Дело №а-16/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чеченская Республика
Ножай-Юртовский районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Атаева А.А.,
с участием административного истца – ФИО2
при секретаре ФИО3
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к МВД по ЧР об оспаривании отказа МВД по ЧР в выдаче справки о реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 Д.Т. обратился в Ножай-Юртовский районный суд с административным иском к ИЦ МВД по ЧР об оспаривании решений ИЦ МВД по ЧР и обязании ИЦ МВД по ЧР выдать справку о реабилитации.
Административный истец ФИО2 Д.Т. административный иск поддержал полностью по изложенным в нем основаниям.
Как следует из административного искового заявления, Постановлением ГКО № от 03. 01. 1944 года и указом Президиума Верховного Совета СССР № от 07. 03 1944 года Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а чеченцы и ингуши по политическим мотивам в административном порядке по национальному признаку были высланы на спец. поселение в Казахстан и Среднюю Азию.
ДД.ММ.ГГГГ его мать, ФИО2 Митай со своей семьей, как лица чеченской национальности, были репрессированы и высланы из <адрес> ЧИАССР на спец. поселение Киргизскую ССР, <адрес>, колхоз Красный Маяк, где находились до августа 1957 года. Во время выселения ему было 6 лет.
Его семья вернулась из спецпоселения домой на родину в ЧИАССР, получив соответствующее разрешение только в 1957 году.
Для получения справки о реабилитации ФИО2 Д.Т. обратился в Министерство внутренних дел по Чеченской Республике. ИЦ МВД по ЧР ему отказано в выдаче справки о реабилитации, мотивируя тем, что ИЦ МВД по Чеченской Республике и архивное управление Правительства Чеченской Республики сведениями о применении политических репрессий в отношении их не располагает.
Отказ МВД по Чеченской Республике в выдаче справки о реабилитации по вышеуказанным основаниям он считает незаконным.
В связи с указанным ФИО2 Д.Т. просит признать решение Информационного центра МВД по ЧР об отказе в выдаче справки о реабилитации незаконным, обязать ИЦ МВД по Чеченской Республике выдать ему справку о реабилитации как лицу, подвергшейся политической репрессии.
В судебном заседании свидетели ФИО4 и Мандараев Ш-А.Т. полностью подтвердили пояснения заявителя.
Представитель административного ответчика - МВД по ЧР, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. ФИО2 обстоятельство не является в силу ст.ст. 150,152 КАС РФоснованием для отложения судебного разбирательства административного дела.
Суд, выслушав административного истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного иска ФИО2
В силу положений ст.14 КАС РФ, административное правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.62 КАС РФ, лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФгражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В силу ст.1.1 данного Закона, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
По заявлениям заинтересованных лиц о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно. Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы. (ст. 8.1 Закона №).
Из ответа начальника Информационного центра МВД РФ по Чеченской Республике № усматривается, что ФИО2 отказано в выдаче справки о реабилитации, в связи с тем, что ИЦ МВД по Чеченской Республике и архивное управление Правительства Чеченской Республики сведениями о применении политических репрессий в отношении их не располагает.
Как следует из документов удостоверяющих личность заявителя, административный истец - ФИО2 Д.Т. родился в 1938г. в <адрес> ЧИАССР.
Между тем, в соответствии со ст.1-1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями, именно в ссылке, на спецпоселении.
Как подтверждается Постановлением ГКО № от 03. 01. 1944 года и указом Президиума Верховного Совета СССР № от 07. 03 1944 года Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, вследствие чего чеченцы и ингуши по политическим мотивам в административном порядке по национальному признаку были высланы на спецпоселение в Казахстан и Среднюю Азию. ФИО2 факт является общеизвестным и документально подтвержденным.
В силу ч.1 ст.59 КАС РФдоказательствами по административному делу являются, полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Административный ответчик - ИЦ при МВД РФ по ЧР, на котором лежит обязанность доказывания законности оспариваемого решения, не представил суду каких-либо доказательств, указывающих исключений ограничений в отношении матери ФИО2 в период высылки лиц Чеченской национальности.
Таким образом, на основании анализа исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что ФИО2 Д.Т. находился вместе с репрессированными по политическим мотивам с матерью на спецпоселении и поэтому подлежит реабилитации.
Обстоятельств, противоречащих данному выводу, в судебном заседании не установлено.
При изложенных обстоятельствах, суд признает ФИО2 подвергшимся политической репрессии в административном порядке, поскольку эти требования подтверждаются материалами дела и обстоятельствами, на которые административный истец ссылался как на обоснование своих требований, и считает требования административного истца подлежащим удовлетворению.
В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения действия (бездействия) в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.11 ст.333.36 НК РФ, граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины по вопросам связанным с реабилитацией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО2 к Информационному центру Министерства внутренних дел по Чеченской Республике о признании незаконным решения Информационного центра МВД по ЧР об отказе в выдачи ему справки о реабилитации и об обязании выдать справку о реабилитации - удовлетворить.
Признать незаконнымрешение заместителя начальника Информационного центра МВД по ЧР об отказе в выдачи ФИО2 справки о реабилитации.
Обязать Информационный центр Министерства внутренних дел по Чеченской Республике выдать ФИО2, 1938 года рождения, уроженца <адрес> ЧИАССР, справку о реабилитации как лицу, подвергшемуся политическим репрессиям по национальному признаку, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Информационный центр Министерства внутренних дел по Чеченской Республике сообщить в Ножай-Юртовский районный суд Чеченской Республики об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Ножай-Юртовский районный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ А.А.Атаев
Копия верна:
Судья: А.А.Атаев
Решение вступило в законную силу 13.04.2020г., подлинник решения суда находится в административном деле №а-45/2020г. Ножай-Юртовского районного суда Чеченской Республики.