Решение по делу № 33-4557/2024 от 29.03.2024

Судья: Ильичева Н.П.                                  № 33-4557/2024

№ дела в 1-й инст. №2-668/2022

УИД 91RS0011-01-2022-000172-22

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь                         08 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего         Балема Т.Г.,

судей                      Каменьковой И.А.,

Пономаренко А.В.,

при секретаре              Мустафаевой Э.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов Овсиенко Ж.В., к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, третьи лица: Овсиенко В.В., Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, о понуждении предоставить жилье по договору социального найма,

по апелляционной жалобе Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 19 февраля 2024 года,

установила:

заместитель прокурора Черноморского района Республики Крым подал иск в суд в интересах Овсиенко Ж.В. к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о понуждении предоставить жилье по договору социального найма.

Заявленные исковые требования обоснованы тем, что при проведении прокуратурой района проверки соблюдения администрацией Черноморского сельского поселения Республики Крым требований законодательства при использовании и распоряжении объектами недвижимости, переданными в муниципальную собственность, а также соблюдения жилищных прав Овсиенко Ж.В., установлено, что в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 31 октября 2018 №2132-1/18 и распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р, нежилое здание общежития, расположенное по адресу: Республика <адрес>, безвозмездно передано в муниципальную собственность муниципального образования Черноморский район. Передаточный акт подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Черноморского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ проведено комиссионное обследование всего здания, расположенного по адресу: Республика <адрес>, на предмет его пригодности для постоянного проживания, о чем составлен акт и согласно выводов комиссии объемно-планировочное решение помещения не соответствует требованиям строительных и санитарных норм, применимых к многоквартирным домам, в доме отсутствуют централизованное отопление и газоснабжение, для образования отдельных квартир, в доме необходимо к каждому помещению оборудовать индивидуальные санитарные узлы, провести водо- и теплоснабжение. Указанные обстоятельства не позволяют перевести помещение по <адрес>, в статус жилого, а постоянное проживание в доме, не соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, нарушает права его жильцов. В настоящее время Овсиенко Ж.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, иного жилья в собственности не имеет. На основании изложенного, заместитель прокурора просил возложить на Администрацию Черноморского сельского поселения обязанность в течение трех месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, предоставить Овсиенко Ж.В. благоустроенное жилье на основании договора социального найма.

Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 19 февраля 2024 года исковые требования заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов Овсиенко Ж.В., удовлетворены.

На Администрацию Черноморского сельского поселения возложена обязанность в течение трех месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, предоставить Овсиенко Ж.В. благоустроенное жилье на основании договора социального найма.

Не согласившись с указанным решением, Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не исследовались, и не давалась правовая оценка действиям органа местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Судом не исследован вопрос о наличии в распоряжении Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым муниципального жилищного фонда, с помощью которого возможно обеспечить Овсиенко Ж.В. жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма. Указывает, что отсутствует возможность, в рамках действующего законодательства и возложенных полномочий, реализовать принятый судебный акт.

В письменных возражениях, поданных заместителем прокурора Черноморского района Республики Крым на апелляционную жалобу, просит в удовлетворении жалобы отказать, а решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: Овсиенко Вероники Викторовны, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Шалева М.В. поддержала исковые требования, просила удовлетворить.

Истец Овсиенко Ж.В. и третье лицо Овсиенко В.В. заявленные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика по доверенности Свитенко И.Н. против удовлетворения иска возражала, пояснила, что спорное жильё не признавалось непригодным в установленном порядке. Здание общежития было поставлено на кадастровый учёт как нежилое. Согласно выводам строительно-технического заключения перевод нежилого здания общежития в статус многоквартирного дома невозможен. В полномочия органа местного самоуправления не входит финансирование строительства или реконструкции объектов капитального строительства.

Министерство ЖКХ Республики Крым направило в суд письменные пояснения, в которых представитель просил рассматривать дело без его участия. Дало разъяснения о порядке переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Инспекция по жилищному надзору Республики Коым направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, при имеющейся явке.

Заслушав доклад судьи Балема Т.Г., пояснения сторон, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 31 октября 2018 года № 2132-1/18 «О даче согласия Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования Черноморский район Республики Крым» и распоряжением Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2018 года № 1615-р «О передаче имущества из государственной собственности в муниципальную собственность» нежилое здание общежития с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>, безвозмездно передано в муниципальную собственность муниципального образования Черноморский район. Передаточный акт подписан сторонами 27 февраля 2019 года.

Решением Черноморского районного совета от 28 марта 2019 №1263 указанный объект недвижимого имущества передан в собственность муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, который принят решением Черноморского сельского совета Черноморского района республики Крым 104 (внеочередного) заседания 1 созыва 559 от 10 апреля 2019 года «О принятии в муниципальную собственность муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым недвижимого имущества». Передаточный акт № 3 подписан сторонами 12 апреля 2019 года.

В соответствии с записью о праве муниципальной собственности, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 22 марта 2019 года, указанное общежитие имеет статус нежилого помещения, вместе с тем, согласно схематического плана общежития по ул. Кирова, 79, в указанном помещении имеются жилые комнаты, что подтверждается копией документов БТИ по состоянию на 14 октября 1999 года, на 01 марта 2013 года.

Судебным рассмотрением установлено, что в общежитии по <адрес>, зарегистрирована Овсиенко Ж.В., право на проживание которой подтверждено решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17 апреля 2018 года по делу № 2-254/2018.

Овсиенко Ж.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, под порядковым номером 61, дата постановки – 30 сентября 1987; иного жилья в собственности не имеет, что подтверждается извлечением из Списка граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, общая очередь (на январь 2023 года).

28 декабря 2023 года Администрацией Черноморского сельского поселения проведено комиссионное обследование всего здания по <адрес> на предмет его пригодности для постоянного проживания, о чем составлен акт за , согласно которому, без оборудования внутренних коммуникаций, позволяющих обеспечить вновь образованные квартиры, отоплением, вентиляцией, водоснабжением, канализацией, электроснабжением, перевод нежилого здания (общежития) в статус многоквартирного жилого дома невозможен, поскольку это не соответствует требованиям строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и иным нормам и правилам, установленным в Российской Федерации.

Согласно с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Согласно пункту 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. При этом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42 Положения).

Как указано в пункте 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обоснованных документов.

При этом, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель в соответствии с пунктом 45 Положения предоставляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацами третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Согласно пункту 47 Положения, по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из системного анализа пунктов 42, 45, 47, 48 Положения, следует, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вместе с тем такого заключения истцом в материалы дела не представлено.

Представленный в материалы дела Акт №38 от 28.12.2023 года обследования помещения нежилого здания (общежития) расположенного по <адрес>, пгт. Черноморское (л.д.25), согласно которому объёмно-планировочное решение помещения не соответствует требованиям строительных и санитарных норм, применяемых к статусу многоквартирного дома, не является соответствующим заключением по смыслу вышеизложенных норм закона.

Согласно Акту без оборудования внутренних коммуникаций, позволяющих обеспечить вновь образованные квартиры отоплением вентиляцией, водоснабжением, канализацией, электроснабжением. Перевод нежилого здания (общежития), расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Черноморское, в статус многоквартирного жилого дома невозможен, поскольку это не соответствует требованиям строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и иным норам и правилам, установленным в Российской Федерации.

Однако вывод о невозможности изменения статуса общежития на многоквартирный дом не свидетельствует о непригодности для проживания жилого помещения, занимаемого истцом, поскольку законодательством установлен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания граждан, однако истцом не были представлены доказательства обращения в установленном законом порядке с соответствующим заявлением.

В целях реализации названных конституционных положений в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Так, в силу пунктов 1, 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во внеочередном порядке жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Анализ приведенных выше положений материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон, фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств позволяет сделать вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора в интересах Овсиенко Ж.В.

Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, судебная коллегия руководствуется ст. 57 ЖК РФ, исходит из того, что истец не относятся к категории лиц, которым во внеочередном порядке, применительно к п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ должно быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления. Занимаемое истцом жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось.

Более того решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17.04.2018 года по делу 2-254/2018, которым оставлен без удовлетворения иск ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» к Овсиенко Ж.В. о выселении и снятии с регистрационного учёта без предоставления жилого помещения, установлено, что занимаемое Овсиенко Ж.В. на законных основаниях является жилым, признано её право на проживание в нём.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Констатировав своим определением от 23 мая 2024 года наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, а данное обстоятельство в силу части 4 статьи 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое судебное решение с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Черноморского районного суда Республики Крым от 19 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов Овсенко Ж.В., отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:                    Т.Г. Балема

Судьи:                                И.А. Каменькова

                                    А.В. Пономаренко

33-4557/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Республики Крым
Овсиенко Жанна Владимировна
Заместитель прокурора Черноморского района Республики крым
Ответчики
Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района РК
Другие
Овсиенко Вероника Викторовна
Инспекция по Жилищному Надзору Республики Крым
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
29.03.2024Передача дела судье
16.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
18.07.2024Судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее