Шейх-Мансуровский (Заводской) районный суд г.Грозного № 2-425/23
№ 33-941/23
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Грозный 09 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Басхановой М.З.,
судей Вагапова М.А., Мовлаевой Т.И.
при секретаре Айдамировой Х.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МВД по Чеченской Республике на решение Шейх-Мансуровского (Заводского) районного суда г.Грозного от 11 июля 2023 года по иску Магомадова Алхазура Усмановича к МВД по Чеченской Республике об установлении стажа работы, обязании включить стаж работы в выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Басхановой М.З., изложившей обстоятельства дела и доводы жалобы, выслушав объяснения представителя МВД по Чеченской Республике Камилянова Э.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения Магомадова А.У., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Магомадов А.У. обратился в суд с иском к МВД по ЧР об установлении стажа работы, об обязании включить стаж работы в выслугу лет.
Требования мотивированы тем, что с 28 ноября 1990 года по 1999 год включительно проходил службу ГАИ МВД Чеченской Республики. В последующем также работал в МВД по ЧР с 2005 года по 6 января 2007 года в должности участкового уполномоченного в Ножай-Юртовском районе Чеченской Республики. Факт его работы в заявленный период могут подтвердить свидетели. Трудовая книжка не сохранилась в связи с военными событиями на территории Чеченской Республики. В настоящее время ему необходимо восстановить стаж работы в ГАИ при МВД ЧР для назначения пенсии. Письмом от 14 марта 2023 года МВД по ЧР уведомило его об отказе в подтверждении стажа в связи с отсутствием необходимых документов. Просит установить стаж работы в Органах внутренних дел МВД ЧР в период с 29 ноября 1990 года по 1999 год включительно, обязать МВД по Чеченской Республике включить установленный настоящим решением стаж в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии с ФЗ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением Шейх-Мансуровского (Заводского) районного суда г.Грозного от 11 июля 2023 года исковые требования Магомадова А.У. удовлетворены. Постановлено: установить стаж работы Магомадова А.У. в Органах внутренних дел МВД ЧР в период с 29 ноября 1990 года по 1999 год включительно, обязать Министерство внутренних дел по Чеченской Республике включить установленный настоящим решением стаж в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии с ФЗ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В апелляционной жалобе МВД по Чеченской Республике просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Информация о месте и времени рассмотрении настоящего гражданского дела заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Чеченской Республики.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и материалов дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11, ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Правовое положение (специальный правовой статус) сотрудников органов внутренних дел, и в частности сотрудников милиции, включая порядок приема на службу и увольнения со службы, регулировалось Законом РФ от 18 апреля 1991 года №1068-1 «О милиции» (утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции») и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (утратило силу с 1 января 2012 года в связи с изданием Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с Законом РФ от 04 июня 1992 года № 2927-1 «Об образовании Ингушкой Республики в составе РФ» и согласно приказу МВД РФ от 11 сентября 1992 года № 318 штаты аппарата МВД Чечено-Ингушской Республики и подразделения, непосредственно ему подчиненные, были расформированы. Все сотрудники МВД Чечено-Ингушской Республики подлежали увольнению, с последующим укомплектованием штата органов внутренних дел Ингушской Республики. Укомплектование штата МВД Чеченской Республики не производилось в связи с возникновением кризисной ситуации на территории республики.
Указом бывшего Президента Чеченской Республики Д. Дудаева с 01 февраля 1992 года в нарушение законодательства РФ было ликвидировано Министерство внутренних дел Чеченской Республики, входившее в систем; МВД России, и создано Министерство безопасности Чеченской Республик (МБ ЧР), которое не являлось структурным подразделением МВД России и из бюджетных средств РФ, выделяемых на содержание органов внутренних дел. не финансировалось, а Указом Президента Чеченской Республики от 01 июня: 1993 года № 49 были введены специальные звания «полиции». Сотрудники органов внутренних дел Чеченской Республики, перешедшие на службу в данные подразделения, в соответствии с законодательством утратили трудовые отношения с МВД России.
В связи с восстановлением на территории Чеченской Республики легитимных федеральных органов государственной власти Российской Федерации приказом МВД России от 31 декабря 1994 года № 444 вновь было создано МВД Чеченской Республики, которое в последствии приказом МВД России от 28 января 1997 года № 49 было упразднено с 15 ноября 1996 года. В данный период сотрудники, которые изъявили желание проходить службу в МВД Чеченской Республики, назначались на должности и приказом МВД России зачислялись в кадры МВД России.
С 15 ноября 1996 года в соответствии с Указом бывшего Президента Чеченской Республики-Ичкерия было образовано Министерство Шариатской Государственной безопасности (МШГБ ЧРИ), не входившее в систему МВД России и из бюджетных средств МВД России не финансировавшееся.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2000 года № 83 были отменены все законы, нормативные и подзаконные акты, постановления и распоряжения исполнительных органов власти ЧРИ, принятые в период с 1991 по 1999 года режимами Дудаева, Масхадова (за исключением времени с января 1995 по август 1996 года), как противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, наставлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации.
На основании «Соглашения между МШГБ ЧРИ и МВД России о сотрудничестве и взаимной помощи в сфере борьбы с преступностью обмена информации от 28 мая 1998 года при МВД России функционировало Представительство МШГБ Чеченской Республики-Ичкерия, которое было упразднено в связи с восстановлением на территории Чеченской Республики конституционного порядка и легитимных федеральных органов государственной власти Российской Федерации, в том числе, и созданием в соответствии с приказом МВД России от 06 декабря 1999 года № 966 Управления внутренних дел МВД России по Чеченской Республике.
Таким образом следует, что приказом МВД России от 28 января 1997 года № 49 Министерство внутренних дел Чеченской Республики было упразднено с 15 ноября 1996 года. МВД Чеченской Республики вновь создано 10 ноября 2002 года приказом МВД России № 1088 в результате реорганизации Управления внутренних дел МВД России по Чеченской Республике (УВД МВД РФ по ЧР), созданного в свою очередь приказом МВД России от 06 декабря 1999 года № 996. До указанного периода органы внутренних дел Чеченской Республики были упразднены и не функционировали.
Согласно пункту п. 4.1. приказа МВД России от 28 января 1997 года № 49 сотрудники органов внутренних дел упраздненного МВД Чеченской Республики, обратившиеся в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УЛИТУ, ОУМТиВС, образовательные и научно-исследовательские учреждения МВД России, зачислялись в распоряжение соответствующего органа внутренних дел и продолжали службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Сотрудники органов внутренних дел, не изъявившие желания продолжать службу, подлежали увольнению из органов внутренних дел в связи с ликвидацией организации (по сокращению штатов).
В отношении сотрудников, обратившихся в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и иные органы внутренних дел, в соответствии с пунктом 4.1. приказа МВД России от 28 января 1997 года № 49 были изданы соответствующие приказы о зачислении их в распоряжение указанных органов либо, при желании, об увольнении из органов внутренних дел.
Из материалов дела следует и судом установлено, что архивы МВД по ЧР сведениями о назначении Магомадова А.У. в 1995-1996 гг. на должность и зачисления в кадры МВД России не располагают. Не представлены таковые и самим Магомадовым.
Приказом Департамента транспортной полиции МВД ЧРИ от 03.11.1994 № Магомадов А.У. впервые был принят на службу и назначен инспектором ДПС ДТП МВД ЧРИ, с присвоением специального звания «старшина полиции».
Магомадов А.У. вновь был принят на общих основаниях на службу в органы внутренних дел РФ и проходил службу с 29.09.2005 г. по 29.12.2005 г. стажером опер уполномоченного милиции отделения УУМ ОВД Ножай-Юртовского района с испытательным сроком 3 месяца).
С 29.12.2005 г. по 30.1.2007 г. проходил службу в должности участкового уполномоченного милиции УУМ ОВД Ножай-Юртовского района.
30.11.2007 г. уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по собственному желанию приказом МВД по Чеченской Республике от 01.12.2007 г. №. Доказательств прохождения Магомадовым А.У. службы в органах внутренних дел Российской Федерации на территории Чеченской Республики в обозначенный им период- 1990-1999 годы материалы дела не содержат.
В соответствии с приказом МВД России от 02 июля 2013 года № 500 «Об утверждении Положения о Центральной аттестационной комиссии МВД России» и приказом МВД по Чеченской Республике от 31 декабря 2012 года № 484 утверждено Положения об аттестационной комиссии МВД по Чеченской Республике, на которую в соответствии с пунктом 12 возложено рассмотрение вопросов, касающихся периодов прохождения службы в органах внутренних дел, имевшихся специальных званий бывших сотрудников, а также пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, подтверждения отдельных периодов службы в органах внутренних дел и увольнении со службы бывших сотрудников МВД Чечено-Ингушской АССР, МВД Чечено-Ингушской Республики, МВД Чеченской Республики.
Таким образом, восстановление и подтверждение стажа службы в органах внутренних дел в соответствии с нормативными правовыми актами возложено на аттестационные комиссии, создаваемые в органах внутренних дел.
Между тем, с заявлением в отдел пенсионного обеспечения ЦФО МВД по ЧР об установлении стажа работы, об обязании включить стаж работы в выслугу лет по обозначенным в иске основаниям истец не обращался, своего заключения отдел пенсионного обеспечения ЦФО МВД по ЧР по установлению стажа работы не выдавал, ввиду чего следует признать, что истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с оставлением искового заявления Магомадова А.У. без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шейх-Мансуровского (Заводского) районного суда г.Грозного от 11 июля 2023 года по иску Магомадова Алхазура Усмановича к МВД по Чеченской Республике об установлении стажа работы, об обязании включить стаж работы в выслугу лет отменить.
Исковое заявление Магомадова Алхазура Усмановича к МВД по Чеченской Республике об установлении стажа работы, об обязании включить стаж работы в выслугу лет оставить без рассмотрения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи