№ 3а-30/2021 (3а-147/2020)
70OS0000-01-2020-000176-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2021 г. Томский областной суд в составе
председательствующего Петровского М.В.
при секретаре Кутлубаевой К.В.,
рассмотрев в судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Оазис» к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Оазис» обратилось в Томский областной суд с административным иском об установлении (с учетом уточнения 2 апреля 2021г.) кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1января 2019г.– 982451000рублей и по состоянию на 21 января 2020г.- 976780000рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником данного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019г. (1547247250 рублей 33 копейки) и 21 января 2020г. (1628571040 рублей 41 копейка) значительно превышает его рыночную стоимость, установленную отчетами об оценке (804370000рублей и 976780000 рублей, соответственно), что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением суда от 18 ноября 2020г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование– ФГБУ «ФКП Росреестра) в лице филиала по Томской области и областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование– ОГБУ «ТОЦИК»).
Определением суда от 26 марта 2021г. ОГБУ «ТОЦИК» привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. При этом представители административного истца, Управления Росреестра по Томской области, ОГБУ «ТОЦИК» и ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Томской области заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменных отзывах на административный иск представители Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, ОГБУ «ТОЦИК», Управления Росреестра по Томской области и ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Томской области вопрос об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости оставили на усмотрение суда.
Заинтересованные лица АО «Сибирьэнергосеть», АО «Сибирская энергогенерирующая компания», АО «Полярис», АО «Титул», АО «Антей», АО «Афито», АО «Тандем», АО «Восход», Левчуговой Н.А., Емельяненко О.В., МошкоА.А., Емельяненко В.А. письменные отзывы не представили.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как указано в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимостиили в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено, что с 25 апреля 2014г. административный истец является собственником /__/ долей в праве общей долевой собственности на нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ (т.1 л.д.9).
Пунктом 354615 приказа Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», утверждена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019г.- 1547247250 рублей (т.2 л.д.83-85).
Согласно выписке из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости нежилого здания внесены в ЕГРН 23января 2020г. (т.1 л.д.6).
В связи с увеличением площади объекта недвижимости актом ОГБУ «ТОЦИК» от 27 ноября 2020г. №АОКС-70/2020/54 определена кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 21 января 2020г. 1628571040рублей 41 копейка (т.2 л.д.112-113).
Согласно выписке из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости нежилого здания внесены в ЕГРН 30 ноября 2020г. (т.2 л.д.120).
В соответствии со статьями 372, 374 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 375 того же Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса, в силу пункта 7 которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019г. №99-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» вышеназванный объект недвижимости включен в такой перечень под номером 236.
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25 ноября 2020г. №118-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год» тот же объект недвижимости включен в такой перечень под номером 220.
В соответствии с абзацем вторым пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020г. №374-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении архивной и действующей кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. и 21 января 2020г., соответственно, согласуется с приведенными выше положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлены подготовленные ООО «Бюро оценки «ТОККО» отчеты:
№408-А/2020 от 9 октября 2020г., согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2019г. составляет 804370000рублей;
№871-А/2020 от 11 декабря 2020г., согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 21 января 2020г. составляет 976780000рублей.
Оценив отчет №871-А/2020 от 11 декабря 2020г., суд полагает, что данный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно формы отчета или его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчете, о назначении судебной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ может быть установлена на 21января 2020г. в размере его рыночной стоимости, составляющей 976780000 рублей.
В связи с возражениями представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» относительно выводов, изложенных в отчете №408-А/2020 от 9 октября 2020г., по ходатайству представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области была назначена судебная оценочная экспертиза в АО «Оценка собственности», по результатам которой составлено заключение эксперта №360 от 9 марта 2021г.; в соответствии с заключением по состоянию на 1января 2019г. рыночная стоимость спорного нежилого здания с кадастровым номером /__/ составляет 982451000 рублей.
Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе отчет, подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» №408-А/2020 от 9 октября 2020г., и возражения относительно данного отчета представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК», суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно заключения, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы; о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявили.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом результатов отчета об оценке, суд пришёл к выводу о том, что определенная заключением рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1января 2019 г. может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы (982451000 рублей).
Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 28 октября 2020г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Оазис» удовлетворить:
установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 982451000 (девятьсот восемьдесят два миллиона четыреста пятьдесят одна тысяча) рублей по состоянию на 1 января 2019 г.;
установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 976780000 (девятьсот семьдесят шесть миллионов семьсот восемьдесят тысяч) рублей по состоянию на 21 января 2020 г.;
датой подачи заявления считать 28 октября 2020г.;
установленная настоящим решением кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 21 января 2020 г. является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;
на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий