Гражданское дело №2-175/2023
УИД 24RS005201-2023-000202-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2023 года с. Туруханск Красноярского края
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Житниковой Л.В.,
при секретаре Ковалевой А.О.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Туруханского района ФИО9.,
представителя ответчика–представителя администрации Туруханского района ФИО10.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Бахтинская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Туруханский районный суд с исковым заявлением к МКОУ «Бахтинская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Туруханского района проведена проверка исполнения МКОУ «Бахтинская средняя школа» законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законов «Об образовании в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», а также Правил противопожарного режима директором МКОУ «Бахтинская средняя школа» не исполнены требования пожарной безопасности. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее закон № 123-ФЗ) здания ответчика по классу функциональной пожарной безопасности относятся к категории Ф 4.1 (здание общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций). В здании школы система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи о пожаре. В настоящее время не заключен контракт (договор) на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и радиосистемы передачи извещений о пожаре, что подтверждает фактическое отсутствие автоматического дублировании сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Вороговская средняя общеобразовательная школа» 22.05.2023 внесено представление №7-01-82-2023 об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены, дан формальный ответ о невозможности устранить выявленные нарушения в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. До настоящего времени требования прокурора не выполнены. Несоблюдение требований законодательства в сфере пожарной безопасности влечет негативные последствия в форме нарушения прав несовершеннолетних на охрану здоровья и безопасные условия нахождения и обучения в МКОУ «Бахтинская средняя школа», не соблюдение прав граждан на гарантированное обеспечение пожарной безопасности. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом уточненных в судебном заседании исковых требований, просит суд обязать МКОУ «Бахтинская средняя школа» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, а именно заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации; обязать администрацию Туруханского района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Бахтинская средняя школа» в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Бахтинская средняя школа» соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.
В судебном заседании помощник прокурора Туруханского района ФИО11. заявленные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Бахтинская средняя школа» ФИО12. в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, ходатайств не представил. В возражениях на иск указал, что находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. В настоящее время требования федерального законодательства в части обеспечения подачи светового и звукового сигналов о пожаре соблюдаются, поскольку подача таких сообщений осуществляется при помощи телефонной связи. С учетом значительной территориальной отдаленности от ближайшего подразделения федеральной противопожарной службы, а также отсутствия в населенном пункте представителя пожарной части, отсутствует фактическая возможность заключения муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, в силу его неисполнимости. В части требования о заключении муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, сообщают, что в период 2022-2023 года ведется капитальный ремонт здания МКОУ «Бахтинская средняя школа», в связи с чем заключение соответствующего контракта в данный момент не целесообразно.
Представитель ответчика – администрации Туруханского района ФИО13 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в здании МКОУ «Бахтинская средняя школа» установлена пожарная сигнализация по типу «Гранит 8». Требования федерального законодательства в части информирования о возникновении пожара соблюдаются, поскольку подача таких сообщений осуществляется при помощи телефонной связи. С учетом значительной территориальной отдаленности от ближайшего подразделения федеральной противопожарной службы, а также отсутствия в населенном пункте представителя пожарной части, отсутствует фактическая возможность заключения муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, в силу его неисполнимости. В части требования о заключении муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, сообщает, что между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района и ООО «БайкитСтрой» заключен муниципальный контракт № 50 о проведении капитального ремонта здания МКОУ «Бахтинская СШ», сроки исполнения с 01.08.2022 по 21.08.2023 г., в связи с чем заключение соответствующего контракта в данный момент несообразно. Администрация Туруханского района не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МКОУ «Бахтинская СШ». Главным распорядителем бюджетных средств является Управление образования администрации Туруханского района, ведении которого они находится, и исключительно от которого по принципу подведомственности расходов бюджетов получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные средства. Администрация Туруханского района не может надлежащим ответчиком, имеющим право предоставлять непосредственно МКОУ «Бахтинская СШ» финансирование мероприятий в сфере пожарной безопасности.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации Туруханского района, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил. В представленных возражениях на иск указал, что с требованиями прокурора не согласен. В настоящее время требования федерального законодательства в части обеспечения подачи светового и звукового сигналов о пожаре соблюдаются, поскольку подача таких сообщений осуществляется при помощи телефонной связи. С учетом значительной территориальной отдаленности от ближайшего подразделения федеральной противопожарной службы, а также отсутствия в населенном пункте представителя пожарной части, отсутствует фактическая возможность заключения муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, в силу его неисполнимости. В части требования о заключении муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, сообщают, что в период 2022-2023 года ведется капитальный ремонт здания МКОУ «Бахтинская средняя школа», в связи с чем заключение соответствующего контракта в данный момент не целесообразно.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, огласив и исследовав в полном объеме материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Согласно требованиям п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закон № 273-ФЗ, закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из положений ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса ( ст. 32, ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится, в том числе, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу ч. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относятся в том числе: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.220 № 1479 (далее по тексту – Правила противопожарного режима), руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
Перевод систем противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту систем противопожарной защиты (п. 55 Правила противопожарного режима).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, решением и.о. заместителя прокурора Туруханского района ФИО14. от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ назначена проверка МКОУ «Бахтинская средняя школа» на предмет соблюдения прав несовершеннолетних и иных граждан; исполнения требований пожарного законодательства (л.д. 17), о чем МКОУ ««Бахтинская средняя школа» проинформированы ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 18)
ДД.ММ.ГГГГ. за № № в рамках проводимой проверки прокурором Туруханского района из Управлении образования администрации Туруханского района истребованы письменная информация и документы (л.д. 8).
Согласно представленной информации от ДД.ММ.ГГГГ. №№ МКОУ «Бахтинская средняя школа», расположена по адресу: Туруханский район с. Бахта, ул. <адрес>. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС, посредством организации и проведения проверок должностными лицами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. МКОУ «Бахтинская средняя школа», оборудована пожарной сигнализацией «Грани 8», которая не обслуживается организацией (л.д.10-16).
ДД.ММ.ГГГГ. за № № в рамках проводимой проверки прокурором Туруханского района у ответчика МКОУ «Бахтинская средняя школа» истребованы письменная информация и документы (л.д. 20).
Согласно представленной информации от ДД.ММ.ГГГГ. №№ в МКОУ «Бахтинская средняя школа» в здании школы имеется ППКОП Гнанит-8, в настоящее время автоматическое дублирование сигналов охраны в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре не ведется. В настоящее время школа готовится к капитальному ремонту, ранее ремонт был назначен на 2022 год, но в связи с проведением аукционов и рассмотрением заявок сроки сдвинулись на 2023 году, уже приобретен пиломатериал и другое необходимое оборудование. На основании данных факторов установка АПС в 2022 в здании школы была бы нецелесообразна, так как в этом году был необходим демонтаж оборудования (л.д. 21-22).
И.о. заместителя прокурора Туруханского района – старшим помощником прокурора ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКОУ «Бахтинская средняя школа» внесено представление №№ об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних (л.д. 23-24).
МКОУ «Бахтинская средняя школа» представление и.о. заместителя прокурора Туруханского района рассмотрено, ДД.ММ.ГГГГ года дан ответ о том, что с информацией, изложенной в представлении согласны. Ответственным лицом – заместителем директора по ВР ФИО16. не отработано в полном объеме и не сообщено директору о необходимости: в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 – с дублированием этих сигнал на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.4, Ф 4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. В настоящее время в МКОУ «Бахтинская СШ» происходит капитальный ремонт, после окончания ремонта будет заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической сигнализации. По результатам проверки нарушения не устранены, к ответственному лицу – Мальцевой О.В. применена мера дисциплинарного взыскания, а также указано на недопустимость рассматриваемых нарушений впредь (л.д. 26).
Из п. 1.1. Устава следует, что МКОУ «Бахтинская средняя школа» является, по своей организационно - правовой форме, казенным образовательным учреждением. В соответствии с п. 1.7 Устава Учредителем школы является муниципальное образования Туруханский район. Согласно гл.4 Устава функции и полномочия Учредителя осуществляются администрацией Туруханского района, в том числе согласовывает в установленном порядке распоряжение движимым и недвижимым имуществом Школы. Как следует из гл. 7 имущество Школы является собственностью муниципального образования Туруханский район и закрепляется Учредителем за школой на праве оперативного управления в установленном порядке (л.д.28-38).
Как следует Положения об Управлении образования администрации Туруханского района – управление образования администрации Туруханского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Туруханского района; в своей деятельности подотчетно Главе Туруханского района и заместителю Главы Туруханского района, в ведении которого вопросы образования. Руководитель Управления распоряжается финансовыми средствами Управления, в порядке, установленной действующим законодательством (л.д. 53-64).
Между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района и ООО «БайкитСтрой» заключен муниципальный контракт № 50 на проведения капитального ремонта МКОУ «Бахтинская средняя школа», срок выполнения работ: начало ДД.ММ.ГГГГ года, окончание ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.86-160)
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 123.32 ГПК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, муниципальное образование Туруханский район в лице администрации Туруханского района, а не Управление образования администрации Туруханского района, являясь Учредителем МКОУ «Бахтинская средняя школа» осуществляют полномочия собственника имущества, переданного в оперативное управление МКОУ «Бахтинская средняя школа», обязан нести бремя содержания имущества образовательного учреждения, в том числе, обеспечивать финансирование содержания данного имущества, в связи с чем доводы администрации Туруханского района о том, что они не могут являться ответчиками по данному делу являются несостоятельными.
Судом также установлено, и не оспаривается сторонами, что причиной невыполнения требований представления и.о. заместителя прокурора Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ № № МКОУ «Бахтинская средняя школа» об устранении установленных нарушений явилось проведение капитального ремонта здания школы и отсутствие финансирования со стороны учредителя.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, обязывающий ответчиков совершить определенные действия в соответствии с решением суда.
Учитывая, объем финансирования, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда для ответчика – администрации Туруханского района – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также учитывая объем работ, необходимых для исполнения требований по устранению нарушений требований пожарной безопасности для ответчика МКОУ «Бахтинская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования для заключения соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.
Статья 333.19 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В силу подпункта 3 пункта 1 указанной статьи при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6000 рублей.
Истец – прокурор Туруханского района, администрация Туруханского района, Управление образования администрации Туруханского района – освобождены от уплаты государственной пошлины (п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку иск неимущественного характера заявлен в интересах неопределенного круга физических лиц, с МКОУ «Бахтинская средняя школа» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Бахтинская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию Туруханского района выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ ««Бахтинская средняя школа» в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Бахтинская средняя школа» соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать МКОУ «Бахтинская средняя школа» заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования для заключения соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.
Взыскать с МКОУ «Бахтинская средняя школа» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Житникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 августа 2023 года.