Решение по делу № 2-725/2016 от 11.08.2016

Дело № 2-725/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

05 сентября 2016 года гражданское дело по иску Кукольщиковой В.Т. к администрации муниципального образования сельского поселения «Вухтым» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, взыскании судебных расходов

установил:

Кукольщикова В.Т. обратились в суд к Администрации СП «Вухтым» с иском об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что по договору социального найма, вместе с членами семьи, проживают в квартире, расположенной по адресу: РК, Прилузский район, п.с.т. Кыддзявидзь <адрес> общей площадью 57,8 кв.м., которая признана непригодной для проживания. До настоящего времени иное жилое помещение, пригодное для проживании, истцу не предоставлено. При изложенных обстоятельствах, обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит обязать администрацию поселения предоставить ей другое жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, и находящееся в границах данного населенного пункта. Также просит взыскать с ответчика понесенные по делу судебные расходы на общую сумму <данные изъяты>.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика в суде иск признал в полном объеме..

Третьи лица, ФИО1 и ФИО2 исковые требования Кукольщиковой В.Т. поддерживают.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, рассмотрев иск в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Установлено, что Кукольщикова В.Т. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: РК, Прилузский район, п.с.т. Кыддзявидзь, <адрес>. В жилом помещении также зарегистрированы Андреевы М.Б. и А.В.

26.08.2011г. между сторонами в устной форме был заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого АМР «Прилузский» (наймодатель) передала Кукольщиковой В.Т. (наниматель) и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, <адрес> п. Кыддзявидзь, общей площадью 57,8 кв.м., для проживания в нем.

Согласно ст. 15 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г.), при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом обращено внимание судов на то обстоятельство, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Актом обследования помещения № 30 от 08.05.2015г., составленным межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы МР «Прилузский» за № 360 от 31.03.2015г., № 1640 от 14.12.2011г. установлено, что в ходе обследования находящейся в муниципальной собственности квартиры жилого дома <адрес> п.с.т. Кыддзявидзь выявлено: частичное разрушение фундамента, повреждение венцов гнилью и трещинами, прогибы и просадки, уклоны пола, следы протечек на потолке, перекос дверных и оконных косяков, мелкие трещины в штукатурке печи, потеря эластичности изоляции проводов

На основании Акта, составленного по результатам обследования, межведомственная комиссия пришла к заключению, согласно которого квартира <адрес> п.с.т. Кыддзявидзь не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в части пункта 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещении непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 и непригодна для постоянного проживания.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ст. 85 Жилищного Кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять

В соответствии с п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение указанных норм права не зависит от субъекта обращения.

Между тем, до настоящего времени иное жилое помещение, взамен признанного непригодным для проживания, истцу не предоставлено.

Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 ч. 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Соответственно, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Согласно подп. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (в ред. от 29.06.2015г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в т.ч: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (часть 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Коми от 09.12.2014г. № 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением осуществления муниципального жилищного контроля закреплено за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 3 ст. 2 ЖК РФ).

Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено, что именно администрация СП «Вухтым», с учетом возложенных на неё обязанностей, должна предоставить истцу и членам ее семьи равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на условиях найма и на праве собственности, иных жилых помещений истец не имеет.

Письменными материалами дела доказано также, что общая площадь кв. дома <адрес> п.с.т. Кыддзявидзь составляет 57,8 кв.м.

Согласно постановления главы СП «Вухтым» от 01.10.2009 года № 28, средним уровнем благоустройства жилых помещений на территории п.с.т. Кыддзявидзь считаются жилые дома с печным отоплением и с расстоянием до источников водоснабжения до 200 метров.

Следовательно, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения, взамен признанного непригодным для проживания, расположенного в п.с.т. Кыддзявидзь Прилузского района, общей площадью не менее 57,8 кв.м., благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта – то есть жилое помещение с печным отоплением и расстоянием до источников водоснабжения – до 200 метров.

Подлежащими удовлетворению суд находит и требования истца о взыскании понесенных по делу судебных расходов, по нижеприведенным основаниям.

Так, согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Частью 1 ст. 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При обращении в суд заявителем была уплачена государственная пошлина за подачу иска в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается чек-ордером от 09.08.2016г. № 90.

Таким образом, понесенные Кукольщиковой В.Т. расходы в виде расходов на уплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, подлежат возмещению ответчиком.

Кроме того, статья 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит, в том числе: расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы

В силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016г. № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", перечень судебных издержек, предусмотренный кодексом, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.

Отсюда, в рамках настоящего спора суд признает необходимыми расходы, понесенные истцом в связи с получением справки БТИ от 29.07.2016г. № 133, в размере <данные изъяты>, и полагает необходимым указанную сумму взыскать с ответчика в пользу истца.

Что касается требований заявителя о взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд исходит из следующего.

В материалах дела имеется договор возмездного оказания услуг№ 2446 от 04.08.2016г., согласно которого Кукольщикова В.Т. (заказчик) поручила РОО «Центр защиты потребителей» (исполнитель) выполнить следующие юридические действия: сбор документов для подготовки и подачи искового заявления, составление и подача искового заявления об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного.

В соответствии с п. 3.1 вышеуказанного договора, заказчик выплачивает исполнителю за исполнение поручения по настоящему договору <данные изъяты> рублей.

Факт оплаты истцом вышеуказанной суммы подтверждается представленной суду квитанцией к приходному кассовому ордеру № 2446 от 04.08.2016г.

Таким образом, из представленных суду документов следует, что при рассмотрении настоящего дела заявителем были понесены судебные расходы в виде расходов по оплате услуг представителя на общую сумму <данные изъяты> рублей.

При определении размера суммы, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает обстоятельства данного делахарактер и объем проделанной представителем работы, в т.ч. сбор документов, подготовка и составление искового заявления, и, исходя из требований разумности и справедливости, считает возможным взыскать с администрации СП «Вухтым» расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

В этой связи, общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составит <данные изъяты>.

Одновременно судом учитывается, что в ходе настоящего судебного заседания, до начала рассмотрения дела по существу, от представителя ответчика поступило заявление о признании иска в полном объеме.

В соответствии с п.3. ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Процессуальные последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем свидетельствуют его подпись в представленной суду расписке, приобщенной к материалам дела.

Отсюда, учитывая, что признание настоящего иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц; суд считает возможным принять признание иска и вынести решение об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Принять признание иска ответчиком.

Иск Кукольщиковой В.Т. к администрации муниципального образования сельского поселения «Вухтым» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, взыскании судебных расходов – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Вухтым» предоставить Кукольщиковой В.Т. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте населенного пункта п.с.т. Кыддзявидзь, площадью не менее 57,8 кв.м., в доме с печным отоплением и расстоянием до источников водоснабжения до 200 метров, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: ФИО1 и ФИО2.

Взыскать с администрации муниципального образования сельского поселения «Вухтым» в пользу Кукольщиковой В.Т. понесенные по делу судебные расходы на общую сумму <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения настоящего решения.

Председательствующий

2-725/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Кукольщикова В.Т.
Ответчики
Администрация МР "Прилузский"
Другие
Андреева А.В.
Андреева М.Б.
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
11.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2016Передача материалов судье
11.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2016Судебное заседание
05.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее