№ 2-143/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ишим Тюменской области 21 января 2019 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Засорина М.А.,
при секретаре Васильевой Т.А.,
с участием представителя истца – помощника Ишимского межрайонного прокурора Ракитина Д.А., представителя ответчиков ФКУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>», УФСИН России по <адрес> Гежицких А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>», УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по обеспечению количества табуретов, равное лимиту наполнения исправительного учреждения, возложении обязанности обеспечения финансирования для выполнения мероприятий по обеспечению
У С Т А Н О В И Л:
Тюменский прокурор надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>» об обязании обеспечения количества табуретов, равное лимиту наполнения исправительного учреждения, установленного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений УФСИН России по <адрес>», в количестве 1687 штук, не позднее 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу, и возложении на УФСИН России по <адрес> обязанности обеспечения финансирования для выполнения мероприятий по обеспечению количества табуретов равное лимиту наполнения в количестве 1687 штук.
Требования мотивированы тем, что нормы и порядок материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы предусмотрены ст.99 УИК РФ. Во исполнение требований данной статьи УИК РФ Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принят приказ №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее - Приказ). Указанным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы (далее - Нормы). В соответствии с п.3 подраздела 1 раздела I Норм в спальном помещении общежития отряда должны иметься табуреты из расчёта 1 на человека. Между тем, в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> данное требование Закона не соблюдено. На момент проверки (21-22.11.2018) обеспеченность ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> табуретами составляла 1587 штук, потребность - 100 штук. Согласно приказу Минюста России от 15.01.2016 № 4 «Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказания по <адрес>» лимит наполняемости ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> 1687 мест, следовательно, максимальное число осуждённых в исправительном учреждении может составить 1687 человек. При имеющемся количестве табуретов ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> не сможет обеспечить ими каждого осуждённого, отбывающего наказание в исправительном учреждении. Поскольку численный состав осуждённых ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> постоянно меняется для исполнения требований законодательства исправительное учреждение должно обеспечить количество табуретов равное установленным лимитам наполняемости. Ранее, при проведении аналогичных проверок, данные нарушения выявлялись, в связи с чем, специализированной прокуратурой вносилось представление на имя начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ №). Однако на настоящий момент указанные нарушения ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> не устранены из-за отсутствия финансирования. Как установлено п. 5.12 Устава ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> при недостаточности у ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по <адрес>. Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность по соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осуждённых не только на само исправительное учреждение, но и на УФСИН России по <адрес>, поскольку ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> является подведомственным учреждением Управления (л.д. 2-6).
Представитель истца - помощник Ишимского межрайонного прокурора Ракитин Д.А. в судебном заседании на иске настаивает по основаниям указанным в заявлении. Дополнительно указывает, что данных об увеличении преступности и, соответственно, увеличения фактической наполняемости колонии строгого режима ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> он не располагает, вопрос о недостаточности табуретов по количеству отбывающих наказание осужденных не стоит. Так же не располагает данными о недостаточности у ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> денежных средств для исполнения заявленных требований.
Представитель ответчиков ФКУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>», УФСИН России по <адрес> Гежицких А.С., действующий по доверенностям с иском не согласен. В удовлетворении исковых требований просит отказать. Поддерживает представленные в суд от ответчиков письменные возражения, согласно которых установленное прокурором количество табуретов превышает количество осужденных отбывающих наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> на 391 табурет, все осужденные обеспечены табуретами в соответствии с Приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в полном объеме из расчета один табурет на одного осужденного, тем самым права осужденных в части обеспечения табуретами не нарушены. На отчетный период 2017 года количество осужденных в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> установлено в размере 1323 человека, по состоянию на 25.12.2018 г. - 1185 человек, что в свою очередь указывает на снижение количества осужденных, в связи с чем потребности в увеличении количества табуретов не возникает. При необходимости, на территории исправительной колонии имеется столярный цех, необходимые строительные материалы, в связи с чем они могут самостоятельно изготовить табуреты. В исковом заявлении указанно, что в соответствии с п. 5.12. Устава ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по <адрес>. Но в п. 5.12 Устава также сказано, что УФСИН России по <адрес> и ФСИН России несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Порядок определенный законодательством Российской Федерации установлен на стадии исполнительного производства, и не означает возможности обязывания УФСИН России по <адрес> обеспечить финансирование ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> для выполнения мероприятий по обеспечению количества табуретов равное лимиту наполнения исправительного учреждения, установленному приказом Минюста России от 15.01.2016 № 4 «Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений УФСИН России по <адрес>» в количестве 1325 штук. Кроме того срок исполнения требований не позднее 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу определен без учета времени необходимого для осуществления процедур федерального бюджетного финансирования и его реализации в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (л.д. 70-71, 78-80).
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчиков, оценив представленные письменные доказательства, считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц.
Согласно ч. 1 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с ч.3 ст. 99 УИК РФ, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
В соответствии п. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы утверждены Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении Номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведения проверки прокуратурой (21-22.11.2018), на предмет соблюдения требований законодательства в исправительных учреждениях было выявлено, что данное требование не соблюдено. На момент проверки обеспеченность ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> табуретами составляла 1587 штук. Согласно приказу Минюста России от 15.01.2016 №4 «Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», лимит наполняемости ФКУ ИК - № УФСИН России по <адрес> 1687, следовательно, потребность мест составляет 100 штук. При имеющемся количестве табуретов ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> не сможет обеспечить ими каждого осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении. Ранее, при проведении аналогичных проверок данные нарушения выявлялись, в связи с чем, выносились представления на имя начальника ФКУ ИК -№ УФСИН России по <адрес>, но до настоящего момента замечания не устранены из-за отсутствия финансирования. Согласно копии справки ФКУ ИК -№ УФСИН России по <адрес> лимит наполнения исправительной колонии №№ 1687 осужденных. По состоянию на 22.11.2018 в колонии содержится 1196 осужденных. В наличии учреждения имеется 1587 табуретов. Нет табуретов в 3 отряде 5 штук; 4 отряде – 6 штук; 7 отряде – 9 штук; 10 отряде - 10 штук; 11 отряде – 8 штук; 12 отряде – 8 штук; 13 отряде – 10 штук; 14 отряде – 8 штук; 15 отряде – 10 штук; 18 отряде – 9 штук; 20 отряде – 8 штук (л.д.7). Согласно копии выписки из справки о результатах проверки, проведённой помощником прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес>, выявлено, что в результате проверки (21-22.11.2018) в ФКУ ИК -№ УФСИН России по <адрес> при обходе жилой зоны в отрядах №№ 3, 4, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20 не у всех осужденных имеются табуреты (л.д.8). Согласно Положению об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, нормы обеспечения мебелью, инвентарём и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в общежитии предусмотрено 1 табурет на 1 человека (л.д. 36-54). В соответствии с п. 5.12. Устава ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по <адрес> в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (л.д. 17-30). Согласно анализа количества осужденных отбывающих наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> за период с 2013 по 2018 годы, установлено, что в отчетные периоды количество осужденных составляло: в 2013 - 1492 человека, в 2014 - 1498 человека, в 2015 -1453 человека, 2016 - 1454 человека, в 2017 - 1323 человека и 2018 - 1185 человек. Данный анализ показал стабильное количество осужденных не превышающее 1500 человек в период с 2013 по 2016 годы и значительное снижение количества осужденных в 2017 и 2018 годах (л.д. 88).
Приложением N 2 к приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 512) каждый осужденный должен быть обеспечен в спальном помещении общежития отряда табуретом в расчете 1 штука на 1 человека и тумбочкой прикроватной в расчете 1 тумбочка на двух человек.
Учитывая изложенное, судом установлено, что лица, отбывающие в настоящее время в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> наказание, обеспечены в спальных помещениях общежития табуретами, согласно утвержденным нормативам.
Доводы прокурора о том, что материально-бытовая обеспеченность осужденных должна осуществляться исходя из лимита наполняемости, не могут быть признаны состоятельным в связи со следующим.
Пунктом 2 Приказа N 512 установлено, что фактическая оснащенность учреждений, исполняющих уголовные наказания, мебелью осуществляется исходя из табельной положенности. Приложением N 6 "Порядок обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" табель обеспечения мебелью утверждается территориальными органами ФСИН России.
Положения об обеспечении мебелью, исходя из лимита наполнения, действующее законодательство не содержит.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено в суд данных о принятии УФСИН России по <адрес> в отношении ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> табеля положенности (табеля обеспечения мебелью), в том числе исходя из штатной численности, соответствующей лимиту наполняемости.
В связи с указанным, правовых оснований обязания ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> обеспечить табуретами исходя из лимита наполняемости, отсутствуют.
Кроме этого, согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав.
Доводы прокурора согласно искового заявления о возможном нарушении в будущем прав осужденных, которые, возможно, будут направлены для отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>, не могут являться обоснованием права на обращение в суд.
Также необоснованным суд признает заявленные требования к УФСИН России по <адрес> обязанности обеспечения финансирования для выполнения мероприятий по обеспечению количества табуретов равное лимиту наполнения в количестве 1687 штук.
При ссылке в исковом заявлении на положения п. 5.12. Устава ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>, согласно которого - при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по <адрес> в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, стороной ответчика обоснованно заявлены возражения в данной части о наступлении ответственности только в ходе исполнительных действий в отношении ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> и не достаточности средств для исполнения удовлетворенных судом требований.
Представителем истца судебном заседании признано отсутствие данных о недостаточности у ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> денежных средств для исполнения заявленных требований, что не требует дальнейшего доказывания по делу (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания" предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы. При этом финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 9 Закона).
Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику (абз. 1).
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (абз. 2).
Исходя из установленной совокупности доказательств и требований законодательства, УФСИН России по <адрес> является не надлежащим ответчиком по делу.
С учетом анализа исследованных по делу доказательств, в удовлетворении исковых требований Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>», УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по обеспечению количества табуретов, равное лимиту наполнения исправительного учреждения, возложении обязанности обеспечения финансирования для выполнения мероприятий по обеспечению - надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 1, 13, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приказом ФСИН России N 512 от 27.07.06 г. "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", ст. ст. 56, 57, 68, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>», УФСИН России по <адрес> о возложении обязанности по обеспечению количества табуретов, равное лимиту наполнения исправительного учреждения, возложении обязанности обеспечения финансирования для выполнения мероприятий по обеспечению - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2019 года.
Председательствующий Засорин М.А.