Дело № 2а-327/2018 (№ 2а-2204/2017)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре Шапаренко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 26 апреля 2018 года административное дело по административному иску Местной религиозной организации «Церковь христиан веры Евангельской - пятидесятников «Источник жизни» о признании бездействия администрации МР «Печора» незаконным, возложении обязанности произвести действия по выкупу жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Местная религиозная организация «Церковь христиан веры Евангельской - пятидесятников «Источник жизни» (далее Церковь) обратилась в суд с административным иском к администрации МР «Печора» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия по выкупу жилого помещения, указывая в обоснование требований, что Церковь имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: **********. Жилой ********** в ********** признан в установленном порядке аварийном и подлежащим сносу, **.**.** административный истец получил от администрации МР «Печора» требование №... с предложением в срок до **.**.** в порядке ст. 32 ЖК РФ совместно с другими собственниками жилых помещений осуществить снос вышеуказанного аварийного многоквартирного дома, в данном требовании указывалось, что в случае, если собственники жилых помещений не осуществят снос вышеуказанного аварийного многоквартирного дома, то земельный участок, на котором расположен данный дом, будет изъят для муниципальных нужд и, соответственно, будет изъято принадлежащее административному истцу жилое помещение, в установленный срок собственники помещений не выполни требование о сносе аварийного дома, однако администрация МР «Печора» дальнейших мер, то есть издания соответствующего постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, а также направления собственнику изымаемого имущества проекта соглашения, содержащего цену и другие условия изъятия, не выполнила до настоящего времени, заявление административного истца о принятии такого постановления оставлено административным ответчиком без удовлетворения, в связи с чем последовало обращение в суд с настоящим административным иском.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации МР «Печора», выражающееся в непринятии постановления об изъятии у истца жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: ********** для муниципальных нужд и направления истцу уведомления о принятом решении, совместно с проектом об изъятии имущества для муниципальных нужд; возложить на администрацию МР «Печора» обязанность принять постановление об изъятии вышеуказанных жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд и направления истцу уведомления о принятом решении, совместно с проектом об изъятии имущества для муниципальных нужд, взыскать понесенные административным истцом судебные расходы.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальной собственностью МР «Печора».
В судебном заседании представитель административного истца Адевосян А.В., действующий на основании доверенности от **.**.**, представивший диплом о наличии высшего юридического образования на удовлетворении административного иска настаивал.
Представитель административного ответчика Тимошенков Е.А., действующий на основании доверенности от **.**.** №..., представивший диплом о высшем юридическом образовании, административные исковые требования не признал.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «Печора», извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пп. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 настоящего Кодекса.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 указанной статьи).
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу.
В ходе судебного разбирательства установлено:
Актом городской межведомственной комиссии №... от **.**.** многоквартирный ********** в ********** признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.25-26).
На основании постановления администрации МР «Печора» от **.**.** №... «Об утверждении муниципальной адресной программы «переселения граждан из аварийного жилищного фонда» на **** годы» и постановления Правительства Республики Коми от **.**.** №... «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на **** годы» жилой ********** в **********, включен в программу переселения.
Местная религиозная организация «Церковь христиан веры Евангельской - пятидесятников «Источник жизни» является юридическим лицом, осуществляет деятельность религиозной организации (л.д.42), административному истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: **********, общей площадью **** кв.м. (л.д.22).
Как следует из пояснений представителя ответчика, все квартиры, расположенные в данном многоквартирным доме являются муниципальной собственностью, за исключением вышеуказанной квартиры, собственником которой является Местная религиозная организация «Церковь христиан веры Евангельской - пятидесятников «Источник жизни», в настоящее время жильцы муниципальных квартир расселены в рамках программы по переселению, административному истцу было направлено требование о сносе многоквартирного ********** в **********, однако до настоящего времени данный дом не снесен. Из материалов дела усматривается, **.**.** администрацией МР «Печора» в адрес Местной религиозной организации «Церковь христиан веры Евангельской - пятидесятников «Источник жизни» направлено требование о сносе многоквартирного ********** в ********** в срок до **.**.** совместно с другими собственниками жилых помещений данного дома (л.д.10).
В требовании также указано, что в случае не осуществления сноса дома в указанный срок, земельный участок, на котором расположен указанный дом, будет изъят для муниципальных нужд, а также жилое помещение в данном доме, принадлежащее административному истцу на праве собственности.
**.**.** Местная религиозная организация «Церковь христиан веры Евангельской - пятидесятников «Источник жизни» обратилась в адрес администрации МР «Печора» с заявлением о рассмотрении вопроса изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: ********** земельного участка для муниципальных нужд (л.д.11).
Из ответа администрации МР «Печора» от **.**.** на указанное заявление следует, что помимо квартиры административного истца, иных собственников в указанном выше аварийном доме не имеется, а расселять юридическое лицо за счет адресной программы по переселению граждан администрация МР «Печора» не имеет права, в связи с чем не может принять постановление об изъятии жилого помещения – ********** спорного дома и земельного участка для муниципальных нужд (л.д.12).
Частью 13 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, вышеуказанные выделяемые средства Фонда являются целевыми могут быть направлены только на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, отселение юридических лиц за счет указанных средств не предусмотрено и осуществляется вином порядке.
Так, в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Согласно ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения, соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как следует из материалов дела распоряжением администрации МР «Печора» №...-р от **.**.** «Об определении сроков сноса домов, признанных аварийными и подлежащих сносу, сроков отселения физических юридических лиц», определен перечень домов, подлежащих сносу, а также срок их расселения (л.д.74).
Согласно приложению 1 к данному распоряжению ********** в ********** подлежит расселению и сносу в **** году (л.д.75-77).
Исходя из норм ЖК РФ, обязанность органа местного самоуправления по изъятию земельного участка и жилого помещения для государственных и муниципальных нужд возникает у него только после неисполнения собственником аварийного и подлежащего сносу жилого помещения осуществить снос этого помещения самостоятельно, то есть при неисполнении собственником возложенных на него обязательств.
Как установлено в судебном заседании, собственниками многоквартирного ********** в ********** снос дома самостоятельно не осуществлялся.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Указанная норма, в совокупности с положениями ст.32 ЖК РФ, предусматривают обязанность собственника снести строение, которое признано аварийным и подлежащим сносу. При этом, компенсация за исполнение указанной обязанности, данными нормами не установлена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом допущено бездействие в виде неосуществления сноса, с целью получения компенсации при изъятии помещения, что прямо противоречит положениям ч.4 ст.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которым никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Как установлено в судебном заседании до настоящего времени решение об изъятии как земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, так и жилого помещения, принадлежащего административному истцу в многоквартирном доме, администрацией МР «Печора» не принималось, соглашение, определяющее возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия с собственником не заключалось.
Между тем, процедура по изъятию земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: ********** начата администрацией МР «Печора», о чем свидетельствует направление административному истцу требования о сносе дома, направленное в адрес административного истца **.**.**.
Каких-либо допустимых доказательств того, что в случае если ответчик не произведет изъятие земельного участка и жилого помещения незамедлительно, будут нарушены права административного истца Местной религиозной организацией «Церковь христиан веры Евангельской - пятидесятников «Источник жизни» не представлено, а с учетом того, административным истцом допускалось бездействие в виде неосуществления сноса самостоятельно, а срок сноса дома и отселения юридического лица (до **** года), установленный распоряжением администрации МР «Печора» №...-р от **.**.**, не истек, оспорен не был, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца.
Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика администрации МР «Печора» суду указал, что администрация МР «Печора» планирует принять решение об изъятии у административного истца жилого помещения, расположенного по адресу: **********.
Учитывая, что срок сноса ********** в ********** и отселения юридического лица был определен до **** года, решение об изъятии у административного истца жилого помещения должно быть принято административным ответчиком до указанного срока сноса жилого дома, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку факт наличия бездействия администрации МР «Печора» по непринятию в настоящий момент решения об изъятии у административного истца жилого помещения, расположенного по адресу: ********** для муниципальных нужд и не направлению истцу уведомления о принятом решении совместно с проектом соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 186 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Местной религиозной организации «Церковь христиан веры Евангельской - пятидесятников «Источник жизни» о признании бездействия администрации МР «Печора» незаконным, возложении обязанности произвести действия по выкупу жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья - И.В.Филиппова
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.