Решение по делу № 2-990/2024 (2-4598/2023;) от 18.12.2023

        Дело

решение

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                 4 марта 2024 года

Магасский районный суд Республики И. в составе:

председательствующего - Шеди А.В.,

при секретаре судебного заседания Арчаковой Х.М.,

с участием помощника прокурора Республики И. Гайсанова М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики И., действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству образования и науки Республики И. о принятии мер по обеспечению охраны объектов,

установил:

заместитель прокурора Республики И., действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Министерство образования и науки Республики И., со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить охрану объектов (территорий), подведомственных учреждений, путем привлечения сотрудников частных охранных организаций либо подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в соответствии с п.п. 17, 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»; обязать Министерство образования и науки Республики И. обеспечить надлежащее исполнение, обязанности по финансированию мероприятий по обеспечению охраны объектов (территорий), подведомственных учреждений, путем привлечения сотрудников частных охранных организаций либо подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в соответствии с п.п.17, 25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках проведенной прокуратурой выявлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Р. действуют 242 объектов образования, из них 148 общеобразовательных организаций (школы) 87 дошкольных образовательных организаций (детские сады) и 7 организаций среднего профессионального образования. Согласно информации Министерства образования и науки Республики И. от ДД.ММ.ГГГГ ни на одном из 242 объектах образования охрана сотрудниками лицензированных частных охранных организаций или сотрудниками ведомственной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Р. И.» не осуществляется, пропускной и внутриобъектовый режим обеспечивается не уполномоченными на то лицами (сторожами, вахтерами и т.д.).

В судебном заседании помощник прокурора Республики И. Гайсанов М.И. поддержал исковое заявление, просил его удовлетворить.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Р. в рамках реализации функций, возложенных на органы прокуратуры, проведены надзорные мероприятия в части устранения ранее выявленных нарушений антитеррористической защищенности общеобразовательных объектов Республики И..

Проведенными мероприятиями установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Р. действуют 242 объектов образования, из них 148 общеобразовательных организаций (школы) 87 дошкольных образовательных организаций (детские сады) и 7 организаций среднего профессионального образования.

Согласно информации Министерства образования и науки Республики И. от ДД.ММ.ГГГГ ни на одном из 242 объектах образования охрана сотрудниками лицензированных частных охранных организаций или сотрудниками ведомственной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Р. И.» (далее - Росгвардия РИ) не осуществляется, пропускной и внутриобъектовый режим обеспечивается не уполномоченными на то лицами (сторожами, вахтерами и т.д.).

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, отношения в сфере образования, регулируются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Согласно п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 4.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Реализация мероприятий по противодействию терроризму в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии терроризму» возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии терроризму органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, к числу основных задач противодействия терроризму относятся обеспечение безопасности граждан и антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Требования), устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).

В соответствии с п. 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Во исполнение Раздела II Требований, из указанных 242 организаций 218 категорированы и паспортизированы, объектам присвоены 1-4 категории опасности, у 24 организаций паспорта находятся в процессе изготовления, а также на согласовании УФСБ по РИ, ГУ МЧС по РИ, Росгвардии Республики И. и в Минобрнауки И..

Согласно п.17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

б) на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

Пунктом 25 Требований предусмотрены, в том числе, мероприятия, направленные на обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

Вместе с тем, в ходе настоящей проверки установлено, что в нарушение пунктов 17, 25, Требований ни в одной из 242 общеобразовательных организаций (школы) дошкольные образовательные организации (детские сады), организаций среднего профессионального образования, не предусмотрена физическая охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в период образовательного процесса, нахождения в здании образовательного учреждения большого количества несовершеннолетних, в том числе, до 14 лет.

Услуги по контролю за посетителями, работой системы видеонаблюдения, систем пожарной и охранной сигнализации, оповещения о пожаре, осуществляют сторожа, которые не обладают ни средствами, ни специальными полномочиями для осуществления физической защиты учащихся в образовательных учреждениях Р..

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 1, ч.ч. 1 и 2 ст. 1.1, п 7, ч.3 ст. 3, 4.1 ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О частной охаянной деятельности в Российской Федерации» такая охрана должна обеспечиваться только имеющей лицензию, полученной в соответствии с Законом, частной охранной организацией, силами ее работников, являющихся частными охранниками, получившими в установленной порядке удостоверение частного охранника.

Прокурорами городов и районов Р. во все общеобразовательные учреждения Р. в течение 2021-2023 годов неоднократно вносились акты реагирования об устранении нарушений федерального законодательства в сфере АТЗ, где во всех случаях отмечались нарушения, связанные с обеспечением охраны, по результатам рассмотрения которых в ответах указывалось на отсутствие финансирования со стороны Минобрнауки И..

Вместе с тем, согласно данным Минобрнауки И. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что годовой фонд заработной платы работникам, обеспечивающим охрану на общеобразовательных объектах подведомственных Минобрнауки И., расходуется более 237 143,4 тыс. руб., ежегодно, которые распределяются следующим образом:

- общеобразовательным организациям - 150 102,0 тыс. рублей;

- дошкольным образовательным учреждениям - 68 262,8 тыс. рублей;

- организациям среднего профессионального образования - 18 778,6 тыс. руб.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с Положением о Минобрнауки И., утвержденным постановлением Правительства Республики И. от ДД.ММ.ГГГГ , Минобрнауки И. осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных образовательных организаций Республики И., осуществляют контроль за деятельностью подведомственных учреждений, организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Минобрнауки И..

Соответственно, объем ответственности министерство за выявленные в образовательном учреждении нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что министерство несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных организаций.

Таким образом, Минобрнауки И., как орган, исполняющий функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения, в соответствии с возложенными на него полномочиями обязан принять меры по обеспечению надлежащего исполнения обязанности по обеспечению образовательных учреждений Р., физической охраны для поддержания правопорядка.

Нарушение действующего законодательства в рассматриваемой сфере путем непринятия соответствующих мер к обеспечению безопасности в образовательных учреждениях недопустимо.

В совокупности допущенные нарушения свидетельствуют об отсутствии безопасных условий во всех образовательных учреждениях Р., а анализ криминогенной ситуации не позволяет исключить возможные посягательства террористического характера на объекты общеобразовательных организаций Р..

При изложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

исковое заявление первого заместителя прокурора Республики И., действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству образования и науки Республики И. о принятии мер по обеспечению охраны объектов удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики И., со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить охрану объектов (территорий), подведомственных учреждений, путем привлечения сотрудников частных охранных организаций либо подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в соответствии с п.п.17, 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Обязать Министерство образования и науки Республики И. обеспечить надлежащее исполнение, обязанности по финансированию мероприятий по обеспечению охраны объектов (территорий), подведомственных учреждений, путем привлечения сотрудников частных охранных организаций либо подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в соответствии с п.п.17, 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики И. в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна:

Судья                                         А.В. Шеди

*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ

2-990/2024 (2-4598/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Республики Ингушетия -(в интересах РФ и неопределенного круга лиц )
Ответчики
Министерство образования и науки РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Шеди А-Х.В.
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Подготовка дела (собеседование)
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2024Судебное заседание
04.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее