Решение по делу № 2-581/2019 от 26.12.2018

Дело № 2-581/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» марта 2019 года                                    г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи     Коровкиной Ю.В.,

при секретаре     Колотилове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамонова П. Н. к ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра –«Костромаэнерго» о признании факта нарушения требований законодательства и отмене разрешения (согласования) о передаче земельного участка,

у с т а н о в и л :

Артамонов П.Н. с учетом уточнения обратился в суд с иском к ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» о признании факта нарушения Костромским районом электрических сетей (РЭС) филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» нормативного акта, указывая, что 16.09.2015г. начальник Костромского РЭС Зайцев О.В. своим письмом № МРСК-К А/42-9/3 53 от 16.09.2015г. разрешил (согласовал) передачу земельного участка площадью 101 кв.м. по адресу: ...., с кадастровым номером в частную собственность. На основании выданного разрешения Костромского РЭС № МРСК-КА/42-9/353, администрацией Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области вынесено постановление № 1 от 11.01.2016г. «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» разрешено использование этого земельного участка. На территории рассматриваемого земельного участка расположена воздушная линия электропередачи (далее-ВЛ) 0,4 кВ от TTI-657 ф.670 11С Кострома-3, являющаяся собственностью ПАО «МРСК Центра». Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009г. утверждены «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Правила). В нарушение данных Правил, начальник Костромского РЭС Зайцев О.Н. разрешил (согласовал) передачу этого земельного участка без учета охранной зоны ВЛ, а также сделал невозможным обслуживание этой ВЛ. Согласно п.5 Правил, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам становления охранных зон согласно Приложения. Согласно этого Приложения, охранная зона для воздушных линий проектным номинальным классом напряжения до 1 кВ устанавливается на расстоянии 2 (два) метра вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклонённом их положении. В нарушение п.6 Правил, на земельном участке с кадастровым номером 44:07:140304:29 Костромской РЭС не указал конкретные границы охранной зоны, как в текстовом так и в графическом описании, не указал перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, не внес сведения об этих границах в документы кадастрового учета. В нарушение п.7 Правил, охранная зона не промаркирована путем установки предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правила ограничений. Согласно п.8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, и (или) повлечь причинение вреда, жизни, здоровья граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. В нарушение указанного запрета, руководителем Костромского РЭС фактически разрешена любая деятельность на данном земельном участке, ничем не ограничена. Костромским РЭС не соблюдены ни один из указанных требований законодательства, т.е. имеет место быть грубейшее нарушение Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009г. Ему на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок расположенные по адресу: ..., т.е. примыкает к данному земельному участку. Последствия незаконных действий: нарушена энергетическую безопасность, создана угроза отключения эл.питания не только у него, но и у других жителей населенного пункта осуществляющих эл.питание от этой ВЛ, нарушена пожарная безопасность.

В судебном заседании истец Артамонов П.В. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ПАО «МРСК Центра» по доверенности Аржанцева В.В. в судебном заседании исковые требования Аратмонова П.В. не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Третье лица Кудряшов А.А. в судебном заседании исковые требования считал не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица администрации Шунгенского сельского поселения в судебное заседание не явился, третье лицо извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причина неявки представителя суду не известна.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцу Артамонову П.В. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок с кадастровым расположенные по адресу: ....

Третьему лицу Кудряшову А.А. на праве совместной собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, кадастровый , площадью 332 кв.м., расположенный по адресу: ... для ведения личного подсобного хозяйства.

В 2015 году Кудряшов А.А. обратился в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему примыкающего к его земельному участку земельного участка площадью 99,6 кв.м., на котором расположена опора воздушной линии электропередач (ВЛ) 0,4кВ принадлежащая ПАО «МРСК».

Первым заместителем главы Костромского муниципального района на имя начальника Костромского РЭС ПАО «МРСК-Центра»-«Костромаэнерго» было направлено письмо с исх. № 4123-з от 09.09.2015 о возможности заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... ....

На данное письмо начальником Костромского РЭС ПАО «МРСК-Центра»-«Костромаэнерго» 16.09.2015 был дан ответ, согласно которому с учетом того, что на территории испрашиваемого земельного участка располагается воздушная линия электропередачи (ВЛ) 0,4 кВ от ТП-657, ПАО «МРСК Центра»-«Костромаэнерго» в соответствии с постановлением Правительства № 160 согласовывает предоставление в собственность данного земельного участка без строительства зданий и сооружений в охранной зоне ЛЭП.

Постановлением Главы администрации Шунгенского сельского поселения №1 от 11.01.2016 с учетом изменений внесенных в него постановлением от 13.04.2016, было решено предоставить Кудряшову А.А. разрешение на условно разрешенный вид использования «огороды» земельного участка площадью 101 кв.м. расположенного примерно в 18 метрах на северо-восток от ....

Впоследствии на основании постановления Главы администрации Шунгенского сельского поселения №305 от 05.10.2016 принято решение о проведении торгов в форме аукциона открытого по составу участников и по форме подачи заявки по продаже спорного земельного участка, а 13.12.2016 года между администрацией Шунгенского сельского поселения и Кудряшовым А.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка.

Данные постановления Артамонов П.В. в судебном порядке оспаривал, однако решением Костромского районного суда Костромской области от 14.12.2017 года в иске Артамонова П.В. о признании незаконными постановлений администрации Шунгенского сельского поселения № 1от 11 января 2016 и № 305 от 05.10.2016, аннулировании записей в едином государственном реестре недвижимости о праве собственности на земельный участок отказано. Данное решение суда вступило в законную силу.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Артамонов П.В. ссылается на то, что согласованием администрации Шунгенского сельского поселения предоставления указанного земельного участка, в связи с имевшимися нарушениями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009, нарушена энергетическая безопасность, создана угроза отключения эл. питания не только у него, но и у других жителей населенного пункта осуществляющих питание от этой ВЛ, нарушена пожарная безопасность, поскольку в нарушение пп.6, 7 Правил на земельном участке не указаны конкретные границы охранной зоны, не указан перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, не внесены сведения об этих границах в документы кадастрового учета, охранная зоне не промаркирована путем установки предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных Правилами ограничений. Кроме того считает, что ответчиком в нарушение пп.8 Правил на земельном участке фактически разрешения любая деятельность. Согласовав предоставление земельного участка в собственность, ответчик сделал невозможным обслуживание ВЛ.

Согласно статье 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

Согласно пункту 6 Правил, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства», согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется.

Как следует из п. 3 Постановления Правительства № 736 сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 01.01.2015.

В соответствии с п. 7 Правил, охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

Согласно п. 8. Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; размещать свалки; производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии 2 (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий).

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

По смыслу ст. 11 ГК РФ защита нарушенных прав может быть осуществлена в судебном порядке.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с п. 1 ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Оценивая приведенные истцом в обоснование иска доводы и представленные им доказательства, суд полагает, что действующим гражданским законодательством не предусмотрено такого способа защиты права, как признание факта нарушения ответчиком требований законодательства, в частности Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.

Также истцом не представлено доказательств того, что действиями ПАО «МРСК-Центра»-«Костромаэнерго» по согласованию предоставления в собственность земельного участка без строительства зданий и сооружений в охранной зоне ЛЭП, который впоследствии был продан Кузнецову А.А., каким-либо образом нарушаются его права, либо нарушена энергетическую безопасность, создана угроза отключения электроэнергии, нарушена пожарная безопасность. С какими-либо требованиями об устранении нарушения прав истца им ответчику не заявлено.

Нарушений требований п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, со стороны ответчика судом не установлено, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика и не оспорено истцом, ВЛ 0,4кВт находящаяся на предоставленном Кузнецову А.А. земельном участке, возведена до даты введения в действие данных правил, поэтому согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства в данном случае не требуется.

Довод истца о том, что в нарушение Правил, Ответчиком охранная зона не обозначена на местности и сведения о её границах не внесены в документы государственного кадастрового учета, не свидетельствует о нарушении прав истца.

Направление указанных сведений в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, носит уведомительный характер и не является юридически значимым обстоятельством для определения границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160.

Размеры охранной зоны ВЛ до 1 кВ в целях соблюдения всеми без исключения гражданами и юридическими лицами установленных данными Правилами ограничений, определены действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Артамонова П. Н. к ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра –«Костромаэнерго» о признании факта нарушения требований законодательства и отмене разрешения (согласования) о передаче земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья      Коровкина Ю.В.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2019 года

2-581/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Артамонов Павел Николаевич
Ответчики
Костромской РЭС (Костромской район электрических сетей), филиал ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго"
Другие
ООО "Землеустроитель"
Кудряшов Андрей Александрович
Администрация Шунгенского сельского поселения
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
leninsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее