Решение по делу № 2а-907/2021 от 30.06.2021

Дело № 2а-907/2021

УИД-13RS0019-01-2021-001681-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рузаевка                                                                                     30 июля 2021 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Гуриной М.У.,

при секретаре Колтуновой М.В.,

с участием в деле:

Рузаевского транспортного прокурора,

заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рузаевского транспортного прокурора, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению,

установил:

Рузаевский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о            признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ссылаясь                 на то, что Рузаевской транспортной прокуратурой при мониторинге информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлен факт размещения в сети «Интернет» информации                 с предложением о продаже сыров, страной происхождения которых является Италия, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации. Распространение в сети «Интернет» такой информации нарушает требования, установленные законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560                        «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в целях защиты национальных интересов Российской Федерации запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации             отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,                    страной происхождения которых является государство, принявшее решение                о введении экономических санкций в отношении российских юридических              и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.                      Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 постановлением Правительства Российской Федерации от                                7 августа 2014 г. №778 определен Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Просит признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную на интернет-страницах:

    -<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Участвующие в деле лица, их представители, в судебное заседание              не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд пришел к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, их явка не признана судом обязательной.

Исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.

При рассмотрении административного дела судом установлено,                     что Рузаевской транспортной прокуратурой при мониторинге информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлен факт размещения информации с предложением о продаже сыров, страной происхождения которых является Италия, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, на страницах сайта в сети «Интернет»:

      <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

По результатам мониторинга Рузаевской транспортной прокуратурой составлен акт.

Указанные обстоятельства послужили основанием обращения прокурора с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации, регулирует Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»                 (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от                 27 июля 2006 г. №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

     Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ).

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от                 27 июля 2006 г. №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено                              (часть 2 статьи 15.1).

Понятия, используемые в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ, содержит статья 2, согласно которой сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13); страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»              (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).

В силу положений пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При установлении является ли информация, размещенная в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд исходит из следующего.

Правовую основу применения специальных экономических мер и принудительных мер составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, Федеральный закон «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. №281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от                            30 декабря 2006 г. №281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» специальные экономические меры применяются                 в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения                 (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. №281-ФЗ                   «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»).

Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретного иностранного государства или иностранной организации и граждан и сроке, в течение которого эти экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации                           (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. №281-ФЗ                  «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»). Полномочия Президента Российской Федерации по принятию решения о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности предусмотрены также Федеральным законом от                                  28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» (подпункт «а» пункта 6      статьи 8).

В целях защиты национальных интересов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560                      «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее также                         Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560) запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Правительству Российской Федерации поручено определить перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 Указа (подпункт «а» пункта 2).

Действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от                               6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», продлевалось на соответствующие периоды указами Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. №320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 29 июня 2016 г. №305                          «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 30 июня 2017 г. №293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 12 июля 2018 г. №420                             «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24 июня 2019 г. №293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 2020 г. №730 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» действие отдельных специальных экономических мер продлено с 1 января по 31 декабря 2021 г.

Во исполнение указов Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. №778 введен по 31 декабря 2021 г. запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.

Запрет, указанный в пункте 1 настоящего постановления, не распространяется на ввозимые сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие при осуществлении их транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны                       с соблюдением условий, установленных пунктом 1.1 Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению (Указ Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 г. №391 (ред. от 19.06.2020) «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»).

Согласно пункту 2 Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2021 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. №774, запрещенная к ввозу продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта (протокола) о факте изъятия.

Таким образом, критерием применения ответных специальных экономических мер является происхождение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень, определенный постановлением Правительства Российской Федерации.

Под происхождением товара в международном таможенном праве принято понимать принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров (раздел I «Общие положения» Правил определения происхождения товаров).

При рассмотрении административного дела установлено, что на страницах сайта в сети «Интернет» размещена информация с предложением о продаже сыров, страной происхождения которых является Италия.

Италия входит в число стран Европейского союза, с которыми запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации               отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых они являются.

Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от                          7 августа 2014 г. №778, содержит наименование товара и код ТН ВЭД ЕАЭС (утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54), которым следует руководствоваться для целей применения перечня.

В Перечень включены молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания) (коды ТН ВЭД ЕАЭС из 0401,              из 0402, из 0403, из 0404, из 0405, 0406).

Исходя из текста товарной позиции ТН ВЭД 0406, по данному коду классифицируются в том числе сыры.

Таким образом, сыры, страной происхождения которых является государство - член Европейского Союза, с которым запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по перечню, подпадают под действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации                           от 6 августа 2014 г. №560.

Соответственно информация с предложением о продаже сыров, страной происхождения которых является Италия, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, размещенная на страницах сайта в сети «Интернет», нарушает требования, установленные законодательством Российской Федерации.

В силу положений главы 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по административному исковому заявлению прокурора вправе признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет», информацией распространение которой запрещено.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам, предусмотренным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд признает информацию с предложением о продаже сыров, страной происхождения которых является Италия, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, размещенную в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При рассмотрении административного дела установлено, что                страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

При рассмотрении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом                случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета                           (часть 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В случае, если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, относятся на лиц, которые их понесли, и не подлежат распределению судом (статья 265.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, от обязанности по уплате государственной пошлины был освобожден.

Поскольку лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, распределению не подлежит.

Заявлений о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением административного дела, от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьей 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

заявленные Рузаевским транспортным прокурором требования в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации                   о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию с предложением о продаже сыров, страной происхождения которых является Италия, запрещенных к ввозу               на территорию Российской Федерации, размещенную на страницах сайта в сети «Интернет»:

        -<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда является основанием для включения страниц сайта                  в сети «Интернет», на которых размещена информация с предложением                  о продаже сыров, страной происхождения которых является Италия, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (Зеленский съезд, д. 4, Бокс № 5, Нижний Новгород, 603951) для включения указанной выше интернет-страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Рузаевского районного суда

    Республики Мордовия     М.У.Гурина.

1версия для печати

2а-907/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рузаевская транспортная прокуратура
Другие
Управление Роскомнадзора по РМ
Суд
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
ruzaevsky.mor.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация административного искового заявления
30.06.2021Передача материалов судье
02.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2021Подготовка дела (собеседование)
20.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее