Решение по делу № 33-5080/2018 от 23.08.2018

                   Дело № 33-5080/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Костенко Е.Л., Орловой И.А.,

при секретаре Сметаниной Е.Ф.,

с участием прокурора Чершкуте Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2018 г. дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Инта» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2018 г., по которому

заявление прокурора города Инты Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Инта» удовлетворено.

Обязана администрация муниципального образования городского округа «Инта» устранить нарушения требований постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а именно:

1.1. На территории общественного кладбища на пгт. Верхняя Инта произвести благоустройство, обустроить транспортные и инженерные коридоры;

1.2. На кладбищах г. Инты по улице Мира и на пгт. Верхняя Инта и других объектах похоронного назначения предусмотреть хозяйственно-питьевое водоснабжение, с качеством воды, отвечающим требованиям санитарных правил для питьевой воды;

1.3. При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации на кладбищах г. Инты по улице Мира и на пгт. Верхняя Инта обустроить шахтные колодцы для полива, произвести строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;

1.4. На общественном кладбище пгт. Верхняя Инта предусмотреть и обустроить стоянки для машин, площадки для сбора мусора и других отходов;

1.5. Площадки для мусоросборников оградить, обустроить твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) площадок под мусоросборники;

1.6. На общественном кладбище пгт. Верхняя Инта обеспечить разделение на участки территории кладбища дорожками, на дорожках установить указатели номеров участков;

1.7. При главном входе на кладбища г. Инты по улице Мира и пгт. Верхняя Инта вывесить схематический план с обозначением административных зданий, участков, дорожек.

Обязана администрация муниципального образования городского округа «Инта»:

-на карте градостроительного зонирования МОГО «Инта» установить и отразить границы общественных кладбищ – общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель;

-определить зоны общественных кладбищ, обозначить их на карте градостроительного плана, определить их реальное местонахождение – общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель;

-определить специальные зоны для общественных кладбищ, установить назначение земель - общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель;

-обратиться в орган, уполномоченный осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельные участки для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, занятые общественными кладбищами - общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель.

Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Инты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Инта» об обязании устранить нарушения требований постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а именно: на территории общественного кладбища на пгт. Верхняя Инта произвести благоустройство, обустроить транспортные и инженерные коридоры; на кладбищах г. Инты по улице Мира и на пгт. Верхняя Инта и других объектах похоронного назначения предусмотреть хозяйственно-питьевое водоснабжение, с качеством воды, отвечающим требованиям санитарных правил для питьевой воды; при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации на кладбищах г. Инты по улице Мира и на пгт. Верхняя Инта обустроить шахтные колодцы для полива, произвести строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; на общественном кладбище пгт. Верхняя Инта предусмотреть и обустроить стоянки для машин, площадки для сбора мусора и других отходов; площадки для мусоросборников оградить, обустроить твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) площадок под мусоросборники; на общественном кладбище пгт. Верхняя Инта обеспечить разделение на участки территории кладбища дорожками, на дорожках установить указатели номеров участков; при главном входе на кладбища г. Инты по улице Мира и пгт. Верхняя Инта вывесить схематический план с обозначением административных зданий, участков, дорожек. Прокурор г. Инты также просит обязать администрацию МО ГО «Инта»: на карте градостроительного зонирования МО ГО «Инта» установить и отразить границы общественных кладбищ – общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель; определить зоны общественных кладбищ, обозначить их на карте градостроительного плана, определить их реальное местонахождение – общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель; определить специальные зоны для общественных кладбищ, установить назначение земель - общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель; произвести категорирование, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельные участки, занятые общественными кладбищами - общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Востым».

Участвующий в судебном заседании суда первой инстанции прокурор заявленные требования поддержал, уточнил п. 5 искового заявления: просил обязать администрацию МО ГО «Инта» обратиться в орган, уполномоченный осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельные участки для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, занятые общественными кладбищами - общественное кладбище город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель. В обоснование требований указал, что по заданию прокуратуры Республики Коми была проведена проверка соблюдения законодательства при оказании услуг по погребению и похоронному делу с выходом на общественные кладбища г. Инта ул. Мира и пгт. Верхняя Инта. К участию в проверке был привлечен представитель Роспотребнадзора. Было установлено, что захоронения на кладбище поселка городского типа Верхняя Инта производятся, во время проверки отмечено наличие свежих могил. Перечисленные в исковом заявлении общественные кладбища указаны в решении Совета МО ГО «Инта» от 16 мая 2007 г. № 1-4/39. Туалет на кладбище г. Инты ул. Мира 1980 года постройки, данный туалет имеет многочисленные дыры, при его посещении создается опасность для здоровья граждан. В адрес администрации МО ГО «Инта» было вынесено представление об устранении выявленных нарушений, но ничего до настоящего времени не сделано.

Представитель администрации МО ГО «Инта» в судебном заседании иск не признала, пояснила, что согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» санитарно-эпидемиологический и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – Роспотребнадзор и его территориальные органы. Прокурор не обладает полномочиями по обращению в суд с требованием совершения юридическими лицами действий, относящихся к содержанию недвижимого имущества и выбора способа обеспечения сохранности имущества. Общественные кладбища в поселке сельского типа Абезь, деревне Абезь, деревне Ярпияг, деревне Епа, селе Петрунь, деревне Роговая, селе Адзьвавом, деревне Адзьва, селе Косьювом, поселке городского типа Кочмес, деревне Ягъель отсутствуют. Кладбище в поселке городского типа Верхняя Инта уже не функционирует, захоронения там не производят, проводить работы по его благоустройству нецелесообразно. Кладбища водопроводом не оборудованы. К кладбищу пгт. Верхняя Инта планируется подвозить воду автомашиной, этот вопрос в настоящее время решается. Около данного кладбища есть грунтовая площадка для стоянки автомобилей, контейнер для мусора. Асфальтового или бетонного покрытия на стоянке для автомашин и под мусорным контейнером нет. На кладбище пгт. Верхняя Инта захоронения проводились хаотично, в силу чего не представляется возможным разделить территорию на участки ровными дорожками. Туалет выгребного типа на кладбище г. Инты ул. Мира имеется, сейчас решается вопрос установки нового туалета. Дорожки с указанием номеров участков находятся в стадии разработки. Шахтные колодцы для полива обустроить нет возможности, так как захоронения находятся близко друг к другу, нет свободного места. В отношении кладбища села Петрунь выполнены пункты 2, 3 и 4 искового заявления. Для устранения указанных в иске нарушений администрацией МО ГО «Инта» 29 декабря 2017 г. заключен муниципальный контракт с ООО «Востым».

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в судебном заседании иск прокурора г. Инты поддержала.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Инта» просит решение суда отменить, так как из анализа действующего законодательства следует, что полномочий на обращение в суд с требованием о совершении юридическими лицами действий, относящихся к их оперативно-хозяйственной деятельности, в частности понуждению к изменению сроков и порядка содержания имущества и выбора способа обеспечения сохранности, в компетенцию прокурора не входит.

В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 23 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктами 1, 4 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно пп. 23 ст. 10 Устава МО ГО «Инта», утвержденного решением Совета МО ГО «Инта» от 12 мая 2007 г. № 1-3/6 к вопросам местного значения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Решением Совета МО ГО «Инта» от 16 мая 2007 г. № 1-4/39 утверждены «Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования городского округа на территории города Инты с подчиненной ему территорией и порядка деятельности и требований к специализированным службам по вопросам похоронного дела, юридическим и физическим лицам, осуществляющим ритуальные услуги на территории муниципального образования городского округа на территории города Инты с подчиненной территорией».

На основании п. 1.1 Правил она определяют порядок организации похоронного дела на всей территории МО ГО на территории г. Инты с подчиненной ему территорией, содержание мест захоронения и обслуживания общественных кладбищ, находящихся по адресам: город Инта улица Мира, поселок городского типа Верхняя Инта, поселок сельского типа Абезь, деревня Абезь, деревня Ярпияг, деревня Епа, село Петрунь, деревня Роговая, село Адзьвавом, деревня Адзьва, село Косьювом, поселок городского типа Кочмес, деревня Ягъель.

Согласно п. 1.6 Правил, территории кладбищ разделаются дорожками на участки. На дорожках устанавливаются указатели номеров участков. При главном входе на кладбище вывешивается его схематический план с обозначением административных зданий, участков, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общего пользования и водопроводных кранов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 84 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 2.7, 6.2, 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 указанных СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрены обязательные для исполнения требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, в том числе требования о которых заявлены в иске прокурора.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. В силу части 4 статьи указанного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Частью 1 статьи 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны специального назначения и другие. Согласно части 13 статьи 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями и другими объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой г. Инты с участием представителя Роспотребнадзора была проведена проверка соблюдения администрацией МО ГО «Инта» требований законодательства в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства при оказании услуг по погребению и похоронному делу. В ходе проверки были выявлены нарушения СанПиН 2.1.2882-11 в отношении общественных кладбищ. В адрес администрации МО ГО «Инта» 4 декабря 2017 г. направлено представление прокурора об устранении данных нарушений.

До настоящего времени выявленные прокуратурой г. Инты нарушения не устранены.

Так, на территории общественного кладбища пгт. Верхняя Инта отсутствуют транспортные и инженерные коридоры; надлежащим образом обустроенные стоянки для автомашин и площадки для сбора мусора; кладбище не разделено дорожками, на которых должны быть установлены указатели номеров участков. При главном входе на кладбища г. Инты ул. Мира и пгт. Верхняя Инта отсутствует схематический план с обозначением административных зданий, участков, дорожек. Кладбища г. Инты ул. Мира и пгт. Верхняя Инта не оборудованы водоснабжением с качеством воды, отвечающим требованиям санитарных правил. При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации кладбища г. Инты ул. Мира и пгт. Верхняя Инта не обустроены шахтными колодцами для полива, а также туалетами выгребного типа, соответствующими требованиям безопасности и гигиены.

В нарушение норм Градостроительного Кодекса Российской Федерации ответчиком не установлены и не отражены на карте градостроительного зонирования границы общественных кладбищ города Инты улица Мира, поселка городского типа Верхняя Инта, поселка сельского типа Абезь, деревни Абезь, деревни Ярпияг, деревни Епа, села Петрунь, деревни Роговая, села Адзьвавом, деревни Адзьва, села Косьювом, поселка городского типа Кочмес, деревни Ягъель; не определены зоны указанных общественных кладбищ и не обозначены на карте градостроительного плана с определением их реального местонахождения; не определены специальные зоны для общественных кладбищ с установлением назначения земель.

На карте градостроительного планирования отражено только одно общественное кладбище г. Инты по ул. Мира. Вместе с тем, земля, предназначенная под кладбище г. Инты по ул. Мира находится за пределами границ земель населенного пункта и в границах санитарно-охранной зоны предприятий, сооружений.

Установив, что указанные в иске кладбища расположены в границах городского округа Инта и их содержание, в том числе и обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям администрации МО ГО «Инта», суд правомерно и обоснованно удовлетворил иск прокурора.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Инта» судебная коллегия находит несостоятельным.

Проверка прокуратурой г.Инты проведена на основании задания прокуратуры Республики Коми во исполнение поручения первого заместителя Генерального прокурора РФ по исполнению законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, в том числе надзор за исполнением федерального законодательства.

Таким образом, проверка проводилась вне рамок правового регулирования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (части 1, 3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку требования прокурора направлены на защиту прав и интересов неопределенного числа граждан, проживающих на территории МО ГО «Инта», обращение прокурора в суд с данным иском осуществлено по результатам проведенной прокуратурой проверки в ходе которой выявлено нарушение требований по исполнению действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Интинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Инта» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5080/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Г. Инты
Ответчики
Администрация Муниципального образования городского округа Инта
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми
Общество с ограниченной ответственностью Востым
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Костенко Е Л
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
30.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее