Дело № 2а-323/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 19 июня 2020 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Назаровой А.Н.,
при секретаре Назаровой О.С.,
с участием
прокурора Южского района Ивановской области Иваненко М.А.,
представителя административного истца – ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ивановской области Щепина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области (с использованием системы видеоконференц-связи) административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого ФИО1, освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, ранее судимый:
- 14 марта 2006 года Октябрьским районным судом г. Иваново по ст.ст. 161 ч.2 п. «г» УК РФ, 161 ч.2 п. «г» УК РФ, 161 ч.2 п. «г» УК РФ. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
- 29 февраля 2012 года Лазаревским районным судом г. Сочи Краснодарского края (с учетом последующих изменений) по ст. 159 ч.2 УК РФ к 3 годам лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору Октябрьского районного суда г. Иваново от 14 марта 2006 года, окончательно к 4 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Освобожден по отбытии срока наказания 26 февраля 2016 года.
Решением Южского районного суда Ивановской области от 20 января 2016 года в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок 6 лет. Решение вступило в законную силу 2 февраля 2016 года.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 20 декабря 2016 года в отношении ФИО1 установлены дополнительные административные ограничения. Решение вступило в законную силу 9 января 2017 года.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 27 ноября 2017 года в отношении ФИО1 установлены дополнительные административные ограничения. Решение вступило в законную силу 8 декабря 2017 года.
осужден 18 сентября 2018 года Перовским районным судом г. Москвы по ст. 158 ч. 2 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 12 ноября 2018 года.
Начало срока наказания: ДД.ММ.ГГГГ.
Окончание срока наказания: ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области в лице начальника ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого ФИО1 административного надзора на срок, установленный для погашения судимости по приговору Перовского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2018 года, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения выезда за установленные судом пределы территории. Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО1 имеет судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, в настоящее время отбывает наказание за совершение в период нахождения под административным надзором преступлений, за которые направлен в места лишения свободы.
В судебном заседании представитель административного истца – ФКУ ИК-2 ФКУ УФСИН России по Ивановской области поддержал требования административного искового заявлении и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Прокурор Иваненко М.А. административное исковое заявление об установлении в отношении ФИО1 административного надзора считал подлежащим удовлетворению по изложенным в нем доводам. Также считал необходимым установить ФИО1 в том числе такое административное ограничение, как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью.
Выслушав представителя административного истца, прокурора, исследовав материалы дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.3, а также п. 4 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении:
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно материалам дела и личного дела осужденного, ФИО1 ранее судим Лазаревским районным судом г. Сочи Краснодарского края 29 февраля 2012 года за совершение тяжких преступлений, при опасном рецидиве преступлений. Рецидив преступлений судом признан обстоятельством, отягчающим наказание.
Таким образом, с учетом наличия у ФИО1 непогашенной судимости за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений по приговору от 29 февраля 2012 года, основания для установления административного надзора, предусмотренные п.2 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются.
Решением Южского районного суда Ивановской области от 20 января 2016 года в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок 6 лет. Решение вступило в законную силу 2 февраля 2016 года.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, административный надзор прекращается осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
В настоящее время ФИО1 отбывает наказание по приговору Перовского районного суда г. Москвы, которым он осужден за совершение 7 июля 2018 года, то есть в период нахождения под административным надзором преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 2 УК РФ и направлен к месту отбывания наказания – в исправительную колонию строгого режима.
Данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для установления административного надзора, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поскольку ФИО1 имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16.05.2017 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 закона).
В силу ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается:
- в отношении лиц, осуждённых за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- в отношении лиц, осуждённых за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания,
на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ).
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения ФИО1 преступления по приговору от 29 февраля 2012 года), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении шести лет после отбытия наказания.
В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления средней тяжести - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, основанием для применения в отношении ФИО1 административного надзора будет являться наличие у него судимости по приговору Перовского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2018 года, которым он осужден за совершение в период нахождения под административным надзором преступления средней тяжести, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, поскольку срок административного надзора (3 года) в данном случае будет заканчиваться 25 июля 2023 года, тогда как срок административного надзора по судимости, образованной приговором Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 февраля 2012 года (6 лет), будет заканчиваться 26 февраля 2022 года.
В целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п. 2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ, считает необходимым установить ФИО1 административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Перовского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2018 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из представленной текущей характеристики осужденный ФИО1 администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно, поощрений не имеет, за период отбывания наказания имел 13 взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, в том числе 6 раз водворялся в ШИЗО, не трудоустроен, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает, регулярно на них не всегда правильно, к работам без оплаты труда по благоустройству территории учреждения относится отрицательно, заявлений о привлечении к работам без оплаты труда по благоустройству территории учреждения не поступало, на замечания в свой адрес реагирует не всегда правильно.
Кроме того, из материалов личного дела следует, что осужденный ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ поставлен на профилактический учет, как склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
ФИО1 является гражданином РФ, инвалидности не имеет, в браке не состоит, имеет среднее образование, является лицом без определенного места жительства.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные о личности ФИО1, являющегося гражданином РФ, характер и степень общественной опасности преступлений, за которые он имеет судимости, а также обстоятельства преступления по приговору от 18 сентября 2018 года, совершенного в период нахождения под административным надзором, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что ранее применяемые к осужденному административные ограничения не достигли своей цели (в части предупреждения совершения новых преступлений), поведение осужденного в местах лишения свободы при отбывании наказания в настоящее время, характеристику осужденного, представленную администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить ФИО1 административное ограничение в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора. Оснований для установления меньшего количества явок суд не усматривает.
Разрешая требования административного истца об установлении осужденному ФИО1 административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, суд приходит к следующему.
Согласно представленным сведениям, по освобождении из мест лишения свободы ФИО1 не имеет возможности проживать по адресу: <адрес> В, <адрес>.
Таким образом, возможность проживания ФИО1 по адресу: <адрес>В, <адрес> отсутствует, его место жительства после освобождения из мест лишения свободы не определено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ одним из административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица является запрещение выезда за установленные судом пределы территории. При этом в силу пункта 3 части 2 статьи 4 установление судом такого вида административного ограничения является обязательным в случае, если поднадзорное лицо не имеет места жительства или пребывания.
Понятия «место жительства» и «место пребывания» определены в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1).
Так, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Поскольку ФИО1 на день рассмотрения настоящего дела фактически места жительства не имеет и доказательств обратного суду не представлено, указанные обстоятельства в силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, являются основаниями для применения такого административного ограничения, как запрет на выезд за пределы определенной территории.
Определяя территорию, запрет на выезд за пределы которой подлежит установлению в отношении осужденного, суд учитывает, что на территории <адрес> расположен центр социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства. Кроме того, в Конституции РФ закрепляется, что каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен (п. 1 ст. 40). Российская Федерация посредством Основного Закона гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3 ст. 40 Конституции РФ).
С учетом изложенного территорией, за пределы которой подлежит установлению запрет на выезд осужденному, суд считает необходимым определить <адрес>.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Таким образом, если в дальнейшем ФИО1 будет иметь место жительства или пребывания на иной территории, он сам или орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением об отмене административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу выезжать за пределы установленной судом территории, кроме того, орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении данного административного ограничения путем его конкретизации, то есть изменения пределов территории.
Учитывая, что одно из преступлений по приговору от 14 марта 2006 года, совершено ФИО1 в ночное время суток, суд считает необходимым применение к нему административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося избранным местом жительства либо пребывания в ночное время суток, т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня. Поскольку такое административное ограничение, как запрет покидать место жительства или пребывания в ночное время может негативно повлиять на трудовую деятельность осужденного после освобождения из мест лишения свободы, суд считает возможным установить данное ограничение за исключением случаев, если это связано с его трудовой деятельностью.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Перовского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2018 года за совершение в период нахождения под административным надзором преступления средней тяжести, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить ФИО1 административные ограничения в виде:
- обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные данным органом;
- запрещение выезда за пределы территории муниципального образования – городского округа <адрес>;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью.
Разъяснить ФИО1, что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения.
Председательствующий подпись А.Н. Назарова
Решение в окончательной форме вынесено 19 июня 2020 года