Судья Коняев А.В. № 33-1302/2023 (№2-135/2022)
22RS0011-02-2021-004136-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 февраля 2023 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Цибиной Т.О., Довиденко Е.А., Алешко О.Б., Орликовой С.Н., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации <адрес> Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 августа 2022 года по делу
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в городе Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и <адрес>х в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги и благоустройство», Товариществу собственников жилья «Громова», администрации <адрес> Алтайского края о признании действий незаконными, возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки,
по иску Соломатина Е. Ю. к администрации <адрес> Алтайского края, Товариществу собственников жилья «Громова» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в городе Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и <адрес>х обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по непроведению мероприятий по ликвидации твердых коммунальных отходов в местах нахождения контейнерных площадок по адресам: <адрес>; возложении обязанности провести данные мероприятия и оборудовать контейнерные площадки по указанным адресам в соответствии с строительными и санитарными нормами и правилами.
В обоснование требований указано, что на земельных участках по адресам: <адрес>, и <адрес> размещены контейнерные площадки.
На контейнерной площадке по адресу: <адрес> в <адрес> установлено 3 контейнера для сбора ТБО и 2 контейнера для сбора пластиковой тары, площадка не оборудована; территория площадки и прилегающая к ней территория не очищена от мусора (имеются ветки деревьев, полиэтиленовые мешки, старая одежда и др.). Контейнерная площадка по адресу: <адрес> не оборудована водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод (покрытие частично разрушено), рядом с контейнерной площадкой установлено 5 стандартных контейнера, не переполнены, при этом с западной, восточной и южной сторон, а также внутри самой площадки непосредственно на земле находится строительный мусор, полиэтиленовые пакеты, бытовой мусор. и др. Так же на данных площадках не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.
Земельные участки, находящиеся по вышеуказанным адресам и предназначенные для размещения контейнерной площадки, принадлежат собственникам помещений указанных жилых домов; управляющей компанией данных жилых домов является ООО «КУБ». Свалка мусора образовалась на территории, расположенной рядом с контейнерной площадкой и частично на самой контейнерной площадке, расположенной на земельном участке, находящимся в ведении ООО «КУБ», непринятие мер по проведению организационных и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки приводит к угрозе возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний (отравлений) среди населения, причинения ущерба здоровью людей или окружающей среде, что нарушает права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду обитания.
Кроме того, Соломатин Е.Ю. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию <адрес> Алтайского края оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов, расположенную напротив жилого <адрес> по проспекту <адрес>, выполнив следующие работы:
- произвести устройство единого бетонного или асфальтированного покрытия (учитывая технологию опорожнения имеющихся мусоросборных контейнеров мусоровозной машиной) в пределах ограждения исследуемой контейнерной площадки, покрытия площадок для маневрирования мусоровозных машин с двух сторон перед исследуемой контейнерной площадкой и покрытия выезда на внутриквартальный проезд (размер площадок для маневрирования определить в соответствии с техническими характеристиками имеющихся мусоровозных машин);
- установить железобетонную или стальную опору в количестве 1 шт.;
- произвести монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток – 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне земли, на опоре в количестве 1 шт.;
- соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3х1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м.).
- согласовать точку подключения указанного светильника путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирным жилым домом, Администрацией <адрес> Алтайского края и энергоснабжающей организацией.
- обязать обеспечить размещение на данной контейнерной площадке информацию об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки;
- ликвидировать несанкционированную свалку на контейнерной площадке;
- обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки напротив жилого <адрес> по проспекту <адрес> Алтайского края;
- обеспечить промывку и дезинфекцию контейнеров и контейнерной площадки в соответствии с приложением №1 СаНПиН 2.1.3684-21.
В обоснование требований указал, что проживает в <адрес> по <адрес> в <адрес>, рядом с его домом на земельном участке, собственником которого является администрация <адрес>, расположена контейнерная площадка, куда он выносит мусор, которая не соответствует действующим правилам и нормам: на площадке установлено 5 контейнеров для сбора мусора, территория имеет ограждение, мусорные баки (контейнеры) переполнены, вне контейнеров находятся отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки, елки) – свалка мусора размером примерно 10м. на 20м, отсутствует асфальтирование, не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров. Несоблюдение строительных и санитарных норм и правил на указанной контейнерной площадке нарушает права истца на благоприятную окружающую среду.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 03.08.2022 г. гражданские дела по искам Управления и Соломатина Е.Ю. объединены в одно производство.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 августа 2022 года исковые требования Соломатина Е. Ю. и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в городе Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и <адрес>х в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
на администрацию <адрес> Алтайского края возложена обязанность:
-оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и бытовых отходов по адресу: <адрес>, в 65 метрах на юг от жилого дома по проспекту <адрес> расположенную вблизи многоквартирного жилого <адрес> по проспекту <адрес> в <адрес>, в соответствии с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил, выполнив работы, установленные заключением экспертов *** от ДД.ММ.ГГ, а именно:
- перемещение имеющихся на площадке между исследуемой контейнерной площадкой и внутриквартальным проездом контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, а так же имеющихся вблизи исследуемой контейнерной площадки (с западной стороны) контейнеров для сбора бытовых отходов из пластика, в пределы существующего ограждения из специальных железобетонных плит;
- оборудование исследуемой контейнерной площадки информационной табличкой с указанием наименования регионального оператора (оператора) с телефонами для справок, многоквартирных домов, которые используют данную контейнерную площадку и график вывоза ТКО;
- установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;
- монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток – 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне покрытия, на установленной опоре в количестве 1 шт.;
- соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3*1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами *** и *** по проспекту <адрес> в <адрес>, администрацией <адрес> Алтайского края и энергоснабжающей организацией.
- обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в 65 метрах на юг от жилого дома по <адрес>, размещенной вблизи многоквартирного жилого <адрес> по проспекту <адрес> в <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
-оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и бытовых отходов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил, выполнив работы, установленные заключением экспертов *** от ДД.ММ.ГГ, а именно:
- демонтаж существующего покрытия исследуемой контейнерной площадки из железобетонных многопустотных плит перекрытий;
- устройство бетонного или асфальтобетонного покрытия исследуемой контейнерной площадки в пределах ее существующего местоположения;
- устройство ограждения с трех сторон исследуемой контейнерной площадки из железобетонных плит или стальных профилированных листов, высотой не менее 2 м;
- перемещение имеющихся вблизи исследуемой контейнерной площадки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и контейнеров для сбора бытовых отходов из пластика, в пределы устроенного ограждения;
- оборудование исследуемой контейнерной площадки информационной табличкой с указанием наименования регионального оператора (оператора) с телефонами для справок, многоквартирных домов, которые используют данную контейнерную площадку и график вывоза ТКО;
- установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;
- монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток – 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне покрытия, на установленной опоре в количестве 1 шт.;
- соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3*1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами ***, *** и *** по <адрес>, администрацией <адрес> Алтайского края и энергоснабжающей организацией;
- обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, находящейся у контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в пределах земельного участка по <адрес> в <адрес> Алтайского края.
На общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги и благоустройство» возложена обязанность обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, находящейся у контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в пределах земельного участка по указанному адресу.
Взысканы с администрации <адрес> Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы за проведение судебной экспертизы в размере 65 400 рублей; в доход бюджета Муниципального образования «<адрес>» Алтайского края государственная пошлина в размере 300 рублей.
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги и благоустройство» в доход бюджета Муниципального образования «<адрес>» Алтайского края государственная пошлина в размере 300 рублей.
С чем не согласился ответчик, ставя в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда. В обоснование указывает, что обязанность по организации и содержанию мест накопления ТКО лежит на управляющей компании, поскольку является составной частью содержания общего имущества МКД, оборудование их должно заниматься ООО КУБ. Выводы суда о том, что земельные участки по <адрес> и <адрес>, на которых расположены спорные контейнерные площадки, относятся к муниципальной собственности, являются необоснованными, поскольку согласно актуальному Реестру мест (площадок) накопления ТКО в <адрес> данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО отсутствуют. Кроме того, представителем ответчика ООО «КУБ» в судебном заседании было подтверждено, что жители обслуживаемых домов по <адрес> складируют мусор на контейнерную площадку по <адрес>, а жители дома по <адрес> – на контейнерную площадку по <адрес>. При этом, управляющая компания взимает плату с жителей указанных домов за содержание жилья, но не согласовывает с органом местного самоуправления законное пользование контейнерными площадками. Отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на Администрацию <адрес> оборудовать контейнерные площадки для сбора мусора и бытовых отходов, обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся у контейнерной площадки.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца С.Е.А, просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте <адрес>вого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. С учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что проведенным экспертами общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» исследованием установлено ( заключение *** от ДД.ММ.ГГ), что контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, находящаяся вблизи многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в <адрес>, не соответствует требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил
Для приведения её в соответствие с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил необходимо выполнить следующие работы:
- перемещение имеющихся на площадке между исследуемой контейнерной площадкой и внутриквартальным проездом контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, а так же имеющихся вблизи исследуемой контейнерной площадки (с западной стороны) контейнеров для сбора бытовых отходов из пластика, в пределы существующего ограждения из специальных железобетонных плит;
- оборудование исследуемой контейнерной площадки информационной табличкой с указанием наименования регионального оператора (оператора) с телефонами для справок, многоквартирных домов, которые используют данную контейнерную площадку и график вывоза ТКО;
- установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;
- монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток – 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне покрытия, на установленной опоре в количестве 1 шт.;
- соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3*1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами *** и *** по проспекту <адрес>, администрацией <адрес> Алтайского края и энергоснабжающей организацией.
Аналогичные выводы сделаны экспертами в заключении *** от ДД.ММ.ГГ, выполненного в рамках гражданского дела по иску Соломатина Е.Ю. (экспертиза назначалась до соединения гражданских дел).
Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов по <адрес>, не соответствует требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил, для приведения её в соответствие с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил необходимо выполнить следующие работы:
- демонтаж существующего покрытия исследуемой контейнерной площадки из железобетонных многопустотных плит перекрытий;
- устройство бетонного или асфальтобетонного покрытия исследуемой контейнерной площадки в пределах ее существующего местоположения;
- устройство ограждения с трех сторон исследуемой контейнерной площадки из железобетонных плит или стальных профилированных листов, высотой не менее 2 м;
- перемещение имеющихся вблизи исследуемой контейнерной площадки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и контейнеров для сбора бытовых отходов из пластика, в пределы устроенного ограждения;
- оборудование исследуемой контейнерной площадки информационной табличкой с указанием наименования регионального оператора (оператора) с телефонами для справок, многоквартирных домов, которые используют данную контейнерную площадку и график вывоза ТКО;
- установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;
- монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток – 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне покрытия, на установленной опоре в количестве 1 шт.;
- соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3*1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами ***, *** и *** по <адрес>, администрацией <адрес> Алтайского края и энергоснабжающей организацией.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что контейнерные площадки по адресу: <адрес> и <адрес> расположены на муниципальной земле, не соответствуют требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил, решение о их ликвидации либо передаче в пользование и для обслуживания какой-либо управляющей компании администрацией города не принималось, в том числе ООО «КУБ», пришел к выводу, что надлежащим ответчиком в части требований о возложении обязанности их обустроить, обеспечить соблюдение требований СанПиН по обслуживанию будет являться Администрация <адрес> Алтайского края.
Судебная коллегия с выводами суда не соглашается, находя доводы жалобы ответчика заслуживающими внимания.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствие с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и должно обеспечивать, в частности: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических лиц или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны собственников помещений в многоквартирном доме обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила №170).
В соответствии с п.3.7.1 Правил №170, на управляющую организацию по обслуживанию жилищного фонда возложены следующие обязанности: установка на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организация вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; организация свободного подъезда и освещение около площадок под установку контейнеров для отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с п. 3.7.4, 3.7.6 указанных Правил №170, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений; мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей территории к ним является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что, в свою очередь, относится к обязанностям управляющей компании.
На территории муниципального образования <адрес> Алтайского края действуют Правила благоустройства <адрес>, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 2.8 указанных Правил благоустройства организация сбора твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах, содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), товариществами собственников недвижимости (далее - ТСН), жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖСК), а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Пункт 2.11 Правил благоустройства устанавливает ряд обязанностей управляющих организаций по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ТСН, ЖСК и собственников помещений многоквартирных жилых домов, выбравших непосредственный способ управления, в том числе: размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем; установку контейнеров, бункеров и других емкостей для накопления отходов на бетонированной или асфальтированной площадке с обязательным ограждением ее бетонными плитами или металлическим профилированным листом на высоту не менее двух метров; установку на своем земельном участке оборудованных в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда контейнеров, бункеров и других емкостей для накопления отходов и отдельно сборников под крупногабаритный и строительный мусор, а в неканализированных многоквартирных домах иметь сборники (выгребы) для жидких бытовых отходов.
Принимая во внимание приведенные выше нормы действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, что исключает наличие такой обязанности у администрации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - постановление Правительства РФ № 1039) лица, на которых лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
ООО «КУБ», осуществляя функции управления в отношении названных выше многоквартирных домов, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений Правил № 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества МКД и именно на них возложена обязанность в силу вышеприведенных норм по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также принять меры исполнения указанной обязанности.
Согласно положениям статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами № 170, Правилами № 491, Перечнем № 290, Правилами № 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, с учетом того, что обязанность по созданию и содержанию площадки накопления ТКО лежит на УК, решение суда первой инстанции в части возложения такой обязанности на Администрацию <адрес> подлежит отмене с возложением такой обязанности на УК. Проведение ООО «Куб» мероприятий по созданию и содержанию площадки накопления ТКО приведет к ликвидации несанкционированной свалки, находящейся у контейнерной площадки по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 августа 2022 года отменить и принять новое.
Исковые требования Соломатина Е. Ю., Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в городе Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Куб» обязанность оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и бытовых отходов по адресу: <адрес>, в 65 метрах на юг от жилого дома по <адрес>, расположенную вблизи многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в <адрес>, в соответствии с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил, выполнив работы, установленные заключением экспертов *** от ДД.ММ.ГГ, а именно:
- перемещение имеющихся на площадке между исследуемой контейнерной площадкой и внутриквартальным проездом контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, а так же имеющихся вблизи исследуемой контейнерной площадки (с западной стороны) контейнеров для сбора бытовых отходов из пластика, в пределы существующего ограждения из специальных железобетонных плит;
- оборудование исследуемой контейнерной площадки информационной табличкой с указанием наименования регионального оператора (оператора) с телефонами для справок, многоквартирных домов, которые используют данную контейнерную площадку и график вывоза ТКО;
- установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;
- монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток – 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне покрытия, на установленной опоре в количестве 1 шт.;
- соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3*1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами *** и *** по проспекту <адрес> в <адрес>, администрацией <адрес> Алтайского края и энергоснабжающей организацией.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Куб» обязанность обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в 65 метрах на юг от жилого дома по <адрес>, размещенной вблизи многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Куб» обязанность оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и бытовых отходов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил, выполнив работы, установленные заключением экспертов *** от ДД.ММ.ГГ, а именно:
- демонтаж существующего покрытия исследуемой контейнерной площадки из железобетонных многопустотных плит перекрытий;
- устройство бетонного или асфальтобетонного покрытия исследуемой контейнерной площадки в пределах ее существующего местоположения;
- устройство ограждения с трех сторон исследуемой контейнерной площадки из железобетонных плит или стальных профилированных листов, высотой не менее 2 м;
- перемещение имеющихся вблизи исследуемой контейнерной площадки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и контейнеров для сбора бытовых отходов из пластика, в пределы устроенного ограждения;
- оборудование исследуемой контейнерной площадки информационной табличкой с указанием наименования регионального оператора (оператора) с телефонами для справок, многоквартирных домов, которые используют данную контейнерную площадку и график вывоза ТКО;
- установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;
- монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток – 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне покрытия, на установленной опоре в количестве 1 шт.;
- соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3*1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или в траншее (глубина заложения 0,7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами ***, *** и *** по <адрес>, администрацией <адрес> Алтайского края и энергоснабжающей организацией.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Куб» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы за проведение судебной экспертизы в размере 65 400 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Куб» в доход бюджета Муниципального образования <адрес> Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Апелляционную жалобу ответчика администрации <адрес> Алтайского края удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГ.