Решение по делу № 2-1111/2022 от 24.01.2022

Дело № 2-1111/2022

УИД 76RS0013-02-2022-000212-24

Мотивированное решение изготовлено 9.03.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Косенковой О.В.,

при секретаре Калятиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 02 марта 2022 года гражданское дело по иску Веселовой Татьяны Петровны к Муниципальному учреждению «Центр социальных выплат» об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

Веселова Татьяна Петровна обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению «Центр социальных выплат» об оспаривании действий.

В обоснование иска указано, что решением МУ «Центр социальных выплат» № от ДД.ММ.ГГГГ года Веселовой Т.П. назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Дополнительно сообщалось, что вине истца в период с ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете образовалась переплата в размере 19 669, 39 рублей, которая является неосновательным обогащением и подлежит возврату. Данное решение истец полагает незаконным по следующим основаниям: Веселова Т.П. являлась собственником жилого помещения (однокомнатной квартиры) по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с ухудшением состояния здоровья, <данные изъяты>, во избежание мошеннических действий с недвижимостью, родственниками было принято решение о переоформлении права собственности на квартиру с сохранением за Веселовой Т.П. права регистрации и пожизненного пользования жилым помещением и коммунальными услугами. Вследствие чего Веселова Т.П. утратила право на получение субсидии как собственник жилого помещения, но одновременно с этим приобрела данное право, как наниматель жилого помещения по договору найма. Изменилось только основание оформления данного права, при этом ответственность за надлежащее оформление прав малоимущих граждан на получение мер государственной поддержки возложена на сотрудников уполномоченного органа. В период с ДД.ММ.ГГГГ года с заявлением в МУ «Центр социальных выплат» по г. Рыбинск Ярославской области о назначении субсидии собственнику жилого помещения, Веселова Т.П. не обращалась. Какой-либо ложной, не соответствующей действительности, информации не предоставляла. Уполномоченные лица МУ «Центр социальных выплат», не извещая Веселову Т.К., как получателя услуг, в указанный период самостоятельно приняли решение о пролонгации права на получение субсидии по оплате услуг ЖКХ. Имея доступ ко всем информационным ресурсам для надлежащего оформления прав граждан, актуальность информации проверена не была, следовательно, ответственность за такие действия должна быть возложена на лицо, принявшее данное решение. Недобросовестности в получении субсидии на оплату ЖКХ в спорный период не имеется. В добровольном порядке исправить допущенное нарушение в целях восстановления прав истца МУ «Центр социальных выплат» отказался.

В качестве правовых оснований истец ссылается на п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец Веселова Т.П. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям.

Представитель МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска в судебное заседание не явился, в возражениях на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ г. истцу, как собственнику жилого помещения, была назначена субсидия на период с ДД.ММ.ГГГГ г. В заявлении Веселова Т.П. взяла на себя обязательство о том, что при наступлении обстоятельств, влияющих на уменьшение размера субсидии либо вызывающих прекращение права на получение субсидии, основания проживания, гражданства, состава семьи, материального положения, сообщить учреждению в течение 1 месяца о наступлении указанных событий и представить в учреждение документы, подтверждающие эти события. Истец не сообщила о том, что 17.06.2020 подарила квартиру, на которую была назначена субсидия, ФИО1 Поскольку истец была получателем субсидии по ДД.ММ.ГГГГ и подпадала под действие постановления Правительства РФ № 420 от 02.04.2020, субсидия ей была продлена в беззаявительном порядке без предоставления документов на период с ДД.ММ.ГГГГ. Подпадая под действие постановления Правительства РФ №1703 от 19.10.2020г. субсидия была продлена в беззаявительном порядке с ДД.ММ.ГГГГ. Веселова Т.П. вновь обратилась в учреждение с заявлением о предоставлении субсидии, предоставив договор дарения. МУ принято решение о назначении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ года. Из представленных документов следовало, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истец, ни собственником квартиры, ни нанимателем указанного жилого помещения не являлась, следовательно, права на получение субсидии на оплату жилого помещении и коммунальных услуг не имела. В результате чего образовалась переплата в сумме 19669 руб. 39 коп.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

    Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее субсидия).

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения, предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации; норма приведена в редакции, действующей в период предоставления ответчику субсидии).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту также Правила).

Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункты 7, 8, 14 Правил).

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пункт 60 Правил).

В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Веселовой Т.П. на праве собственности принадлежало жилое помещение - однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Веселова Т.П. обратилась в МУ «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату данного жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив необходимый комплект документов, в том числе документ о владении жилым помещением.

На основании указанного заявления Веселовой Т.П. была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Веселова Т.П. подарила квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ФИО1 По условиям договора дарения даритель сохраняет право пожизненного проживания в указанной квартире (п. 8).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г.» установлено, что в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.

В случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 октября 2020 г. по 1 апреля 2021 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.

Поскольку истец являлась получателем субсидии по ДД.ММ.ГГГГ субсидия ей была продлена в беззаявительном порядке без предоставления документов на период с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку Веселова Т.П. была получателем субсидии по ДД.ММ.ГГГГ, то субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг вновь была ей продлена с ДД.ММ.ГГГГ в беззаявительном порядке без предоставления документов.

ДД.ММ.ГГГГ Веселова Т.П. обратилась в МУ «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении субсидии, предоставив необходимый комплект документов, в том числе договор дарения жилого помещения по адресу: <адрес> и договор найма жилого помещения по данному адресу от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Центр социальных выплат» принято решение № о назначении субсидии на оплату данного жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 2 451,57 рублей.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Веселовой Т.П. сообщалось, что в результате прекращения права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года на лицевом счете истца образовалась переплата в размере 19 669,39 рублей, необоснованно полученные в качестве субсидии средства будут учтены в счет назначенной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 6).

Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Таким образом, в соответствии с действующим правовым регулированием порядка назначения и выплаты субсидии, уполномоченный орган на протяжении всего времени предоставления Веселовой Т.П. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе при ее продлении в беззаявительном порядке в период с ДД.ММ.ГГГГ не был лишен возможности провести надлежащую проверку, предусмотренную пунктами 8(1), 11 Правил, в порядке реализации предоставленных им полномочий и возложенных обязанностей, сделать соответствующие запросы, и, как следствие, принять соответствующие решения.

Кроме того, из материалов дела следует, что Веселова Т.П. с момента регистрации перехода права собственности на жилое помещение, в котором она зарегистрирована, к другому лицу, продолжает проживать в квартире, несет расходы по ее содержанию.

Доказательств того, что при наличии у истца Веселовой Т.П. права пользования жилым помещением, фактического проживания в нем и несения соответствующих расходов за пользование жилым помещением, она не имела права на получение субсидии в спорный период по иному основанию либо субсидия была бы ей предоставлена в меньшем объеме стороной истца в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.

Также суд учитывает требования пункта 11 Правил, из которых следует, что возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа.

С требованием о добровольном возмещении субсидии уполномоченный орган не обращался, а лишь вынес решение об удержании в счет назначенной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ г. Такого основания возврата излишне уплаченной суммы субсидии Правила не содержат.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что выплаченная Веселовой Т.П. субсидия за период с ДД.ММ.ГГГГ не является неосновательным обогащением и возврату не подлежит, решение муниципального учреждения «Центр социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ об удержании с Веселовой Татьяны Петровны 19 669,39 рублей является незаконным и подлежит отмене.

При таком положении, суд приходит к выводу о возложении на МУ «Центр социальных выплат» обязанности по выплате Веселовой Т.П. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать решение муниципального учреждения «Центр социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ об удержании с Веселовой Татьяны Петровны 19 669,39 рублей незаконным.

Возложить на муниципальное учреждение «Центр социальных выплат» обязанность выплатить Веселовой Татьяне Петровне субсидию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Косенкова

2-1111/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Веселова Татьяна Петровна
Ответчики
МУ "Центр социальных выплат"
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Косенкова О.В.
Дело на сайте суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.02.2022Предварительное судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2022Дело оформлено
02.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее