Решение по делу № 2а-3483/2021 от 07.07.2021

Дело № 2а-3483/2021

РЕШЕНИЕ

по административному делу

Именем Российской Федерации

27 августа 2021 года                                г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Филипповой К.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Егорова Дмитрия Сергеевича об оспаривании ответа прокуратуры Смоленской области,

УСТАНОВИЛА:

Егоров Д.С. обратился в суд с административным иском об оспаривании ответа прокуратуры от 12.08.2020, указав следующее.

Прокурору было подано заявление, содержащее несогласие административного истца с оглашением показаний засекреченного свидетеля в зале суда без согласия сторон, что отражено в приговоре Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что ответ прокурора на данное обращение не мотивирован и не обоснован, противоречит положениям ч.2.1 ст.281 УПК, правовой позиции Верховного Суда, приведенной в постановлении пленума от ДД.ММ.ГГГГ , а также ст.6 Конвенции о защите прав человека.

Просит суд признать незаконным ответ прокурора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Егоров Д.С., принимавший участие в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, поддержал административный иск. Дополнительно пояснил, что результатом рассмотрения его обращения должна была стать подача прокурором жалобы в порядке надзора на приговор Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ.

Старший прокурор прокуратуры Смоленской области Заболоцкая И.В. возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила суду, что ответ на обращение Егорова Д.С. дан уполномоченным должностным лицом в установленный срок, ответ является полным и мотивированным. Законность приговора проверялась судами апелляционной и кассационной инстанции и не подлежит оценке суда при рассмотрения настоящего дела.

Представитель административного ответчика допущен к участию в деле без предъявления диплома о высшем юридическом образовании на основании п.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 2 ноября 2011 N 378, ч.1 ст.40.1 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации".

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие (ч.5 ст.38 КАС РФ).

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

Настоящее административное исковое заявление об оспаривании решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока.

В силу ч.1 ст.94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вместе с тем, как разъяснено в п.42 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020, отказ в удовлетворении административного искового заявления исключительно по мотиву пропуска срока обращения в суд, без принятия судом мер, направленных на выяснение обстоятельств, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, без установления иных обстоятельств, предусмотренных ч.9 ст.226 КАС РФ, а также без исследования фактических обстоятельств административного дела является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан РФ предусмотрен нормами ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу п.1, п.5 ст.4 названного Закона под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Закона).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ч.1 ст.10).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 Закона).

Как разъяснено в п.62 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В силу ст.1 ФЗ РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Ленинского района г.Смоленска поступила жалоба Егорова Д.С. на законность приговора Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, в которой заявитель указывал на нарушения судом норм процессуального права, выразившиеся в оглашении показаний засекреченного свидетеля, которые были положены в основу обвинения и просил провести проверку в порядке ст.124 УПК РФ.

Жалоба в порядке ч.3 ст.8 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлена для рассмотрения в прокуратуру Смоленской области, поступила ДД.ММ.ГГГГ.

По жалобе старшим прокурором уголовно-судебного отдела прокуратуры дано заключение об отсутствии оснований для постановки вопроса о принесении кассационного представления на приговор суда.

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника уголовно-судебного отдела прокуратуры Смоленской области дан ответ на жалобу Егорова Д.В., в котором указано на отсутствие оснований для признания недопустимым доказательством показаний свидетеля «Сидорова» и принесения кассационного представления на приговор суда.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.

В соответствии с ч.1 ст.26 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Также согласно положениям ст.29 Закона органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В силу норм ст.35, ст.36 Закона прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.

В силу п.1.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Под обращением понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство (пп.1 п.1.9 Инструкции).

Согласно п.3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования (п.2.1 Инструкции).

При этом согласно п.2.5 Инструкции жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

Такой порядок для решений должностных лиц предусмотрен ст.124 УПК РФ, а для обжалования вступившего в законную силу приговора суда – главой 47.1 УПК РФ.

Прокурору субъекта Российской Федерации и его заместителям предоставлено право обратиться с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в апелляционном порядке, а также вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции (ч.2.1 ст.401.2 УПК РФ).

Оценивая оспариваемое решение на соответствие требованиям перечисленных норм, суд приходит к убеждению, что ответ на жалобу Егорова Д.С. дан уполномоченным должностным лицом органа прокуратуры в пределах установленного законом срока, является мотивированным и полным в пределах компетенции прокурора относительно поставленного в обращении вопроса.

При установленных обстоятельствах, основания для удовлетворения административного иска Егорова Д.С. отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Егорова Дмитрия Сергеевича об оспаривании ответа прокуратуры Смоленской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                           И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2021.

2а-3483/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Егоров Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Прокуратура Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Куделина И.А.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
08.07.2021Передача материалов судье
12.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.08.2021Предварительное судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее