Дело № 2а-364/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Баймышевой Н.К.,
с участием представителя истца Чеботаревой Н.А., заинтересованного лица Платонова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску публичного акционерного общества «Гайский горно-обогатительный комбинат» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области об отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
ПАО «Гайский ГОК» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Оренбургской области о признании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене.
В обоснование заявленных требований, административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда в Оренбургской области вынесено предписание № которым на ПАО «Гайский ГОК» возложена обязанность: в соответствии со ст. 22 ТК РФ ознакомить <данные изъяты> Платонова М.Н. с положением «О вознаграждении работников ПАО «Гайский ГОК» по результатам деятельности за год, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ»; «В соответствии со ст.22,129,135, ч. 6 ст. 136 ТК РФ рассмотреть вопрос о начислении и выплате <данные изъяты> Платонову М.Н. вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с Положением «О вознаграждении работников ПАО «Гайский ГОК».
Просит суд признать предписание № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его.
В судебном заседании представитель административного истца Чеботарева Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Платонов М.Н. в судебном заседании возражал против административного иска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 361 ТК РФ, решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 16 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Согласно материалам дела, по результатам проведенной Государственной инспекции труда в <данные изъяты> области в ходе проверки составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности ПАО «Гайский ГОК».
По результатам проведенной проверки государственный инспектор труда в № вынесла в адрес ПАО «Гайский ГОК» предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложила требование об устранении нарушений, отмеченных в Акте проверки, а именно:
- в соответствии со ст. 22 ТК РФ ознакомить под роспись слесаря – <данные изъяты> Платонова М.Н. с Положением «О вознаграждении работников ПАО «Гайский ГОК» по результатам деятельности за год», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ;
- в соответствии со ст. 22,129,135, ч. 6 ст. 136 ТК РФ рассмотреть вопрос о начислении и выплате <данные изъяты> Платонову М.Н. вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, в соответствии с Положением «О вознаграждении работников ПАО «Гайский ГОК» по результатам деятельности за год».
Также материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Гайский ГОК» и Платоновым М.Н. заключен трудовой договор, по условиям которого, последний принят на работу слесарем – ремонтником 6 разряда Шахтостроительного управления – Подземного участок горнокапитальных и проходческих работ №.
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Гайский ГОК» принято Положение «Об оплате труда работников Шахтостроительного управления ПАО «Гайский ГОК» №, которое введено с целью обеспечения материального заинтересованности работников Шахтостроительного управления в выполнении производственных и экономических задач, достижении положительного финансового результата деятельности, эффективном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В силу раздела 2 Положения «Об оплате труда работников Шахтостроительного управления ПАО «Гайский ГОК» №, в Обществе предусмотрена возможность выплаты премии работникам ШСУ в пределах запланированного фонда заработной платы за выполнение определенных показателей.
Премирование руководителей, специалистов и служащих Шахтостроительного управления производится в соответствии с Положением «О премировании руководителей, специалистов и служащих за основные результаты производственной деятельности ПАО «Гайский ГОК», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, источником выплаты вознаграждения являются сверхплановая чистая прибыль общества, экономия фонда заработной платы.
Таким образом, годовая премия по результатам работы в ПАО «Гайский ГОК» является стимулирующей выплатой, порядок ее начисления и выплаты предусмотрен локальным нормативным актом - Положением Об оплате труда работников Шахтостроительного управления, согласно которому выплата премии зависит от результата работы, учета качества и эффективности труда работника. В Положении отсутствует норма о том, что годовая премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.
Исходя из установленного локальным нормативным актом порядка определения размера годовой премии, государственный инспектор труда не наделен полномочиями по оценке профессионализма, эффективности и результативности деятельности конкретного сотрудника и выполнению им необходимых для работодателя задач, а потому, не вправе возлагать на работодателя обязанность рассмотрения вопроса о начислении и выплате Платонову М.Н. вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год.
Данные выплаты (премии) являются материальным стимулированием работника, которые в состав заработной платы не входят, и соответственно не являются безусловной и гарантированной выплатой, решение о выплате премии относится к исключительной компетенции руководства и является правом, а не обязанностью работодателя.
Кроме того, установлено, что по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ года, ПАО «Гайский ГОК» принято распоряжение о премировании работников Шахтостроительного управления ПАО «Гайский ГОК», в котором указан перечень работников, подлежащих премированию.
Платонов М.Н. в указанном списке не поименован.
Следовательно, вопрос о премировании работников Шахтостроительного управления ПАО «Гайский ГОК» по итогам ДД.ММ.ГГГГ года рассмотрен, по нему принято решение.
Так, в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абзац 17 статьи 22); при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (часть 3 статьи 68).
Статья 62 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя предоставить работнику по его письменному заявлению копии документов, связанных с его работой, к которым относятся: приказ о приеме на работу, приказы о переводах на другую работу, приказ об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое. При этом Положение об оплате труда работников предприятия, к таким документам действующим правовым регулированием не отнесено.
Таким образом, Положение об оплате труда не может быть отнесено к документам, связанным непосредственно с работой Платонова М.Н.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Платонов М.Н. к работодателю с просьбой о выдаче Положения «О вознаграждении работников ПАО «Гайский ГОК» не обращался, следовательно, у работодателя не возникла обязанность по ознакомлению работника с запрашиваемым локальным актом.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административном истцом требований о признании предписания Государственной инспекции труда № незаконным и его отмене.
Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░