Дело № 33-346/2018 (33-7626/2017)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 22 января 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.,
при секретаре Копановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Халилова Шамхала Халил оглы на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 04 сентября 2017 г., которым постановлено:
«В удовлетворении иска Халилова Шамхала Халил оглы к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области о включении в пенсионный стаж периодов работы, обязании назначить досрочно страховую пенсию отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., судебная коллегия
установила:
Халилов Ш.Х. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее по тексту - УПФР в г. Тюмени), с учетом изменения требований просил включить в пенсионный стаж следующие периоды работы: с 01 ноября 1976 г. по 25 декабря 1978 г. - служба в армии СССР, с 01 февраля по 11 июля 1979 г. в ПМК-71 треста «Азельстрой» №7 Азербайджанской ССР, с 10 октября по 28 ноября 1979 г. в ПМК-73 треста «Азельстрой» №7 Азербайджанской ССР, с 15 января по 29 сентября 1980 г. в ПМК-71 треста «Азельстрой» №7 Азербайджанской ССР, с 12 по 20 февраля 1981 г. в Таллинском торговом порту Эстонской ССР, с 24 апреля 1981 г. по 08 августа 1984 г. в Маардуском химическом заводе Эстонской ССР, с 30 августа 1984 г. по 08 августа 1985 г. в Нарвском филиале «Севэнергостройтранс» Эстонской ССР, с 16 октября 1985 г. по 25 июня 1986 г. в Комбинате «Эсторгтехника» Эстонской ССР, с 08 сентября по 05 декабря 1986 г. и с 04 января 1987 г. по 06 сентября 1989 г. в ПО «Эстонфосфорит» Эстонской ССР, с 04 февраля 1990 г. по 01 апреля 1994 г., с 01 мая 1994 г. по 01 июня 1998 г., с 27 ноября 2000 г. по 18 января 2001 г. в Таллинском торговом порту, с 01 марта 2002 г. по 31 декабря 2007 г. и с 01 января по 05 ноября 2008 г. в МДОУ детский сад №60, с 10 ноября 2008 г. по 22 января 2009 г. в ЗАО «ДЭУ КАО г. Тюмени», с 23 сентября по 08 октября 2010 г. в ЗАО «Массивстрой»; возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию с 27 мая 2016 г.
Требования были мотивированы тем, что в 2016 году Халилов Ш.Х. дважды обращался в УПФР в г. Тюмени с заявлениями об установлении страховой пенсии по старости. В обоих случаях ему было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия стажа требуемой продолжительности. Между тем, учитывая период военной службы истца, общая продолжительность его стажа на день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии составляла 30 лет.
В судебное заседание истец Халилова Ш.Х. не явился, его представитель Щербаков А.П., действовавший на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика УПФР в г. Тюмени - Карпова И.А., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Из ее объяснений по делу и письменных возражений на иск следовало, что оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца нет, поскольку договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14 июля 2011 г. о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения допускает суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон, только в том случае, если трудового стажа, определенного в соответствии с законодательством каждой из сторон, недостаточно для возникновения права на пенсию.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Халилов Ш.Х., в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Как и в первой инстанции, находит незаконным отказ во включении спорных периодов в стаж для назначения пенсии. Указывает на то, что его общий трудовой стаж превышает 25 лет, вследствие чего он приобрел право на назначение страховой пенсии по старости.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из дела, 27 мая 2016 г. Халилов Ш.Х. <.......> года рождения обратился в УПФР в г. Тюмени с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Тюмени от 24 августа 2016 г. в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано в связи с отсутствием необходимой для назначения страховой пенсии по старости величины индивидуального пенсионного коэффициента 9,0. При этом, продолжительность страхового стажа истца была определена равной 07 годам 10 месяцам 21 дню, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 5,980 (л.д. 4 - 7).
12 декабря 2016 г. истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Тюмени от 09 марта 2017 г. в назначении пенсии Халилову Ш.Х. было вновь отказано по прежним основаниям с дополнительной ссылкой на то, что представленная им справка о службе в армии не содержит сведений о дислокации войсковой части на территории РФ (л.д. 8 - 11).
Согласно представленной ответчиком в дело справке, в страховой стаж для назначения истцу пенсии по старости продолжительностью 07 лет 10 месяцев 21 день были включены периоды его работы с 01 марта 2002 г. по 31 декабря 2010 г. (л.д. 35).
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).
В силу статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1). Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (часть 2). С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3).
Согласно статье 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированного Федеральным законом от 31 января 2012 г. № 1-ФЗ, при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1). Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2). Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж (пункт 3).
Постановив обжалуемое решение в части отказа во включении в страховой стаж истца периодов его работы с 01 марта 2002 г. по 31 декабря 2007 г. и с 01 января по 05 ноября 2008 г. в МДОУ детский сад № 60, а также периода работы с 10 ноября 2008 г. по 22 января 2009 г. в ЗАО «ДЭУ КАО г. Тюмени», с 23 сентября по 08 октября 2010 г. в ЗАО «Массивстрой», суд исходил из того, что перечисленные периоды уже включены в страховой стаж истца ответчиком.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Отказывая во включении остальных периодов трудовой и иной деятельности истца в его страховой стаж, суд руководствовался статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, допускающей суммирование стажа работы на территориях данных государств лишь в тех случаях, когда стажа трудовой деятельности, исчисленного по законодательству каждого из них, недостаточно для возникновения права на пенсию. Придя к выводу о достаточности признанного ответчиком страхового стажа истца для назначения последнему страховой пенсии по старости, суд не усмотрел оснований для включения упомянутых периодов в его страховой стаж.
Между тем, помимо периодов осуществления трудовой деятельности на территории Эстонской ССР истец просил включить ему в страховой стаж вышеупомянутые периоды службы в армии СССР и работы на территории Азербайджанской ССР. Применение судом при решении вопроса о включении данных периодов в страховой стаж положений Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения нельзя признать обоснованным.
Давая оценку требованиям истца в соответствующей части, необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (пункт 1 части 1). Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 2).
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Из представленной истцом справки Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» следует, что Халилов Ш.Х. был призван в Советскую Армию Казахским РВК Азербайджанской ССР 01 ноября 1976 г., проходил службу в войсковой части <.......> с 09 ноября 1976 г. по 25 декабря 1978 г., был уволен в запас в воинском звании «рядовой» (л.д. 18).
В указанный период службы Халилова Ш.Х. действовали Закон СССР от 12октября1967г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (далее по тексту - Закон СССР от 12октября1967г. № 1950-VII), утративший силу с принятием Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», и Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, фактически утратившее силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Статьей 1 Закона СССР от 12октября1967г. № 1950-VII было определено, что всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
Все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР (статья 3 Закона СССР от 12октября1967г. № 1950-VII).
Вооруженные Силы СССР состоят из Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск (статья 4 Закона СССР от 12октября1967г. № 1950-VII).
В соответствии со статьями 5, 6 Закона СССР от 12октября1967г. № 1950-VII, воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными.
Согласно статье 8 Закона СССР от 12октября1967г. № 1950-VII, военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В подпункте «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, было указано, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом включение периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж для назначения пенсии не было обусловлено местом дислокации войсковой части.
Поскольку при решении вопроса о включении в страховой стаж для назначения истцу пенсии периода его службы в Советской Армии, входившей в состав Вооруженных Сил СССР, необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения такой службы, период с 01 ноября 1976 г. по 25 декабря 1978 г., подлежит зачету в стаж.
Статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (Приложение 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. № 88-16).
Стаж работы истца в периоды с 01 февраля по 11 июля 1979 г. в ПМК-71 треста «Азельстрой» № 7 Азербайджанской ССР, с 10 октября по 28 ноября 1979 г. в ПМК-73 треста «Азельстрой» № 7 Азербайджанской ССР, с 15 января по 29 сентября 1980 г. в ПМК-71 треста «Азельстрой» № 7 Азербайджанской ССР подтвержден записями в его трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности и стаже работника. Достоверность сведений, указанных в трудовой книжке истца, ответчик под сомнение не ставил.
В силу изложенного, указанные периоды осуществления истцом трудовой деятельности на территории Азербайджанской ССР как имевшие место до 01 января 1991 г. также подлежат включению в его страховой стаж.
Таким образом, решение суда в части отказа Халилову Ш.Х. в требованиях о включении в стаж для назначения пенсии периодов его службы в составе Вооруженных Сил СССР и работы на территории Азербайджанской ССР не может быть признано законным и обоснованным как постановленное при неправильном применении норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований о включении указанных периодов в страховой стаж истца.
Требования о назначении истцу страховой пенсии по старости с 27 мая 2016 г. были отклонены судом в связи с несоблюдением установленных статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» условий для ее назначения, в частности, ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Поскольку представленных в деле материалов недостаточно для установления того факта, что после учета периодов прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР и осуществления им трудовой деятельности на территории Азербайджанской ССР его индивидуальный пенсионный коэффициент достигает требуемого для назначения пенсии значения, решение суда в части отказа в назначении истцу пенсии подлежит оставлению без изменения.
Оснований для пересмотра обжалуемого решения в части отказа во включении в страховой стаж истца периодов работы в Эстонской ССР и Эстонской Республике также не имеется, поскольку с учетом страхового стажа истца, состоящего из периодов его работы, признанных ответчиком и включенных в судебном порядке, по имеющимся в деле материалам не представляется возможным установить факт отсутствия у истца права на пенсию согласно законодательству Российской Федерации, как необходимого условия для суммирования спорных периодов работы истца в Эстонской ССР и Эстонской Республике со стажем, состоящим из совокупности периодов его работы, признанных ответчиком и включенных в судебном порядке.
Учитывая, что отказ ответчика во включении в страховой стаж истца периодов его службы в составе Вооруженных Сил СССР и трудовой деятельности на территории Азербайджанской ССР противоречил закону, пенсионные права истца с учетом включения в его страховой стаж данных периодов должны быть проверены ответчиком заново с пересчетом величины индивидуального пенсионного коэффициента, от которой зависит возникновение у истца права на пенсию. В случае несогласия с принятым ответчиком по результатом такой проверки решением истец не лишен возможности повторно обратиться в суд за защитой своих пенсионных прав.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 04 сентября 2017 г. отменить в части отказа во включении в страховой стаж Халилова Шамхала Халил оглы периодов прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил СССР и трудовой деятельности на территории Азербайджанской ССР, принять в отмененной части новое решение, которым включить в страховой стаж Халилова Шамхала Халил оглы следующие периоды работы и иной деятельности: с 01 ноября 1976 г. по 25 декабря 1978 г. - служба в составе Вооруженных Сил СССР, с 01 февраля по 11 июля 1979 г. - работа в ПМК-71 треста «Азельстрой» № 7 Азербайджанской ССР, с 10 октября по 28 ноября 1979 г. - работа в ПМК-73 треста «Азельстрой» № 7 Азербайджанской ССР, с 15 января по 29 сентября 1980 г. - работа в ПМК-71 треста «Азельстрой» № 7 Азербайджанской ССР.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Халилова Шамхала Халил оглы - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи