Материал № 5-900/2020
ПОСТАНОВЛЕНРР•
02 октября 2020 года г. Тверь
Судья Московского районного суда г.Твери Бурше Р.С.,
с участием ведущего инспектора инспекции Счетной палаты Российской Федерации Акимова В.М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица
Базарова Б.Б., ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
в отношении должностного лица – заместителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Базарова Б.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, согласно которому
При проведении контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 год» на основании программы проведения контрольного мероприятия от 16 января 2020 г. № ПРМ-11 и удостоверения на право проведения проверки от 17 января 2020 г. № 07-1607-04УК на объекте: следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области (далее - Следственное управление) по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 15 выявлено нецелевое использование бюджетных средств, что является административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 15.14 КоАП.
Следственное управление входит в систему федеральных органов государственной власти (государственных органов), обладает в силу своей организационно-правовой формы бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее Бюджеттный кодекс) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статьям 6 и 221 Бюджетного кодекса лимиты бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения устанавливаются в соответствии с классификацией расходов в бюджетной смете казенного учреждения (органа государственной власти, государственного органа).
Согласно пункту 2 статьи 3 Бюджетного кодекса Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, которые в силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» обязательны для исполнения. На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 3064 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Р’ С…РѕРґРµ контрольного мероприятия установлено, что РїСЂРё отсутствии постановления следователя, предусмотренного пунктом 25 Положения Рѕ возмещении процессуальных издержек, связанных СЃ производством РїРѕ уголовному делу, издержек РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рассмотрением дела арбитражным СЃСѓРґРѕРј, гражданского дела, административного дела, Р° также расходов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением требований Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденного постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 1 декабря 2012 Рі. в„– (далее Положение Рѕ возмещении процессуальных издержек), РЅР° основании акта РѕС‚ 29 марта 2019 Рі. в„–, заявки РЅР° кассовый расход РѕС‚ 31 мая 2019 Рі. в„– платежным поручением РѕС‚ 4 РёСЋРЅСЏ 2019 Рі. в„– Следственным управлением оплачен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ производстве судебной строительно-технической экспертизы РѕС‚ 13 марта 2019 Рі. в„–, проведенной СЃ РћРћРћ «Стройэксперт» РІ рамках уголовного дела в„– (далее - РґРѕРіРѕРІРѕСЂ экспертизы), РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 49,7 тыс. рублей (РєРѕРґ классификации расходов бюджетов: главный распорядитель бюджетных средств 417 «Следственный комитет Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», раздел 0300 «Национальная безопасность Рё правоохранительная деятельность», подраздел 0301 «Органы прокуратуры Рё следствия», целевая статья непрограммного направления расходов федерального бюджета 88 0 00 00000 «Следственный комитет Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», целевой статье 88 9 00 00000 «Обеспечение функционирования органов Рё организаций Р¤РРћ5 комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», направление расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, РёС… законным представителям, участвующим РІ судопроизводстве РїРѕ назначению органов дознания, следствия или суда», РІРёРґ расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ Рё услуг»).
Согласно пункту 45.11 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н, по направлению расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия и суда» отражаются расходы федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2012 года №1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданском дела, административном дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСРи Правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 3 статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 25 Положения о возмещении процессуальных издержек, правовым основанием для выплат вознаграждения экспертам (экспертным учреждениям) за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели, является постановление следователя, вынесенное по результатам рассмотрения письменного заявления экспертов (представителей экспертных учреждений) после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.
В соответствии с пунктом 28 Положения о возмещении процессуальных издержек постановление следователя, заверенное печатью следственном органа, направляется в соответствующую финансовую службу (орган, подразделение органа) для выплаты денежных сумм подотчетным лицам или их представителям по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении денежных сумм на текущий (расчетный) счет подотчетного лица по его ходатайству.
Таким образом, возникновение и исполнение бюджетных, денежных обязательств по направлению расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда» связано и осуществляется исключительно в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Положения о возмещении процессуальных издержек, поскольку подтверждением целевого характера указанного направления расходов является соответствующее постановление следователя, вынесенное по результатам рассмотрения письменном заявления экспертов (представителей экспертных учреждений) после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.
Расходы получателя бюджетных средств, осуществленные по иным правовым основаниям, не могут быть признаны процессуальными издержками.
В связи с тем, что бюджетная классификация расходов бюджетов представляет собой средство юридическом закрепления целевого назначения бюджетных средств, нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих установление и применение кодов бюджетной классификации, влечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Таким образом, оплата Следственным управлением договора экспертизы на общую сумму 49,7 тыс. рублей по направлению расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда» при отсутствии соответствующем постановления следователя является нецелевым использованием средств федеральном бюджета.
В соответствии с подпунктами 3, 7, 9, 28, 30 и 34 пункта б Положения о следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области, утвержденном Председателем Следственного комитета Российской Федерации 15 февраля 2011 года (далее - Положение о Следственном управлении), к основным функциям Следственного управления, в том числе относятся: ведение учетов и составление отчетности о результатах деятельности следственного управления; составление и исполнение бюджетной сметы; обеспечение результативности, целевого характера использования бюджетных ассигнований, выделенных следственному Управлению; осуществление предварительного контроля за использованием бюджетных средств.
Согласно подпункту 7 пункта 8 Положения о Следственном управлении руководитель Следственного управления утверждает положения о структурных подразделениях Следственного управления и определяет их полномочия, а также распределяет обязанности между своими заместителями.
В соответствия с пунктом 1.2 приказа Следственного управления от 10 апреля 2019 г. № 34 «О распределении обязанностей между руководителями следственного Управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области» на заместителя руководителя следственного управления Базарова Б.Б. возложены: вопросы контрольнo-следственного отдела и отдела материально-технического обеспечения, организации работы комиссией по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственного управления.
Согласно пункту 1.4 должностной инструкции федерального государственного служащего замещающего РІ Следственном управлении должность федеральной государственной службы - заместителя руководителя Следственного управления, утвержденной заместителем Председателя Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Красновым Р.Р’., 01 марта 2018 РіРѕРґР° (далее - должностная инструкция), заместитель руководителя Следственного управления Базаров Р‘.Р‘., замещающий РЅР° основании приказа Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 31 сентября 2017 Рі. в„– 139-РєС‚ «О сотрудниках Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» указанную должность, должен знать: РѕСЃРЅРѕРІС‹ Конституция Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; федеральные законы, иные нормативные правовые акты Рё служебные документы, регулирующие соответствующую сферу деятельности применительно Рє исполнению конкретных должностных обязанностей. Согласно пункту 2 должностной инструкции заместитель руководителя Следственного управления, РІ том числе должен контролировать выполнение постановленных перед подчиненными подразделениями задач, выполнение плановых мероприятий, осуществлять иные полномочия РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, правовыми актами Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё поручениями Председателя Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно пункту 4 должностной инструкции заместитель руководителя Следственного управления несет персональную ответственность, в том числе за: неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на нем обязанностей; организацию уголовного преследования и процессуальном контроля по закрепленным направлениям деятельности и выполнение задач, определенных организационно-распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 приказа Следственного управления от 10 апреля 2019 г. № 42 «О полномочиях должностных лиц следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области по руководству финансово-хозяйственной деятельностью» заместителю Руководителя Следственного Управления Базарову Б.Б. предоставлено право подписи государственных контрактов, а также право первой подписи на всех финансовых, банковских, пенсионных, кассовых и расходных документах, а также иных документах, отнесенных к финансовоэкономической и хозяйственной деятельности.
Заместитель руководителя Следственного управления Базаров Б.Б. на момент подписания заявки на кассовый расход от 31 мая 2019 г. № 1361 на сумму 49,7 тыс. рублей и осуществления перевода указанных денежных средств на основании платежного поручения от 04 июня 2019 г. № замещал должность заместителя руководителя Следственного управления на основании приказа Следственного комитета Российской Федерации от З 1 сентября 2017 г. № 139-кт «О сотрудниках Следственного комитета Российской Федерации».
Нецелевое использование бюджетных средств допущено непосредственно из-за ненадлежащего исполнения Базаровым Б.Б. своих служебных обязанностей.
Административная ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ст. 15.14 КоАП.
В судебном заседании ведущий инспектор инспекции Счетной палаты Российской Федерации Акимов В.М. протокол об административном правонарушении в отношении Базарова Б.Б. поддержал, просил привлечь его к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Пояснил, что сотрудники Счетной палаты Российской Федерации осуществляли проверку расходования бюджетных средств Следственным управлением СК РФ по Тверской области, в ходе проверки были выявлены нарушения, в том числе указанные в протоколе. Также пояснил, что при оплате процессуальных издержек, которым отнесены и расходы на производство экспертизы в рамках возбужденного уголовного дела, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1240 от 01.12.2012 в обязательном порядке необходимо постановление следователя. В противном случае, имеет место нецелевое расходование бюджетных средств, что и было выявлено при проведении проверки.
Лицо, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, Базаров Р‘.Р‘., Р° также его защитник РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Рћ.Р’. надлежащим образом извещены Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении, РІ судебное заседание РЅРµ явились, просили рассмотреть дело РІ РёС… отсутствие, представив письменные возражения РЅР° протокол РѕР± административном правонарушении, РІ которых указывают РЅР° отсутствие оснований для привлечения Базарова Р‘.Р‘. Рє ответственности. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ указывает, что перечень документов, являющихся основанием для оплаты судебной экспертизы, РІ следственном управлении был определен распоряжением РѕС‚ 09.12.20 16 в„– 93-СЂ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки Рё согласования документов для оплаты работ РїРѕ производству судебных экспертиз РЅР° возмездной основе». РџРѕ сложившейся РІ следственных органах практике, Р° также РІ силу данного организационно-распорядительного документа, оплата процессуальных издержек РїРѕ производству судебных экспертиз осуществлялась РЅР° основании постановления следователя Рѕ назначении экспертизы, РІ котором указывался конкретный эксперт (экспертная организация), привлекаемый Рє производству РїРѕ уголовному делу, заключенного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ проведении экспертного исследования; содержащего расчет затрат РЅР° проведение экспертизы, Р° также акта выполненных РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ работ. Согласно указанному распоряжению РЅРµ требовалось постановление следователя Рѕ выплате судебных издержек для осуществления выплаты РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ. 25.12.2018 руководителем Осташковского межрайонного следственного отдела следственного управления вынесено постановление Рѕ назначении строительно-технической судебной экспертизы РїРѕ уголовному делу в„–, производство которой поручено экспертам РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ». Указанное постановление вынесено РІ рамках предварительного расследования уголовного дела, РІ полном объеме соответствует требованиям статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РќР° основании указанного постановления между следственным управлением Рё РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ» заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ производстве судебной строительно-технической экспертизы в„– РѕС‚ 13.03.2019, приложением Рє которому является смета затрат РЅР° производство данной экспертизы. Р’ рамках исполнения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° основании акта Рѕ приемке выполненных работ РѕС‚ 29.03.2019 получено заключение строительно-технической судебной экспертизы РїРѕ уголовному делу в„–, следственным управлением произведена оплата вознаграждения экспертной организации Р·Р° проведенное экспертное исследование.
25.06.2020 руководителем Осташковского межрайонного следственного отдела следственного управления вынесено постановление о выплате указанных процессуальных издержек по уголовному делу. Таким образом, судебная экспертиза, за выполнение которой перечислены бюджетные средства, проведена в рамках расследованного уголовного дела, находившегося в производстве следователя следственного управления, с целью установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также соблюдения основных принципов уголовного судопроизводства. Несмотря на вынесение постановления о выплате процессуальные издержек после их фактической оплаты, полагает, что нецелевого расходования бюджетных средств не имелось, поскольку оплата произведена на цели, установленные УПК РФ.
Считает, что при таких обстоятельствах в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем просит прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части статьи 29.9 КоАП РФ.
Рзучив материалы дела, выслушав участников процесса, РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ Рє следующим выводам.
Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 45.11 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н, по направлению расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия и суда» отражаются расходы федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2012 года №1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданском дела, административном дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСРи Правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 3 статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 25 Положения о возмещении процессуальных издержек, правовым основанием для выплат вознаграждения экспертам (экспертным учреждениям) за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели, является постановление следователя, вынесенное по результатам рассмотрения письменного заявления экспертов (представителей экспертных учреждений) после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.
В соответствии с пунктом 28 Положения о возмещении процессуальных издержек постановление следователя, заверенное печатью следственном органа, направляется в соответствующую финансовую службу (орган, подразделение органа) для выплаты денежных сумм подотчетным лицам или их представителям по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении денежных сумм на текущий (расчетный) счет подотчетного лица по его ходатайству.
РР· представленных РІ СЃСѓРґ материалов усматривается, что РІ РІРёРЅСѓ Базарову Р‘.Р‘. должностными лицами Счетной Палаты Р Р¤ вменяется нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся РІ выплате процессуальных издержек – оплате РІ пользу РћРћРћ «Стройэксперт» денежных средств РІ СЃСѓРјРјРµ 49,7 тысяч рублей РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ производстве судебной строительно-технической экспертизы РѕС‚ 13.03.2020 РїСЂРё отсутствии постановления следователя, предусмотренного пунктом 25 Положения Рѕ возмещении процессуальных издержек, связанных СЃ производством РїРѕ уголовному делу, издержек РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рассмотрением дела арбитражным СЃСѓРґРѕРј, гражданского дела, административного дела, Р° также расходов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением требований Конституционного СЃСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденного постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 01.12.2012 в„– 1240.
Постановлением руководителя Осташковского межрайонного следственного отдела Следственного комитета Р Р¤ Муреева РЎ.Рљ. РѕС‚ 25.12.2018 РІ рамках расследования уголовного дела в„– назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ».
РќР° основании указанного постановления между РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ» Рё РЎРЈ РЎРљ Р Р¤ РїРѕ Тверской области заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 165 РѕС‚ 13.03.2019, определена смета затрат РЅР° производство экспертизы.
Р’ соответствии СЃ распоряжением руководителя следственного управления следственного комитета Р Р¤ РїРѕ Тверской области в„– 93-СЂ РѕС‚ 09.12.2016, РІ редакции, действовавшей РЅР° момент оплаты производства вышеуказанной экспертизы, произведенной РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ», РІ перечень документов, являющихся основанием для оплаты судебной экспертизы, РЅРµ входило постановление следователя Рѕ выплате судебных издержек.
Данный ведомственный акт № 93-р от 09.12.2016 являлся обязательным для исполнения всеми сотрудниками Следственного управления СК РФ по Тверской области, в том числе, для занимавшего на тот период времени должность заместителя руководителя СУ СК РФ по Тверской области Базарова Б.Б.
В соответствии с п.п. «б» пункта 3 соглашения № к трудовому договору от 16.12.2009 №, заключенному между руководителем Следственного комитета РФ Долженко В.Г. и Базаровым Б.Б., последний обязан выполнять приказы, указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением неправомерных.
Согласно пункту 4.1 Должностной инструкции, утвержденной 01.03.2018 Заместителем Председателя Следственного комитета Р Р¤ Красновым Р.Р’., Базаров Р‘.Р‘., занимающий должность заместителя руководителя РЎРЈ РЎРљ Р Р¤ РїРѕ Тверской области, несет персональную ответственность Р·Р° неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных РЅР° него обязанностей, поручений Следственного комитета Рё руководителя следственного управления, Р° также требований правовых актов Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё организационно-распорядительных документов руководителя управления.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· диспозиции СЃС‚. 15.14 РљРѕРђРџ Р Р¤, указанное административное правонарушение совершается СЃ прямым умыслом.
Обязанность доказать умысел на совершение административного правонарушения в данном случае лежит на органе – Счетной Палате РФ.
При наличии вышеуказанных обстоятельств, а также при наличии Распоряжения руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Тверской области «О порядке подготовки и согласования документов для оплаты работ по производству судебных экспертиз на возмездной основе» № 93-р от 09.12.2016, в которое на данный момент внесены изменения, но на период совершения вменяемого правонарушения изложенного в редакции, не предусматривающей предоставление для оплаты судебных издержек соответствующего постановления следователя, прихожу к выводу, что в действиях Базарова Б.Б. отсутствует умысел на совершение административного правонарушения, так как он не осознавал факта нецелевого расходования бюджетных средств.
Доводы должностного лица Счетной Палаты РФ о том, что вышеуказанное Распоряжение № 93-р от 09.12.2016 противоречит действующему законодательству, не свидетельствуют о наличии у Базарова Б.Б. прямого умысла на совершение правонарушения, поскольку, будучи должностным лицом следственного управления СК РФ он был обязан соблюдать не только федеральное законодательство, но и ведомственные акты, издаваемые вышестоящим руководством следственного управления.
На момент привлечения Базарова Б.Б. к административной ответственности Распоряжение № 93-р от 09.12.2016 не отменено в установленном порядке и не признано недействительным.
Заблуждение Базарова Б.Б. относительно своих действий не является прямым умыслом и не дает оснований для привлечения его к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, в отсутствие вины должностного лица в совершении вменяемого правонарушения Базаров Б.Б. не может быть привлечен к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.7 - 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РџРћРЎРўРђРќРћР’РР›:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Базарова Б.Б., прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение 10 суток со дня получения копии мотивированного постановления.
Судья Р.С. Бурше
Резолютивная часть оглашена 30 сентября 2020 года.
Материал № 5-900/2020
ПОСТАНОВЛЕНРР•
02 октября 2020 года г. Тверь
Судья Московского районного суда г.Твери Бурше Р.С.,
с участием ведущего инспектора инспекции Счетной палаты Российской Федерации Акимова В.М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица
Базарова Б.Б., ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
в отношении должностного лица – заместителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Базарова Б.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, согласно которому
При проведении контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 год» на основании программы проведения контрольного мероприятия от 16 января 2020 г. № ПРМ-11 и удостоверения на право проведения проверки от 17 января 2020 г. № 07-1607-04УК на объекте: следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области (далее - Следственное управление) по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 15 выявлено нецелевое использование бюджетных средств, что является административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 15.14 КоАП.
Следственное управление входит в систему федеральных органов государственной власти (государственных органов), обладает в силу своей организационно-правовой формы бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее Бюджеттный кодекс) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статьям 6 и 221 Бюджетного кодекса лимиты бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения устанавливаются в соответствии с классификацией расходов в бюджетной смете казенного учреждения (органа государственной власти, государственного органа).
Согласно пункту 2 статьи 3 Бюджетного кодекса Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, которые в силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» обязательны для исполнения. На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 3064 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Р’ С…РѕРґРµ контрольного мероприятия установлено, что РїСЂРё отсутствии постановления следователя, предусмотренного пунктом 25 Положения Рѕ возмещении процессуальных издержек, связанных СЃ производством РїРѕ уголовному делу, издержек РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рассмотрением дела арбитражным СЃСѓРґРѕРј, гражданского дела, административного дела, Р° также расходов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением требований Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденного постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 1 декабря 2012 Рі. в„– (далее Положение Рѕ возмещении процессуальных издержек), РЅР° основании акта РѕС‚ 29 марта 2019 Рі. в„–, заявки РЅР° кассовый расход РѕС‚ 31 мая 2019 Рі. в„– платежным поручением РѕС‚ 4 РёСЋРЅСЏ 2019 Рі. в„– Следственным управлением оплачен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ производстве судебной строительно-технической экспертизы РѕС‚ 13 марта 2019 Рі. в„–, проведенной СЃ РћРћРћ «Стройэксперт» РІ рамках уголовного дела в„– (далее - РґРѕРіРѕРІРѕСЂ экспертизы), РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 49,7 тыс. рублей (РєРѕРґ классификации расходов бюджетов: главный распорядитель бюджетных средств 417 «Следственный комитет Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», раздел 0300 «Национальная безопасность Рё правоохранительная деятельность», подраздел 0301 «Органы прокуратуры Рё следствия», целевая статья непрограммного направления расходов федерального бюджета 88 0 00 00000 «Следственный комитет Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», целевой статье 88 9 00 00000 «Обеспечение функционирования органов Рё организаций Р¤РРћ5 комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», направление расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, РёС… законным представителям, участвующим РІ судопроизводстве РїРѕ назначению органов дознания, следствия или суда», РІРёРґ расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ Рё услуг»).
Согласно пункту 45.11 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н, по направлению расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия и суда» отражаются расходы федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2012 года №1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданском дела, административном дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСРи Правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 3 статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 25 Положения о возмещении процессуальных издержек, правовым основанием для выплат вознаграждения экспертам (экспертным учреждениям) за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели, является постановление следователя, вынесенное по результатам рассмотрения письменного заявления экспертов (представителей экспертных учреждений) после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.
В соответствии с пунктом 28 Положения о возмещении процессуальных издержек постановление следователя, заверенное печатью следственном органа, направляется в соответствующую финансовую службу (орган, подразделение органа) для выплаты денежных сумм подотчетным лицам или их представителям по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении денежных сумм на текущий (расчетный) счет подотчетного лица по его ходатайству.
Таким образом, возникновение и исполнение бюджетных, денежных обязательств по направлению расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда» связано и осуществляется исключительно в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Положения о возмещении процессуальных издержек, поскольку подтверждением целевого характера указанного направления расходов является соответствующее постановление следователя, вынесенное по результатам рассмотрения письменном заявления экспертов (представителей экспертных учреждений) после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.
Расходы получателя бюджетных средств, осуществленные по иным правовым основаниям, не могут быть признаны процессуальными издержками.
В связи с тем, что бюджетная классификация расходов бюджетов представляет собой средство юридическом закрепления целевого назначения бюджетных средств, нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих установление и применение кодов бюджетной классификации, влечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Таким образом, оплата Следственным управлением договора экспертизы на общую сумму 49,7 тыс. рублей по направлению расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда» при отсутствии соответствующем постановления следователя является нецелевым использованием средств федеральном бюджета.
В соответствии с подпунктами 3, 7, 9, 28, 30 и 34 пункта б Положения о следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области, утвержденном Председателем Следственного комитета Российской Федерации 15 февраля 2011 года (далее - Положение о Следственном управлении), к основным функциям Следственного управления, в том числе относятся: ведение учетов и составление отчетности о результатах деятельности следственного управления; составление и исполнение бюджетной сметы; обеспечение результативности, целевого характера использования бюджетных ассигнований, выделенных следственному Управлению; осуществление предварительного контроля за использованием бюджетных средств.
Согласно подпункту 7 пункта 8 Положения о Следственном управлении руководитель Следственного управления утверждает положения о структурных подразделениях Следственного управления и определяет их полномочия, а также распределяет обязанности между своими заместителями.
В соответствия с пунктом 1.2 приказа Следственного управления от 10 апреля 2019 г. № 34 «О распределении обязанностей между руководителями следственного Управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области» на заместителя руководителя следственного управления Базарова Б.Б. возложены: вопросы контрольнo-следственного отдела и отдела материально-технического обеспечения, организации работы комиссией по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственного управления.
Согласно пункту 1.4 должностной инструкции федерального государственного служащего замещающего РІ Следственном управлении должность федеральной государственной службы - заместителя руководителя Следственного управления, утвержденной заместителем Председателя Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Красновым Р.Р’., 01 марта 2018 РіРѕРґР° (далее - должностная инструкция), заместитель руководителя Следственного управления Базаров Р‘.Р‘., замещающий РЅР° основании приказа Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 31 сентября 2017 Рі. в„– 139-РєС‚ «О сотрудниках Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» указанную должность, должен знать: РѕСЃРЅРѕРІС‹ Конституция Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; федеральные законы, иные нормативные правовые акты Рё служебные документы, регулирующие соответствующую сферу деятельности применительно Рє исполнению конкретных должностных обязанностей. Согласно пункту 2 должностной инструкции заместитель руководителя Следственного управления, РІ том числе должен контролировать выполнение постановленных перед подчиненными подразделениями задач, выполнение плановых мероприятий, осуществлять иные полномочия РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, правовыми актами Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё поручениями Председателя Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно пункту 4 должностной инструкции заместитель руководителя Следственного управления несет персональную ответственность, в том числе за: неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на нем обязанностей; организацию уголовного преследования и процессуальном контроля по закрепленным направлениям деятельности и выполнение задач, определенных организационно-распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 приказа Следственного управления от 10 апреля 2019 г. № 42 «О полномочиях должностных лиц следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области по руководству финансово-хозяйственной деятельностью» заместителю Руководителя Следственного Управления Базарову Б.Б. предоставлено право подписи государственных контрактов, а также право первой подписи на всех финансовых, банковских, пенсионных, кассовых и расходных документах, а также иных документах, отнесенных к финансовоэкономической и хозяйственной деятельности.
Заместитель руководителя Следственного управления Базаров Б.Б. на момент подписания заявки на кассовый расход от 31 мая 2019 г. № 1361 на сумму 49,7 тыс. рублей и осуществления перевода указанных денежных средств на основании платежного поручения от 04 июня 2019 г. № замещал должность заместителя руководителя Следственного управления на основании приказа Следственного комитета Российской Федерации от З 1 сентября 2017 г. № 139-кт «О сотрудниках Следственного комитета Российской Федерации».
Нецелевое использование бюджетных средств допущено непосредственно из-за ненадлежащего исполнения Базаровым Б.Б. своих служебных обязанностей.
Административная ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ст. 15.14 КоАП.
В судебном заседании ведущий инспектор инспекции Счетной палаты Российской Федерации Акимов В.М. протокол об административном правонарушении в отношении Базарова Б.Б. поддержал, просил привлечь его к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Пояснил, что сотрудники Счетной палаты Российской Федерации осуществляли проверку расходования бюджетных средств Следственным управлением СК РФ по Тверской области, в ходе проверки были выявлены нарушения, в том числе указанные в протоколе. Также пояснил, что при оплате процессуальных издержек, которым отнесены и расходы на производство экспертизы в рамках возбужденного уголовного дела, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1240 от 01.12.2012 в обязательном порядке необходимо постановление следователя. В противном случае, имеет место нецелевое расходование бюджетных средств, что и было выявлено при проведении проверки.
Лицо, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, Базаров Р‘.Р‘., Р° также его защитник РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Рћ.Р’. надлежащим образом извещены Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении, РІ судебное заседание РЅРµ явились, просили рассмотреть дело РІ РёС… отсутствие, представив письменные возражения РЅР° протокол РѕР± административном правонарушении, РІ которых указывают РЅР° отсутствие оснований для привлечения Базарова Р‘.Р‘. Рє ответственности. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ указывает, что перечень документов, являющихся основанием для оплаты судебной экспертизы, РІ следственном управлении был определен распоряжением РѕС‚ 09.12.20 16 в„– 93-СЂ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки Рё согласования документов для оплаты работ РїРѕ производству судебных экспертиз РЅР° возмездной основе». РџРѕ сложившейся РІ следственных органах практике, Р° также РІ силу данного организационно-распорядительного документа, оплата процессуальных издержек РїРѕ производству судебных экспертиз осуществлялась РЅР° основании постановления следователя Рѕ назначении экспертизы, РІ котором указывался конкретный эксперт (экспертная организация), привлекаемый Рє производству РїРѕ уголовному делу, заключенного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ проведении экспертного исследования; содержащего расчет затрат РЅР° проведение экспертизы, Р° также акта выполненных РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ работ. Согласно указанному распоряжению РЅРµ требовалось постановление следователя Рѕ выплате судебных издержек для осуществления выплаты РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ. 25.12.2018 руководителем Осташковского межрайонного следственного отдела следственного управления вынесено постановление Рѕ назначении строительно-технической судебной экспертизы РїРѕ уголовному делу в„–, производство которой поручено экспертам РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ». Указанное постановление вынесено РІ рамках предварительного расследования уголовного дела, РІ полном объеме соответствует требованиям статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РќР° основании указанного постановления между следственным управлением Рё РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ» заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ производстве судебной строительно-технической экспертизы в„– РѕС‚ 13.03.2019, приложением Рє которому является смета затрат РЅР° производство данной экспертизы. Р’ рамках исполнения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° основании акта Рѕ приемке выполненных работ РѕС‚ 29.03.2019 получено заключение строительно-технической судебной экспертизы РїРѕ уголовному делу в„–, следственным управлением произведена оплата вознаграждения экспертной организации Р·Р° проведенное экспертное исследование.
25.06.2020 руководителем Осташковского межрайонного следственного отдела следственного управления вынесено постановление о выплате указанных процессуальных издержек по уголовному делу. Таким образом, судебная экспертиза, за выполнение которой перечислены бюджетные средства, проведена в рамках расследованного уголовного дела, находившегося в производстве следователя следственного управления, с целью установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также соблюдения основных принципов уголовного судопроизводства. Несмотря на вынесение постановления о выплате процессуальные издержек после их фактической оплаты, полагает, что нецелевого расходования бюджетных средств не имелось, поскольку оплата произведена на цели, установленные УПК РФ.
Считает, что при таких обстоятельствах в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем просит прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части статьи 29.9 КоАП РФ.
Рзучив материалы дела, выслушав участников процесса, РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ Рє следующим выводам.
Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 45.11 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н, по направлению расходов 90062 «Выплаты переводчикам, экспертам (экспертным учреждениям), специалистам, понятым, потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия и суда» отражаются расходы федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2012 года №1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданском дела, административном дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСРи Правительства Российской Федерации».
В соответствии с частью 3 статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 25 Положения о возмещении процессуальных издержек, правовым основанием для выплат вознаграждения экспертам (экспертным учреждениям) за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели, является постановление следователя, вынесенное по результатам рассмотрения письменного заявления экспертов (представителей экспертных учреждений) после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.
В соответствии с пунктом 28 Положения о возмещении процессуальных издержек постановление следователя, заверенное печатью следственном органа, направляется в соответствующую финансовую службу (орган, подразделение органа) для выплаты денежных сумм подотчетным лицам или их представителям по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении денежных сумм на текущий (расчетный) счет подотчетного лица по его ходатайству.
РР· представленных РІ СЃСѓРґ материалов усматривается, что РІ РІРёРЅСѓ Базарову Р‘.Р‘. должностными лицами Счетной Палаты Р Р¤ вменяется нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся РІ выплате процессуальных издержек – оплате РІ пользу РћРћРћ «Стройэксперт» денежных средств РІ СЃСѓРјРјРµ 49,7 тысяч рублей РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ производстве судебной строительно-технической экспертизы РѕС‚ 13.03.2020 РїСЂРё отсутствии постановления следователя, предусмотренного пунктом 25 Положения Рѕ возмещении процессуальных издержек, связанных СЃ производством РїРѕ уголовному делу, издержек РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рассмотрением дела арбитражным СЃСѓРґРѕРј, гражданского дела, административного дела, Р° также расходов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением требований Конституционного СЃСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденного постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 01.12.2012 в„– 1240.
Постановлением руководителя Осташковского межрайонного следственного отдела Следственного комитета Р Р¤ Муреева РЎ.Рљ. РѕС‚ 25.12.2018 РІ рамках расследования уголовного дела в„– назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ».
РќР° основании указанного постановления между РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ» Рё РЎРЈ РЎРљ Р Р¤ РїРѕ Тверской области заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– 165 РѕС‚ 13.03.2019, определена смета затрат РЅР° производство экспертизы.
Р’ соответствии СЃ распоряжением руководителя следственного управления следственного комитета Р Р¤ РїРѕ Тверской области в„– 93-СЂ РѕС‚ 09.12.2016, РІ редакции, действовавшей РЅР° момент оплаты производства вышеуказанной экспертизы, произведенной РћРћРћ «СТРОЙРКСПЕРТ», РІ перечень документов, являющихся основанием для оплаты судебной экспертизы, РЅРµ входило постановление следователя Рѕ выплате судебных издержек.
Данный ведомственный акт № 93-р от 09.12.2016 являлся обязательным для исполнения всеми сотрудниками Следственного управления СК РФ по Тверской области, в том числе, для занимавшего на тот период времени должность заместителя руководителя СУ СК РФ по Тверской области Базарова Б.Б.
В соответствии с п.п. «б» пункта 3 соглашения № к трудовому договору от 16.12.2009 №, заключенному между руководителем Следственного комитета РФ Долженко В.Г. и Базаровым Б.Б., последний обязан выполнять приказы, указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением неправомерных.
Согласно пункту 4.1 Должностной инструкции, утвержденной 01.03.2018 Заместителем Председателя Следственного комитета Р Р¤ Красновым Р.Р’., Базаров Р‘.Р‘., занимающий должность заместителя руководителя РЎРЈ РЎРљ Р Р¤ РїРѕ Тверской области, несет персональную ответственность Р·Р° неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных РЅР° него обязанностей, поручений Следственного комитета Рё руководителя следственного управления, Р° также требований правовых актов Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё организационно-распорядительных документов руководителя управления.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· диспозиции СЃС‚. 15.14 РљРѕРђРџ Р Р¤, указанное административное правонарушение совершается СЃ прямым умыслом.
Обязанность доказать умысел на совершение административного правонарушения в данном случае лежит на органе – Счетной Палате РФ.
При наличии вышеуказанных обстоятельств, а также при наличии Распоряжения руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Тверской области «О порядке подготовки и согласования документов для оплаты работ по производству судебных экспертиз на возмездной основе» № 93-р от 09.12.2016, в которое на данный момент внесены изменения, но на период совершения вменяемого правонарушения изложенного в редакции, не предусматривающей предоставление для оплаты судебных издержек соответствующего постановления следователя, прихожу к выводу, что в действиях Базарова Б.Б. отсутствует умысел на совершение административного правонарушения, так как он не осознавал факта нецелевого расходования бюджетных средств.
Доводы должностного лица Счетной Палаты РФ о том, что вышеуказанное Распоряжение № 93-р от 09.12.2016 противоречит действующему законодательству, не свидетельствуют о наличии у Базарова Б.Б. прямого умысла на совершение правонарушения, поскольку, будучи должностным лицом следственного управления СК РФ он был обязан соблюдать не только федеральное законодательство, но и ведомственные акты, издаваемые вышестоящим руководством следственного управления.
На момент привлечения Базарова Б.Б. к административной ответственности Распоряжение № 93-р от 09.12.2016 не отменено в установленном порядке и не признано недействительным.
Заблуждение Базарова Б.Б. относительно своих действий не является прямым умыслом и не дает оснований для привлечения его к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, в отсутствие вины должностного лица в совершении вменяемого правонарушения Базаров Б.Б. не может быть привлечен к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.7 - 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РџРћРЎРўРђРќРћР’РР›:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Базарова Б.Б., прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение 10 суток со дня получения копии мотивированного постановления.
Судья Р.С. Бурше
Резолютивная часть оглашена 30 сентября 2020 года.