокурора <адрес> РД от 17.08.2023г. за № на ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД; ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> возложена обязанность о проведении проверочных мероприятий по всем АЗС, АГЗС и СТО функционирующих на территории <адрес> РД в пределах компетенции на предмет соблюдения противопожарной безопасности и санитарных правил.
Во исполнение вышеизложенного требования прокуратуры <адрес> составлена справка по результатам совместного осмотра опасного производственного объекта «Согрнефть», вследствие чего и обнаружены вышеуказанные нарушения по пожарной безопасности.
Также, во исполнение вышеизложенного требования прокуратуры <адрес> составлен акт санитарно-гигиенического обследования главным специалистом экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 АЗС ««Согрнефть»», вследствие чего и обнаружены вышеуказанные нарушения по пожарной безопасности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
Положения указанного федерального закона направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному Федеральному закону.
Из пп. «а» п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ следует, что к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Таким образом, эксплуатируемая индивидуальным предпринимателем ФИО1 указанная выше АГЗС «Согрнефть», по признаку опасности в соответствии с изложенными нормами законов подпадает под критерии опасного производственного объекта, зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, отнесена к 5 классу опасности, реализация сжиженного углеводородного газа – пропан на АГЗС осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – ППР РФ), содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 ППР РФ).
Статьей 38 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения, не допускать использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования установлено, что владельцем АЗС не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля в нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01».
В нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля.
Отсутствует заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
Отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 11 названного Федерального закона устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и др.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Проведенной прокуратурой района проверкой с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> установлено, что при эксплуатации АГЗС индивидуальным предпринимателем ФИО1 в нарушение пункта 4.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ) санитарно-защитные зоны не установлены.
ФИО1 в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не представлено заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», вследствие чего отсутствует решение об установлении санитарно-защитной зоны.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непосредственно и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Непринятие мер к устранению нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности, выявленные в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 при эксплуатации АЗС «Согрнефть», расположенной на административной территории МО «<адрес>» <адрес> РД, у автомобильной дороги «Махачкала –В.Гуниб» нарушат требовании я законодательства о пожарной безопасности, а так же санитарно эпидемиологических требований, тем самым создает реальную угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО5 подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд, в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, приходит к выводу об установлении ответчику ФИО1 срока для исполнения решения суда – 120 суток со дня вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 –удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН 05100168958) обязанность в течении 120 суток со дня вступления решения суда в законную силу устранить на автомобильной заправочной станции под названием «Согрнефть», расположенной на административной территории МО «<адрес>» <адрес> РД, выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- АЗС оборудовать соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ (п. 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, оборудовать пандусами (пологими ботами площадки) высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (ст. 4 ФЗ №; п. 6.21 СП 156.13130.2014);
- АЗС оснастить системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- оборудовать помещения, расположенные на территории МАЗС (за исключением помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей), установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- Для контроля заземления АЦ на территории МАЗС установить, специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4 ФЗ №; п. 7.35 СП 156.13130.2014).
- АЗС обеспечить необходимым объемом водоснабжением, При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- Для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ на складской площадке, а также резервуаров транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ, которые не отвечают требованиям пункта 6.6 настоящего свода правил, установить устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (ст. 4 ФЗ №; п. 8.50 СП 156.13130.2014).
- Для контроля заземления АЦ на территории МАЗС установить, специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4 ФЗ №; п. 7.35 СП 156.13130.2014).
- Заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки, на которых заправляются транспортные средства СУГ, оборудовать сигнализаторами до взрывоопасных концентраций (ст. 4 ФЗ №; п. 8.40 СП 156.13130.2014).
-представить декларацию пожарной безопасности(ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- Представить документы, подтверждающие прохождение обучения мерам пожарной безопасности лиц на объекте (п. 3 ППРФ №).
- АЗС оснастить в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
- Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- разработать и принять дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м. или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости (п. 6.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ №).
- АЗС оснастить в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
- Расстояние от топливной раздаточной колонки СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) следует определить в соответствии сост. 4 ФЗ №; п. 8.3 СП 156.13130.2014;
- обеспечить наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- АЗС оснастить необходимым количеством первичных средств пожаротушения (п. 389Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
- представить утвержденную в отношении каждого здания (сооружения) инструкция о мерах пожарной безопасности с учетом специфики помещений (ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- Определить порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, представить программу противопожарного инструктажа или дополнительной профессиональной программы по обучению лиц мерам пожарной безопасности (п. 3 ППРФ №).
- Разработать проект санитарно-защитной зоны, получить на него соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Получить решение по установлению санитарно-защитной зоны для АЗС согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
- Обеспечить проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции.
Разработать программу производственного контроля в соответствии с СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01».
- Обеспечить проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля всоответствии с СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
- Получить заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
- Утвердить список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
- Получить документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
- Установить уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РД через Левашинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. ФИО1
Решение изготовлено в совещательной комнате и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ г