Дело № 2-175/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Кологрив 21 декабря 2018 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Смирнова П.Р.,
с участием заместителя прокурора Кологривского района Вороновой Е.К.,
при секретаре Котиковой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кологривского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам муниципальному общеобразовательному учреждению Кологривская средняя общеобразовательная школа и Администрации Кологривского муниципального района Костромской области с требованиями: обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Кологривская средняя общеобразовательная школа устранить нарушения законодательства об образовании, а именно: оборудовать медицинский кабинет (блок) образовательной организации медицинскими изделиями; обязать администрацию Кологривского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию медицинского кабинета (блока) в муниципальном общеобразовательном учреждении Кологривская средняя общеобразовательная школа Кологривского муниципального района Костромской области; указанные нарушения устранить в срок до 01 сентября 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кологривского района обратился в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа и Администрации Кологривского муниципального района Костромской области с требованиями:
1. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Кологривская средняя общеобразовательная школа устранить устранить нарушения законодательства об образовании, а именно: оборудовать медицинский кабинет (блок) образовательной организации медицинскими изделиями: секундомером в количестве 2 штук, тремя динамометрами кистевыми, оториноскопом с набором воронок в количестве 1 штуки, комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 штуки, аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу в количестве 1 штуки, зондами желудочными разных размеров в количестве 4 штук, термоконтейнером для транспортировки медицинских изделий в количестве 1 штуки;
2. Обязать администрацию Кологривского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию медицинского кабинета (блока) в муниципальном общеобразовательном учреждении Кологривская средняя общеобразовательная школа Кологривского муниципального района Костромской области;
3. Указанные нарушения устранить в срок до 01 сентября 2019 года.
В обоснование иска прокурор Кологривского района указал, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры области в сентябре 2018 года проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 273-ФЗ), в части обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников муниципального общеобразовательного учреждения Кологривская средняя общеобразовательная школа Кологривского муниципального района Костромской области (далее - МОУ Кологривская СОШ), расположенного по адресу: <адрес>.
Со ссылкой на положения Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указывает, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья;
охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях; организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Со ссылкой на нормы, установленные Приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее - Приказ № 822н), указывает, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности; первичная медико- санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации для оказания отделения медицинской помощи предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации; помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения.
Проверкой установлено, что в МОУ Кологривская СОШ имеется медицинский кабинет (блок), который медицинскими изделиями укомплектован не полностью, то есть с нарушением стандарта оснащения (приложение № 3 к Приказу № 822н).
Так, в медицинском кабинете (блоке) отсутствуют: секундомер в количестве 2 штук, три динамометра кистевых, оториноскоп с набором воронок в количестве 1 штуки, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 штуки, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу в количестве 1 штуки, зонды желудочные разных размеров в количестве 4 штук, термоконтейнер для транспортировки медицинских изделий в количестве 1 штуки.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 27 сентября 2018 года директору МОУ Кологривская СОШ внесено представление об устранении нарушений законодательства об оказании несовершеннолетним медицинской помощи.
От директора МОУ Кологривская СОШ Филатьевой Т.В. 11 октября 2018 года был получен ответ, согласно которого по результатам рассмотрения представления с целью устранения указанных нарушений было принято решение о направлении главе администрации Кологривского муниципального района 17 октября 2018 года заявки с просьбой о выделении денежных средств на приобретение медицинского оборудования, поскольку собственных денежных средств у школы не имеется.
Контрольная проверка показала, что по состоянию на 03 декабря 2018 года Кологривским муниципальным районом, являющимся учредителем и собственником имущества МОУ Кологривская СОШ, денежные средства на указанные цели не выделены, тем самым нарушения образовательной организацией не устранены.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 образовательнаяорганизация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Образовательная организация до настоящего времени не оснащена медицинским оборудованием в соответствии с требованиями законодательства, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм.
Согласно пункта 1.6 Устава МОУ Кологривская СОШ, утвержденного постановлением администрации Кологривского муниципального района от 03 декабря 2015 года № 173-а, Учредителем и собственником имущества Учреждения является Кологривский муниципальный район Костромской области. Полномочия собственника имущества Учрежденияосуществляет администрация Кологривского муниципального района.
Со ссылкой на положения Закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" указывает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению образовательной организации медицинскими изделиями является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления, ответственность за неисполнение требований законодательства об образовании, должна быть возложена, в том числе на администрацию Кологривского муниципального района, как учредителя МОУ Кологривская СОШ и собственника здания школы соответственно.
Учредителем МОУ Кологривская СОШ является Администрация Кологривского муниципального района, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества - администрация Кологривского муниципального района.
Отсутствие в медицинском блоке общеобразовательной организации медицинских изделий согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Приказу № 822н) нарушает права на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся, что обуславливает необходимость прокурора в порядке ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов данных лиц.В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В судебном заседании заместитель прокурора Воронова Е.К. поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика директор МОУ Кологривская СОШ Филатьева Т.В. просила рассмотреть дело без её участия, в заявлении, представленном в суд, указала, что исковые требования признает в полном объеме (л.д.35).
Представитель ответчика глава Администрации Кологривского муниципального района Костромской области Милютин Р.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В отзыве на иск указал, что Администрация Кологривского муниципального района Костромской области считает требования прокурора обоснованными и признает предъявленный иск в полном объеме ( л.д.37).
Выслушав заместителя прокурора Воронову Е.К., изучив отзывы ответчиков на иск, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 38, 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что детство находится под защитой государства, и что каждый имеет право на охрану здоровья.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Как следует из п. 15 ч.3, п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность всоответсвии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия воспитания несовершеннолетних, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье несовершеннолетних образовательной организации.
Статьей 41 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности согласно п.п. 3, 4 Приказа Минздрава России от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (далее - Приказ № 822н).
Пунктами 5, 7, 8 Приказа № 822н установлено, что первичная медико- санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Согласно Приказа № 822н в структуре отделения медицинской помощи предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
В соответствии с пунктом 11 Приказа № 822н помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Приказу № 822н).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что в МОУ Кологривская СОШ имеется медицинский кабинет (блок), который медицинскими изделиями укомплектован не полностью, т.е. с нарушением стандарта оснащения (приложение № 3 к Приказу № 822н). А именно, в медицинском кабинете (блоке) отсутствуют: секундомер в количестве 2 штук, три динамометра кистевых, оториноскоп с набором воронок в количестве 1 штуки, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 штуки, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу в количестве 1 штуки, зонды желудочные разных размеров в количестве 4 штук, термоконтейнер для транспортировки медицинских изделий в количестве 1штуки.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 27.09.2018 директору МОУ Кологривская СОШ внесено представление об обеспечении оснащения медицинского кабинета необходимым оборудованием, изделиями (л.д.8).
Как следует из информации директора МОУ Кологривская СОШ Филатьевой Т.В. от 11 октября 2018 года, с целью устранения указанных нарушений главе администрации Кологривского муниципального района 11 октября 2018 года направлена заявка о необходимости оснащения медицинского кабинета, расположенного в школе, медицинскими изделиями (л.д.9-10).
Как следует из материалов дела, 17 октября 2018 года МОУ Кологривская СОШ главе администрации Кологривского муниципального района направлено ходатайство о выделении денежных средств в сумме 41 587, 65 руб. для оснащения медицинского кабинета, расположенного в школе, медицинскими изделиями ( л.д. 10 оборот).
Согласно договора между МОУ Кологривская СОШ и ООО НПФ «Костромская медтехника» от 16 октября 2018 года (л.д.11-12 оборот), ООО НПФ «Костромская медтехника» обязуется в определенные договором сроки поставить товары медицинского назначения по согласованной номенклатуре, объемам и ценам после проведения предоплаты работ в размере 30% - 12 476, 3 руб.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем МОУ Кологривская СОШ является Администрация Кологривского муниципального района (л.д.16-18).
Аналогичные нормы установленыпунктом 1.6. Устава МОУ Кологривской СОШ, утвержденного постановлением администрации Кологривского муниципального района от 03 декабря 2015 года № 173-а, согласно которого Учредителем исобственником имущества Учреждения является Кологривский муниципальный район Костромской области. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет администрация Кологривского муниципального района (л.д.31).
До настоящего времени Кологривским муниципальным районом, являющейся учредителем и собственником имущества МОУ Кологривской СОШ, денежные средства на указанные цели не выделены, нарушения не устранены, образовательная организация не оснащена медицинским оборудованием в соответствии с требованиями законодательства, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 образовательнаяорганизация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, то ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии терроризму, должна быть возложена, в том числе, на администрацию Кологривского муниципального района, как учредителя МОУ Кологривская СОШ и собственника здания школы соответственно.
В соответствии со статьей 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.
Поскольку учредителем МОУ Кологривская СОШ является администрация Кологривского муниципального района, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества - администрация Кологривского муниципального района.
Отсутствие в медицинском блоке общеобразовательной организации медицинских изделий согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Приказу № 822н) нарушает права на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся.
Иск прокурора обоснован ссылками на действующее законодательство, подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчики иск признают. Признание иска ответчиками соответствует требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц и может быть принято судом.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд установил, что заявления ответчиков о признании иска сделаны добровольно и, безусловно, соответствуют требованиям закона и не нарушают прав и интересов других лиц.
Иск прокурора подлежит удовлетворениюв связи с признанием иска ответчиком и принятием этого признания судом.
При подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере <данные изъяты>. В соответствии с положениями ч. 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ответчик Администрация Кологривского муниципального района Костромской области освобождена от уплаты госпошлины на основании пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ
Ответчик МОУ Кологривская СОШ обратились с ходатайствами об освобождении от уплаты госпошлины в связи материальным положением. Обсудив ходатайство, суд считает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения ответчика, освободить его от уплаты госпошлины, подлежащей взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кологривского района удовлетворить:
1. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Кологривская средняя общеобразовательная школа устранить устранить нарушения законодательства об образовании, а именно: оборудовать медицинский кабинет (блок) образовательной организации медицинскими изделиями: секундомером в количестве 2 штук, тремя динамометрами кистевыми, оториноскопом с набором воронок в количестве 1 штуки, комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» в количестве 1 штуки, аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу в количестве 1 штуки, зондами желудочными разных размеров в количестве 4 штук, термоконтейнером для транспортировки медицинских изделий в количестве 1 штуки;
2. Обязать администрацию Кологривского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию медицинского кабинета (блока) в муниципальном общеобразовательном учреждении Кологривская средняя общеобразовательная школа Кологривского муниципального района Костромской области;
3. Указанные нарушения устранить в срок до 01 сентября 2019 года,
Ответчика муниципальное общеобразовательное учреждение Кологривская средняя общеобразовательная школа от уплаты госпошлины в сумме <данные изъяты> освободить.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий