Копия:
Судья Фокина Т.О. Дело № 33-1933/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.
судей Долгополовой Ю.В., Коробейниковой Л.Н.
при секретаре Сивенцевой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 10 мая 2017 года гражданское дело по иску Т.Д.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике
по апелляционной жалобе представителя истца – Т.С.А. (доверенность от 06.10.2016 г. сроком на три года) на решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 15 декабря 2016 года, которым исковые требования Т.Д.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике о признании незаконным решения от 19.09.2016 года об отказе в постановке Т.Д.В. составом семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты – оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Коробейниковой Л.Н., объяснения представителя УФСИН Ш.Т.Н., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Т.Д.В. обратился с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике с учетом уточненных требований о признании незаконным полностью решения комиссии УФСИН России по Удмуртской Республике по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН и подведомственных учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных УФСИН россии и дислоцирующихся по Удмуртской Республике, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 19.09.2016 г. об отказе Т.Д.В. составом семьи из 4-х человек в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Просил также обязать УФСИН России по Удмуртской Республике повторно рассмотреть вопрос о постановке Т.Д.В. составом семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 19.09.2016 г.
В обоснование требований истец указывает, что он проходит службу в должности инспектора отдела режима ФКУ Ижевское ВК УФСИН России по Удмуртской Республике. 13.07.2016 года он обратился с заявлением (рапортом) в комиссию УФСИН России по Удмуртской Республике по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН и подведомственных учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных УФСИН России и дислоцирующихся в Удмуртской Республике, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
19.07.2016 года Комиссией ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, ст. 53 ЖК РФ. Отказ комиссии мотивирован тем, что супруга и дети заявителя до апреля 2015 г. являлись членами семьи собственника жилого помещения и в соответствии со статьей 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации имели право пользоваться данным жилым помещением наравне с собственником. 20.04.2015 были сняты с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., ухудшили свои жилищные условия.
Считает отказ в постановке на учет незаконным, поскольку он и его семья зарегистрированы и пользуются жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащим на праве собственности в равных долях с супругой, размер площади на каждого члена семьи составляет <данные изъяты> кв.м., в то время как согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении нуждаемости в жилом помещении при обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи менее <данные изъяты> кв.м. Супруга истца в связи с созданием своей семьи не является членом семьи ее родителей, в связи с чем снятие ее и несовершеннолетних детей с регистрации по месту жительства родителей и регистрация в одной квартире с супругом не является ухудшением жилищных условий. Поскольку каких-либо умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий истцом и членами его семьи не совершалось, иных законных оснований для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в оспариваемом решении Комиссии не приведено.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, надлежащего извещенного о времени и месте судебного заседания, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Т.С.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УФСИН России по Удмуртской Республике Ш.Т.Н. иск не признала.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять новое об удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что намерения ухудшить свои жилищные условия у истца и его семьи не было. Отказывая в удовлетворении иска суд учел лишь то, что размер жилой площади на каждого члена семьи при переселении супруги истца и несовершеннолетний детей из квартиры по адресу: <адрес>, был уменьшен. При этом суд не принял во внимание, что по указанному адресу фактически проживали три семьи из девяти человек, на девять человек одна кухня, одна ванная комната, один унитаз, одна газовая плита, семья проживала в проходной комнате. Поэтому снятие с регистрационного учета в указанной квартире не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий. Умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий истцом не совершалось.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривает.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с часть 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен жилой площадью на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно—исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площадью занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно пункту 12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действий, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника;
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Судом 1 инстанции установлено, что состав семьи Т. – 4 человека: он, супруга, двое несовершеннолетних детей. Истец постоянно зарегистрирован в жилом помещении в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности отцу. Помимо него в доме зарегистрировано еще 4 человека. На каждого члена семьи приходится <данные изъяты> кв. м.
Супруга истца Ж.М.В. с 11 марта 1993 года была вселена по ордеру и зарегистрирована в квартире с родителями в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., приватизированной родителями в 2005 году. В этой же квартире были зарегистрированы несовершеннолетние дети заявителя. Всего зарегистрировано постоянно 7 членов семьи (родители, две дочери и три внука). На каждого из членов семьи приходится по <данные изъяты> кв. м. На супругу истца и его несовершеннолетних детей приходится в квартире <данные изъяты> кв. м. общей площади.
В настоящее время истец и его супруга в общей долевой собственности имеют квартиру площадью <данные изъяты> кв. м.
Учитывая суммарную площадь всех жилых помещений, приходящихся на истца и членов его семьи, Комиссия, а затем и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу, что на каждого из членов семьи заявителя приходится <данные изъяты> кв. м., что выше нормы, установленной Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.
По вопросу отнесения к членам семьи собственника жилого помещения применительно к жилищным правоотношениям суд обоснованно сослался на статьи 30 и 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, сели они вселены собственников в качестве членов своей семьи. Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Суд, исследовав материалы дела, представленные документы в обоснование заявленных требований, суд установил, что какого-либо соглашения с собственниками квартиры по <адрес>, не было, они супруга заявителя и его несовершеннолетние дети имели право пользования данным жилым помещением наравне с собственниками.
Снятие с учета в жилом помещении, где имелось право пользования наравне с собственниками, и регистрация в жилом помещении меньшей площади, обоснованно судом расценено как совершение намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании ранее указанных правовых норм.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела судом 1 инстанции установлены правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Т.Д.В. – Т.С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий – п/п - А.В.Солоняк
Судьи – п/п - Ю.В.Долгополова, Л.Н.Коробейникова
Копия верна: судья Л.Н.Коробейникова