Судья: Майорова Т.Ю. Дело № 33-12383/2018
Докладчик: Дронь Ю.И.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.
судей Вегелиной Е.П., Крейса В.Р.
при секретаре Шпигальской В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 11 декабря 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Татарская тепловая компания» на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 01 октября 2018 года, которым исковые требования Татарского межрайонного прокурора в защиту прав Арещенко Н. Д. удовлетворены.
Акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 19.04.2017 года в многоквартирном <адрес> признан незаконным.
Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению по <адрес> на сумму 3217 рублей 96 копеек признана незаконной.
Общество с ограниченной ответственностью «Татарская тепловая компания» обязана произвести Арещенко Н. Д., проживающей в <адрес> перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению на сумму 3217 рублей 969 копеек.
Взыскана с ООО «Татарская тепловая компания» в доход государства государственная пошлина в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Дроня Ю.И., объяснения представителя процессуального истца Парыгиной И.В., судебная коллегия
установила:
Татарский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту жилищных прав Арещенко Н.Д. к ООО «Татарская тепловая компания» (далее ООО «ТТК»), ООО «Управляющая компания - Лидер» (далее ООО «УК-Лидер») о признании акта функционирования узла учета тепловой
2
энергии, а также корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что предприятием оказывающим услуги по поставке тепловой энергии - ООО «ТТК», в январе 2018 года была произведена корректировка размера платы за отопление с применением формулы 3(2) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила №354) а отношении Арещенко Н.Д. на сумму 8751 рубль 84 копейки.
По информации ООО «УК - Лидер» многоквартирный дом по адресу <адрес> в 2017 году потребил всего 335,36 Гкал.
Однако по сведениям ООО «ТТК» показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в указанном многоквартирном доме составили в 2017 году 514.352 Гкал., в связи с чем, общая сумма начислений по всем помещениям в доме за 2017 год составила 886837 рублей 18 копеек, что непосредственно отразилось на результатах корректировки размера платы за отопление.
ООО «ТТК» применило при корректировке размера платы за отопление 514,352 Гкал, ввиду неисправности прибора учета тепловой энергии в доме, на основании п. 59(1) Правил №354 рассчитав среднемесячный объем потребления тепловой энергии с 19.04.2017 по 05.06.2017 года - 72,447 Гкал., а также с 21.06.2017 года по 13.09.2017 года - 112,865 Гкал.
Главой г. Татарска 18.04.2017 было издано распоряжение № 166 «О проведении проверки, соблюдения условий эксплуатации приборов учета отопления, в многоквартирных домах г. Татарска Новосибирской области».
В комиссию для участия в данной проверке были включены: начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации г. Татарск Новосибирской области Прокошенко В.В., технический директор ООО «ТТК» Юдин С.В., мастера участков ООО «УК - Лидер» Саватеев Е.Н. и Глазков С.А., также мастер МУП «Водоканал» Крюков А.Ф.
По результатам проверки инженером по КИПиА ООО «ТТК» Понаровским А.В. и ответственным представителем потребителя ООО «УК - Лидер» Саватеевым Е.Н. был составлен акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 19.04.2017 года, в соответствии с которым узел учета тепловой энергии в <адрес> с 19.04.2017 г. не допускается в эксплуатацию по причине выявленных в ходе проверки неисправностей: закончился срок поверки приборов (манометров) измеряющих давление в падающем и обратном трубопроводах, отсутствуют пломбы на расходомере ВПР.
В эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии в данном доме был введен
3
05.06.2017 года.
Полагает, что акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии, в указанном доме от 19.04.2017, противоречит законодательству.
В соответствие с п. 59 постановления Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», в случае выявления несоответствия узла учете положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков, с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и срока их устранения.
Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.
Согласно п. 92 Постановления № 1034 результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Представитель ООО «УК Лидер» Саватеев Е.Н. в проверке не участвовал, доказательства отсутствия пломб на расходомере ВПР на момент проверки ответчиками не представлены.
Манометры, установленные в <адрес>, являются механическими и не обеспечивают контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Манометры в указанном доме не способны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) среднее значение давления теплоносителя.
Окончание срока поверки манометра не может служит основанием для не допуска (вывода из строя) прибора учета тепловой энергии и эксплуатации прибора учета тепловой энергии с 19.04.2017 по 05.06.2017 года не должен был выводиться из эксплуатации, оснований для определения объема потребления тепловой энергии в указанный период расчетным путем у ООО «ТТК» не имелось.
Наличие акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 19.04.2017 года несет негативные последствия для Арещенко Н.Д. и нарушает ее жилищные права на оплату предоставленных коммунальных услуг.
Истец просил признать акт проверки функционирования узла учёта тепловой энергии от 19.04.2017 года г многоквартирном <адрес> и корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению по <адрес> вышеуказанном доме незаконными, обязать ООО «ТТК» произвести Арещенко Н.Д. перерасчет за коммунальную услугу по отоплению на сумму 3217 рублей 96 копеек.
Судом принято указанное выше решение, с которым не согласилось ООО «Татарская тепловая компания».
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Ситников А.А. просил решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом
4
неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана неверная оценка представленным доказательствам, выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Не согласен с выводом суда о том, что оспариваемый акт нельзя признать законным, поскольку он был составлен с нарушением п. 82, 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, т.к. указанные правила не подлежат применению в данном случае.
Считает необоснованными выводы суда о том, что акт поверки не является законным также по тем причинам, что он подписан лицами, не участвовавшими в проверке, поскольку акт подписан представителем управляющей организации ООО «УК-Лидер» - мастером Саватеевым Е.Н., который данный факт не отрицал.
Факт подписания данного акта Саватеевым Е.Н. именно по результатам проверки, подтверждается показаниями свидетеля Понаровского А.В.
Суд дал ненадлежащую оценку показаниям директора ООО «УК-Лидер» Воронина А.Г., поскольку он не мог не знать о проверке, т.к. данные о лицах, которые будут участвовать в предстоящей проверке со стороны ООО «УК-Лидер», могли быть сообщены именно Ворониным А.Г. либо иным лицом, занимаемым руководящую должность в ООО «УК-Лидер».
Суд не учел, что без участия представителя ООО «УК-Лидер» не смогли бы проверить узлы учета, т.к. ключи от дверей помещений, в которых расположены узлы учета тепловой энергии, находились только у представителей ООО «УК-Лидер».
Не согласен с оценкой показаний свидетеля Воронина А.Г. о том, что только Букатов А.В. имеет право участвовать в данных мероприятиях, поскольку он не является специалистом и не имеет права доступа к узлам учета тепловой энергии.
Судом также не учтено, что пунктом 4 Правил № 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:
а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;
б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
В силу пункта 111 Правил 1034, количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется теплоснабжающей
5
организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя, за расчетный период.
Исходя из буквального толкования Правил 1034, под вводом в эксплуатацию узла учета следует понимать - процедуру проверки, соответствия узла учета тепловой энергии, требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Из содержания пунктов 1, 2, 13, 24 ст. 2 Закона о теплоснабжении следует, что коммерческому учету подлежит не только количество, но и качество передаваемых или потребляемых с помощью приборов учета ресурсов.
Правила № 1034 также содержат ряд норм, согласно которым коммерческий учет организуется не только с целью определения количества (объема) поставленных ресурсов, но и с целью контроля за гидравлическими и тепловым режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок, документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
Неисправностью средств измерений узла учета является состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативнотехнической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неисправность датчиков давления на спорном ОДПУ, а также их механизм, не позволяющий регистрировать среднее значение давления теплоносителя, не позволит исполнить требование законодательства по контролю за тепловыми и гидравлическими режимами работы внутридомовой системы отопления, документирование такого параметра теплоносителя как давление.
Необходимость наличия на спорном ОДПУ манометров также обусловлена требованиями п. 34 Правил № 1034, согласно которому теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации.
Кроме того, в целях коммерческого учета и контроля качества тепловой энергии и теплоносителя, в обязательном порядке подлежат фиксации (измерению) давление в подающем и обратном трубопроводах (п. 94, п. п. «б» п. 95 Правил № 1034).
Свидетельскими показаниями Букатова А.В. также подтверждается то обстоятельство, что в состав узла учета на данном доме входили манометры, установленные на подающем и обратном трубопроводах.
Таким образом, ООО «УК-Лидер» признало факт неисправности узла учета на спорном доме.
Суд не учел, что в отсутствие контроля за исполнением распоряжения администрации города Татарска № 166 от 18.04.2017 г. лицом, обязанным его осуществить, представители ООО «ТТК» руководствовались положениями Правил № 1034 при составлении акта проверки, т.к. форма акта
6
проверки не является ни типовой, ни унифицированной и распоряжением администрации также не определена.
Данный акт составлялся в простой письменной форме, с соблюдением требований Правил коммерческого учета.
Кроме того, акты проверок узлов учета были направлены в ООО «УК-Лидер» и не были оспорены в установленном законом порядке.
Вывод суда о том, что у ООО «ТТК» не было законных оснований для применения повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальную услугу по теплоснабжению Арещенко Н.Д. не соответствует действительности, поскольку при проведении корректировки размера платы в первом квартале 2018 г. за 2017 г. повышающий коэффициент не применялся в силу того, что он был отменен с 01.01.2017 г. постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 г.N 232.
Полагает, что факт неисправности узла учета тепловой энергии, установленный на многоквартирном <адрес> в <адрес>, зафиксированный актом осмотра от 20.04.2017 г., подтверждается представленными доказательствами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. п. 91, 92 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034, не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно: а) наличие пломб (клейм) потребителя и теплоснабжающей организации;
б) срок действия поверки;
в) работоспособность каждого канала измерений;
г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров;
д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.
Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Как следует из ответа ООО «Татарская тепловая компания» на запрос прокурора от 31 июля 2018 года №501 (л. д. 13), на основании указанного нормативного акта теплоснабжающей организацией производилась проверка узла учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> в <адрес>, и был составлен акт по итогам проведенной проверки от 19 апреля 2017 года (л. д. 21).
При этом, в самом акте имеются ссылки на данный нормативный акт как основание проведения проверки.
18 апреля 2017 года Главой г. Татарска 18.04.2017 было издано распоряжение № 166 «О проведении проверки, соблюдения условий
7
эксплуатации приборов учета отопления, в многоквартирных домах г. Татарска Новосибирской области».
В комиссию для участия в данной проверке были включены: начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации г. Татарск Новосибирской области Прокошенко В.В., технический директор ООО «ТТК» Юдин С.В., мастера участков ООО «УК - Лидер» Саватеев Е.Н. и Глазков С.А., также мастер МУП «Водоканал» Крюков А.Ф (л. д. 20).
Как было установлено судом первой инстанции, акт от 19 апреля 2017 года, составлен с нарушением требований действующего законодательства.
Ответственный представитель потребителя Саватеев Е.Н. участия в проверке приборов учета не принимал и акт не подписывал, что подтверждается показаниями как самого Саватеева Е.Н. (л. д. 44, 112- 113), так и Понаровского А.В. (л. д. 111), Юдина С.В. (л. д. 113).
В связи с тем, что документально не подтверждены основания для применения повышающего коэффициента, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ООО «ТТК» о применении повышающего коэффициента при расчете оплаты за пользование тепловой энергией принято с нарушением требований действующего законодательства.
При установленных судом первой инстанции фактических обстоятельствах дела и изложенной нормативной базе, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, в связи с чем, решение суда подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Татарского районного суда Новосибирской области от 01 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Татарская тепловая компания» Ситникова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи